Ученик Фрейда и его последователь, швейцарский психолог и психиатр Карл Густав ЮНГ (1875-1961) ввел понятие архетипа - устойчивого и почти не изменяющегося стереотипа человеческого поведения. Он выявляется на подсознательном уровне, в том психическом слое, где сохраняется архаика древнейших мифов, осколки первобытных магических обрядов, художественных образов и атавистических страхов.
В работе "Психологические типы" (1921) Юнг предложил две отправное разновидности личности - интравертную (погруженную в себя) и экстравертную (открытую для жизни). На их основе он подробно разработал структуры личности, в том числе мыслительный, духовный, интуитивный и чувственный типы.
Широко вошло в художественную культуру века введенное Юнгом понятие коллективного бессознательного, вобравшее в себя опыт прежних поколений, прошедших столетий, опыт, с которым человек рождается и существует, даже ничего не ведая о нем. Коллективное бессознательное предстает в виде символики и архетипов как универсальный язык, шифр и код всей истории человеческой культуры.
Для понимания поэтики искусства, широко использующего фантастическое, имеет некоторое значение работа Юнга "О сущности снов".
Продуктивной для художественной литературы оказалась также предложенная Юнгом идея маски, которая продолжила идеи, высказанные ранее американским психологом Уильямом Джеймсом (1842-1910). В своих работах по психологии Джеймс исходил из того, что в сознании нормального человека может существовать несколько ипостасей, что на практике всякий человек имеет столько же разных социальных личностей, сколько различных групп людей, мнением которых он дорожит.
Психоанализ способствовал углублению концепции личности, представлений о роли бессознательного и фантастического, непознаваемого в культуре и человеке, расширению мотивировок, объясняющих человека и его поведение субъективными факторами (психика, комплексы, неврозы).
Психоаналитическая и марксистская концепции личности, хотя и разведенные в разных трудах и декларациях в противоположные стороны, на самом деле, как показывает творчество отдельных художников, не всегда альтернативны. Напротив, они дополняют одна другую, пытаясь с разных точек зрения понять человека и помогая художникам эпохи революций и войн приблизиться к истокам трагического в самом человеке и вне его.