ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expression - выражение) - направление, сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников и скульпторов "Мост" в Дрездене, "Синий всадник" в Мюнхене, вокруг журнала "Штурм" (1910-1932). Экспрессионизм заявил о своем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминало неприятие романтиками в свое время рационализма просветителей.
Но, несмотря на свою внешнюю экстравагантность, экспрессионисты все же сохранили связь с традицией. Она проявлялась в близости к моралите, нравоучительной комедии эпохи Просвещения, и к драме религиозного театра, из которого и вышла моралите. Как и в экспрессионистской драме, в моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры: Человек, Грешник, Натура Людская... Таким образом, как бы ни шокировали лозунги и манифесты авангардистских школ, они не всегда знаменовали разрыв с прошлым.
Провозгласив тезис о приоритете самого художника, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего "я". Выражение вместо изображения, интуиция вместо логики - эти принципы, естественно, не могли не повлиять на облик литературы и искусства. Среди формальных признаков экспрессионизма - тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы (примером могут быть скульптуры Эрнста Барлаха "Надежда", "Милосердие", "Отчаяние"); обобщенные символы и собирательные образы (Безымянный, Рабочий, Воин); несовместимость цвета в живописи (полотна Э. Кирхнера, О. Кокошки); деформирующие пространство линии в графике (Э. Нольде, Ф. Мазерель); атональность и додекафония в музыке (А. Шенберг, П. Хиндемит, Б. Барток).
Художник-экспрессионист, главный субъект и объект искусства, находится, как правило, в экстатическом состоянии, наиболее соответствует ему образ "крика". Крик создает внутреннее напряжение на одноименных картинах норвежского художника Эдварда Мунка. Это же состояние творца заставляет "кричать" краски на картинах позднего Ван-Гога, В. Кандинского, Д. Поллака, деформирует образы, приводит к нарочито неправильным ритмам стиха, нарушает законы грамматики в поэтической строке. Стихотворение становится труднопереводимым, о чем, например, пишет П. Биркан, исследователь раннего Бехера, приводя следующие строки из сборника "Песнь против современности" (1918):
Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь!
Голова-чертополох шипит туча-губка...
Месяц-дыра - Как качается человек человек: о безбрежно!
Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.
Немецкий экспрессионизм не был однороден: одна его группировка (Верфель) тяготела к мистицизму; что же касается "левых" (Бехер, Газенклевер, Кайзер, Толлер), то они активно выступали против "машинной цивилизации" в целом, за революцию и против классовой борьбы, при этом революция в их произведениях часто присутствовала как условный символ нравственного усовершенствования. Столь же обобщена и антивоенная позиция, универсален лик войны на уровне содержания и образности в стихотворении Эрнста Толлера "Трупы в лесу":
Груды искромсанных тел.
Тлеют и корчатся трупы.
Мозг вытекает струей
Из проломленных лбов.
Остекленели глаза.
Воздух отравлен запахом бойни.
О, если бы видеть могли вы
Своих сыновей, немецкие матери,
Матери Франции!
Лежат вперемешку
Разбухшие трупы бывших врагов,
Касаясь друг друга руками беспалыми,
Словно в объятии братском.
В зловещем объятии!
Я вижу их, вижу. Но кто же я сам?
Зверь ли? Пес мясника?
Я вижу их, вижу:
Опозоренных...
Мертвых...
(Пер. И. Тргицковой)
Стиль экспрессионистской поэзии отмечен патетикой, гиперболами, символикой, фантастическим. На первом этапе экспрессионизм проявил себя в поэзии (Франц Верфель, Георг Тракль, Георг Гейм, Эрнст Толлер).
Экспрессионизм широко проник в драматургию, способствуя возникновению таких жанровых разновидностей, как "я-драма" и "драма-крик". Самый знаменитый среди экспрессионистов-драматургов - Георг КАЙЗЕР (1878-1945), чьи пьесы "Граждане из Кале" (1914) и "С утра до полуночи" (1916) пользовались широкой популярностью.
Пьесы "Коралл" (1917), "Газ Г (1918) и "Газ II" (1920) составляют трилогию. В ней рассказана история миллиардера (пьеса "Коралл"), некогда выбившегося из нищеты и стремящегося посвятил себя народу, борьбе за его счастье. Детективная фабула первой пьесы связана с загадочным преступлением, в котором роковую роль играет коралл. Во второй пьесе идеалы братства и равенства пытается отстаивать уже сын миллиардера, наследник многочисленных заводов по производству газа. Взрыв, происшедший на одном из заводов и показанный в пьесе как закономерное следствие технического прогресса, становится катализатором народного гнева, стихийно обрушившегося на голову борца за народные интересы.
В заключительной части трилогии - пьесе "Газ II" - на том же заводе спустя несколько десятилетий после взрыва правнук миллиардера, рабочий, возглавляет движение "долой газ", тем самым отстаивая антимилитаристские позиции, так как завод работает на военную промышленность. Не найдя другого выхода, герой готов уничтожить всю цивилизацию. Всеобщей катастрофой и заканчивается трилогия Кайзера.
Эмоциональная экспрессивность пьес трилогии соответствует главной ее идее. Эта идея - существование неопределенного зла, на фоне которого жизнь представляется истеричным бегом к кровавому и неясному финишу. Отметим и символизм обобщенных образов (миллиардер, инженер, семь человек в голубом, семь - в желтом), отсутствие четкой последовательности действия, чередования сцен. В сущности вся пьеса - это сплошной митинг, что в целом характерно для стилистики экспрессионистской драмы-крика, драмы-монолога, явившейся своеобразной формой выражения смятенного духовного состояния героя и его творца.
Пример вызревания реализма в русле экспрессионистской поэтики можно наблюдать в романе Бернхарда КЕЛЛЕРМАНА (1879-1951) "9 ноября" (1920), явившемся первым откликом на немецкую и Октябрьскую революции. Весь роман - это развернутый монолог автора, публицистически-лирическое обращение к читателю, в котором соединены по принципу киномонтажа выразительные сцены и образы; персонажи романа (генерал Аккерман, дочь генерала Рут) выполняют функции обобщенно-условных голосов и лишены бытовых, житейских характеристик. Запоминается изображение в романе военного Берлина, мертвого, прокопченного города, под непроглядной тьмой, как под саваном, распростершего свои улицы-ущелья. Город, оказавшийся во власти призраков, - это символ войны, точнее, измученной ею Германии и всей тонущей в крови и слезах Европы.
Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы (Ф. Кафка, И. Бехер, Б. Келлерман, Л. Франк, Г. Гессе). В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма - мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства XX века - отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.
Рассмотрев несколько модернистских школ и творчество крупнейших писателей, близких к авангардизму, можно утверждать, что для модернизма как художественного течений характерны субъективизм и в целом пессимистическое воззрение на прогресс и историю, внесоциальное отношение к человеку, нарушение целостной концепции личности, гармонии внешней и внутренней жизни, социального и биологического в ней.
В плане мировоззренческом модернизм спорил с апологетической картиной мира, был настроен антибуржуазно; в то же время его настораживала негуманность революционной практической деятельности. Модернизм выступал в защиту личности, провозгласил ее самоценность и суверенность, имманентную природу искусства. В поэтике он апробировал нетрадиционные, противопоставленные реализму приемы и формы, ориентированные на свободное волеизъявление творца, и тем самым оказал влияние на реалистическое искусство. Граница между модернизмом и реализмом в ряде конкретных примеров из творчества современных авторов достаточно проблематична, ибо, по наблюдению известного киевского литературоведа Д. Затонского, "модернизм... в химически чистом виде не встречается". Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XX века.