Внесло свой вклад в понимание человека творческого и учение об интуиции французского философа, лауреата Нобелевской премии по литературе 1927 года Анри БЕРГСОНА (1859-1941). Оно исходит из недоверия к интеллекту, имеющему чисто утилитарное назначение, ориентирующему человека лишь в практической деятельности.
Интеллект беспомощен интерпретировать глубинные процессы психики; эти слои может постигнуть лишь интуиция, ибо "наше познание, как и сущность жизни, покоится на интуиции". Язык, по Бергсону, продукт поверхностного слоя, он тоже не в состоянии выразить все оттенки внутренних переживаний; в литературе анализ действительности искусно подменяется художественным описанием психологических состояний. Интуитивное познание дозволяет схватывать предмет непосредственно и не может быть переведено на язык понятий и образов: оно представляется нашему интеллекту в виде "неясной туманности", хотя только оно истинно, ибо "предмет в себе" гораздо больше, чем "предмет в нас" ("Время и свобода воли", "Творческая эволюция").
Человек в искусстве XX века оказался трагически распятым своей эпохой, подобно христианскому Богу, распятым на кресте парадоксов его возможностей и его деяний, недостижимого идеала-абсолюта, с одной стороны, и безнадежности абсурдного существования, с другой. Оказался между активной жизненной позицией, политически и социально определенной, и пассивной замкнутостью индивида на себе, во вселенной своего внутреннего "я". Между неизвестностью предназначения человека и радостью его наполнения, между величием и ничтожностью, между победой и поражением.
XX век - век краха утопического и рационалистического сознания, время поиска новых координат, когда расширились представления о возможностях человека, но и усилилось разочарование в обреченности его попыток преобразовать мир. Это время предвидения "грядущего хама" тоталитаризма, с одной стороны, и освобождения от абсолютизирования индивидуальной свободы, с другой. Это эпоха Гуманизма, которому насильственно навязали несвойственную ему активность, заставили вступить в схватку, защищать независимость мысли, искать пути борьбы против насилия, диктатуры и фашизма.