Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, повлияла на творчество многих писателей разных стран Европы. На войне получил смертельное ранение поэт, чье творчество открыло XX век, - Гийом Аполлинер.
Правительства каждой из стран, участников этой войны за передел границ и сфер влияния, преследовали свои интересы.
Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике. Эпическое художественное осмысление войны характерно для крупномасштабных романов-хроник Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана, Леонгарда Франка, Арнольда Цвейга, возникших почти в каждой из европейских литератур.
По-своему уникальна книга о войне Луи Селина "Путешествие на край ночи". Эти и многие другие книги о первой мировой войне будут рассмотрены в контексте отдельных национальных литератур во следующих статьях. Для постановки проблемы поэтики литературы о войне в целом сопоставим разные варианты художественного отклика на войну в европейских литературах и остановимся на книгах, показавших войну с разных позиций: революционизирующее ее влияние в романе Анри Барбюса "Огонь" и вызванные ею пессимизм и отчаяние в книгах писателей "потерянного поколения".