В 30-40-е гг. XIX в. в Германии происходят существенные сдвиги в экономической и политической жизни. Укрепляется положение немецкой буржуазии, начинает развиваться промышленность, идет процесс экономического объединения страны. Появляются и первые самостоятельные организации рабочего класса. Все это благоприятствует усилению оппозиционных и революционных тенденций в немецкой литературе.
В самом начале 30-х гг. возникло литературное движение "Молодая Германия", активное участие в котором приняли писатели и публицисты Мундт, Гуцков, Лаубе, Кюне, Винбарг и др. В их произведениях отразилось то политическое брожение, которое было вызвано в Германии Французской революцией в июле 1830 г.
Для писателей "Молодой Германии" были характерны интерес к социально-политической проблематике и определенная тенденциозность. Однако не следует преувеличивать оппозиционное значение деятельности "младогерманцев". Туманность их принципов и ограниченность идейного горизонта способствовали тому, что их литературная деятельность не шла дальше более или менее робких выражений противоправительственного духа.
Значительную роль в немецкой литературе сыграла публицистическая деятельность Людвига Берне (1786- 1837) - автора знаменитых "Писем из Парижа" (1830- 1833), затрагивавших острые общественно-политические проблемы и положивших начало развитию немецкого художественного политического фельетона. Книга сложилась из частных писем писателя и дает широкую информацию о Франции начала 30-х гг. Она позволяет проследить эволюцию автора - от восторженного отклика на июльские события к пониманию сущности буржуазной монархии.
Страстным революционером и борцом за лучшее будущее своей страны проявил себя талантливый немецкий драматург и публицист Георг Бюхнер (1813-1837). Его литературное наследие сравнительно невелико: три пьесы и одна повесть. Наиболее значительна его драма "Смерть Дантона" (1835), навеянная событиями Французской революции 1789 г. и пронизанная пафосом народной борьбы.
Несколько позже, в 40-е гг. XIX в., накануне и в период немецкой революции 1848 г., расцветает творчество Георга Гервега (1817-1875), Фердинанда Фрейлиграта (1810-1876) и Георга Веерта (1822-1856). Эти три поэта лучшие свои произведения создавали во время немецкой революции, когда они сотрудничали в "Новой Рейнской газете", издаваемой К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее выдающимся из них является Георг Веерт, которого Ф. Энгельс назвал первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата. Георг Веерт был также и блестящим фельетонистом. Об этом свидетельствует его замечательный сатирический роман "Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского" (1849), направленный против немецкого реакционера князя Лихновского. После поражения революции 1848 г. эти три поэта постепенно отошли от революционно-демократических позиций, занятых ими в 40-е гг.