Польская литература в романтизме. Развитие польского романтизма - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Как вы считаете, Jaaj.Club - это сложный сайт?


19.07.2019 Рубрика: Культура

Польская литература в романтизме. Развитие польского романтизма

Автор: Jaaj.Club
Общеевропейская известность, которую приобретает польская литература в XIX в., связана прежде всего с творчеством выдающегося поэта-романтика Адама Мицкевича. Яркие страницы в историю польского романтизма вписали Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Камиль Норвид.
2441 0 0 3 993

79

Общеевропейская известность, которую приобретает польская литература в XIX в., связана прежде всего с творчеством выдающегося поэта-романтика Адама Мицкевича. Яркие страницы в историю польского романтизма вписали Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Камиль Норвид. Заметный след в ней оставили Антоний Мальчевский, Северин Гощиньский, Рышард Бервиньский, польско-белорусский поэт Владислав Сырокомля (настоящее имя - Людвик Кондратович). 

Романтизм в Польше, как и в других странах, не был только литературным явлением. Гениальное музыкальное воплощение он получил в творчестве Фридерика Шопена, известным композитором романтической эпохи был Станислав Монюшко, выдающейся пианисткой и композитором - Мария Шимановская. Романтическое изобразительное искусство представляли художники Александр Орловский (вошедший и в историю русской живописи), Петр Михаловский, Генрик Родаковский, Юлиуш Статтлер, польско-белорусские мастера живописи Ян Дамель, Валентин Ванькович, Януар Суходольский.  

Развитие польского романтизма, исторические границы которого определяются 1822-1863 гг., происходило в условиях отсутствия польской государственности (в 1795 г. Пруссия, Австрия и Россия произвели третий раздел Речи Посполитой), политического гнета, гонений на польский язык и культуру. Романтизм становился мироощущением передовых национальных сил, выражением апатриотического, а также антифеодального самосознания. Романтические произведения создавались на фоне бурных общественно-политических событий, конспиративной деятельности патриотов, национально-освободительных восстаний, антикрепостнической борьбы крестьян, революционно-демократических устремлений. 

В то же время романтическая литература сама оказывала влияние на ход исторического развития. Так, национальное восстание 1830-1831 гг., начавшееся нападением на Бельведер, резиденцию великого князя Константина в Варшаве, воспринималось многими романтиками как результат их поэтической деятельности. Участник восстания С. Гощиньский подчеркнул органическую связь романтического художественного образа и политического действия: "Слово стало плотью, а Валленрод Бельведером". 

Освободительное движение в Польше было преимущественно шляхетским. Однако романтики выступали против классовой ограниченности, классового эгоизма, связывали национальную самобытность литературы с духовной жизнью народа, подобно Мицкевичу, стремились смотреть на жизнь глазами социально порабощенного большинства. 

Главные черты польского романтизма - неприятие действительности, патриотический и освободительный пафос, национальное самоутверждение. Преобладающие жанры - баллада, поэтическая повесть (польский вариант европейской лиро-эпической поэмы), романтическая драма. Последняя явилась высшим художественным достижением, образцом соединения поэтического гения с чаяниями всей нации.  

Дискуссию о романтизме, вылившуюся в борьбу между сторонниками классицизма и романтизма, начал Казимеж Бродзиньский (1791-1835) статьей "О классическом и романтическом, а также о духе польской поэзии" (1818). Рассматривая оба направления (романтизм - на материале немецкой и французской литератур, так как в Польше его еще не было) и воздавая должное каждому из них, критик утверждает, что польская литература не должна слепо подражать зарубежным образцам. Ей следует пойти по своему национальному пути, заимствуя в классицизме и романтизме то, что соответствует "духу нации", опираясь на старопольские традиции, патриархальность и фольклор. Бродзиньский изменит свои взгляды в пользу романтизма только после восстания 1830- 1831 гг., когда польская романтическая литература станет знаменем борющегося народа. 

Видный ученый, поборник просветительской идеологии Ян Снядецкий (1756-1830), в политических взглядах придерживавшийся умеренно-консервативной позиции, вступил в полемику, подвергнув резкой критике новое направление в своей работе "О классических и романтических произведениях" (1819). Для него романтизм - это "школа измены и заразы", возвращение к средневековью, носитель "превратных" философских и политических концепций, а романтическая эстетика с ее принципами "разнузданного воображения" и неограниченной художественной свободы - противоречие здравому смыслу. 

В теоретическом споре о романтизме принял участив Адам Мицкевич. В предисловии к своему сборнику "Поэзия" (1822), выступая против классицизма, он отрицает мысль о романтизме как привнесенной из-за рубежа моде; обосновывает право этого направления на существование в Польше; считает романтическую поэзию выразительницей духа времени и национальных чувств, идей политического обновления.  

Страстным защитником романтической литературы и духовным вождем молодых романтиков стал Мауриций Мохнацкий (1804-1835), участник конспиративных кружков, готовивших восстание 1830 г., лидер его демократического крыла. Свою эстетическую программу он изложил в работе "О польской литературе XIX века" (1830), в которой сформулировал теорию "самопознания нации в своем естестве", необходимости борьбы за национальную самобытность литературы. Обращавшаяся к сокровищнице народного творчества, к историческому прошлому, выражавшая национальные чаяния романтическая поэзия, по мысли критика, открывала эру в истории польской литературы, выводила ее на прогрессивные европейские рубежи.  

С самого начала полемика вокруг романтизма в Польше носила не только эстетический, но и политический характер. Эпигонский классицизм был выражением национального оппортунизма, соглашательства с существующим порядком. Романтизм стал знаменем революционно-шляхетской оппозиции, патриотической молодежи, недовольной чужеземным господством и польской действительностью. Не случайно этапы развития романтизма в польской литературе связаны с революционным движением в стране.
  • Первый этап охватывал 1822-1830 гг. (от первого поэтического выступления Мицкевича до ноябрьского восстания 1830-1831 гг.). Центром литературной жизни являлись Королевство Польское и Виленщина. В русле романтического направления развивалось творчество Мицкевича, Мальчевского, Гощиньского, а также представителей "поэзии восстания" (Ю. Словацкий, С. Гарчиньский, М. Гославский и др.).
  • Второй этап романтизма в Польше, начавшийся после поражения восстания 1830-1831 гг., продолжался до революций 1848-1849 гг. Центр духовной и литературной мысли переместился за пределы Польши. В эмиграции создавали свои лучшие произведения Мицкевич, Словацкий, Красиньский, Шопен. Это годы активной политической и научной деятельности выдающегося историка И. Лелевеля, сблизившегося в эмиграции с Марксом и Герценом. В самой стране лидировала публицистика революционных демократов Э. Дембовского, Г. Каменьского и других, а в поэзии революционно-демократические настроения получили наиболее яркое выражение в стихах Г. Эренберга.
  • Последний, третий, этап - 1849-1863 гг.- завершился польским восстанием 1863 г. В это время, время угасания романтической поэзии, много и плодотворно трудится в эмиграции Ц. К. Норвид. Несмотря на определенные успехи поэтов, живших в самой Польше (К. Уейский, В. Сырокомля), здесь тоже наблюдается упадок романтизма. Поэзия уступает место прозаическим жанрам - повести и роману.
 
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Адам Мицкевич. Пан Тадеуш

Байрон, Гюго, Гейне, Мицкевич, Пушкин... Среди гениальных поэтов - патриотов и интернационалистов XIX в., наиболее совершенно и полно выразивших дух эпохи и национальное самосознание своих народов, достойное место занимает Адам Мицкевич (1798-1855). Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-