Исходя из несовершенства и абсурдности мира, концепцию человека абсурдного предложил ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, влияние которого на искусство нашего столетия можно сравнить лишь с идеями Фрейда. Экзистенциализм как философия сложился в конце XIX - начале XX века в трудах Хайдоггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш).
В литературе начала века экзистенциализм был распространен не столь широко, однако он окрашивал мироощущение таких разных писателей, как Франц Кафка и Уильям Фолкнер, под его "эгидой" закреплялся в искусстве абсурд и как прием (вспомним русскую школу обэриутов, которых можно считать предтечей театра абсурда), и как взгляд на человеческую деятельность в контексте всей истории.
Усиление интереса к экзистенциализму в кругах западной интеллигенции именно в годы фашистской экспансии имеет убедительное объяснение - разочарование в возможностях и человеческой личности, и культуры, не сумевших противостоять фашистскому мракобесию.
Это настроение хорошо выразил Альбер Камю в одной из "шведских речей" (10 декабря 1957 года): "Люди моего поколения, родившиеся в начале первой мировой войны, которым исполнилось двадцать лет, когда Гитлер пришел к власти и начались первые сталинские процессы, и которых потом, для завершения образования, жизнь поставила перед лицом мировой войны в Испании, второй мировой войны, перед лицом Европы, превращенной в континент пыток, тюрем, концлагерей, сегодня должны воспитывать сыновей и творить в мире, стоящем перед угрозой ядерного уничтожения".
Позволю себе лишь краткое пояснение экзистенциализма (от лат. existentia - существование) в плане его отношения к литературе. В абсурдном, пустом, по Сартру, мире, где нет "бога", нет и идеалов, остается одно - экзистенция, судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется; существование - забота, которую человек должен принять, ибо разум не способен справиться с враждебностью бытия: человек обречен на абсолютное одиночество, его существование никто не разделит. В отличие от марксизма, исходная позиция экзистенциализма - не общество, а индивидуальное сознание; именно оно исследуется на уровне "жизни в себе" с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов.
Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил "смерть" как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его "избранничества". Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и. жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализм привлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.