Романтизм как направление сложился в литературе и искусстве Англии к 90-м гг. XVIII в. К началу Французской революции, ознаменовавшей новую эпоху в европейской истории, Англия пережила промышленную революцию, которая имела "такое же значение... как политическая революция - для Франции, как философская революция - для Германии".
"Старая добрая Англия" превращалась в капиталистическую державу со всеми положительными и отрицательными последствиями, которые нес с собой буржуазный прогресс: стремительный рост городов, открытие новых фабрик и заводов, множество научных и технических изобретений, и вместе с этим - массовое разорение ремесленников, фермеров, крестьян, нищета, голод, преступность, усиление национального и религиозного гнета в Ирландии, Шотландии, эксплуатация народов британских колоний.
Все романтики, независимо от политической и социальной ориентации, - поэты и писатели
Уильям Блейк, Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Кольридж, Роберт Саути, Томас Мур, Джордж Гордон Байрон, Перси Биши Шелли, Вальтер Скотт, Джон Китс, художники Джон Констебл, Мэллорд Уильям Тернер, Ричард Парке Бонингтон - выражали в своем творчестве отрицательное отношение к буржуазному обществу.
Почва для романтического взрыва начала подготавливаться в английской литературе со второй половины XVIII в. готическим романом (А. Радклиф, X. Уолпол, М. Льюис), сентименталистской поэзией (Т. Грей, Э. Юнг), "Поэмами Оссиана" Дж. Макферсона, противостоявшими нормативной эстетике классицистов. В то же время в творчестве английских романтиков (Вордсворт, Байрон, В. Скотт) прослеживалась связь с "веком разума", эстетикой классицизма и просветительства.
Особенностью романтизма в Англии явился расцвет лирической поэзии. Английские поэты предпочитали свои наблюдения и размышления облекать в форму иносказаний, фантастических видений, космической символики. Возвышенное понималось ими не только как исключительное, оно могло проявляться и в самом простом, будничном.
У истоков английского романтизма стоял Уильям Блейк (1757-1827), утверждавший в своем творчестве новое представление о человеческой личности, новаторские принципы художественного отражения жизни, в которых рационалистический анализ заменялся чувством и воображением (лирические сборники "Песни невинности", 1789; "Песни опыта", 1794). Блейку принадлежат знаменитые поэтические строки, где в афористической форме декларируются важнейшие особенности романтического восприятия мира - фантазия, интуиция, поэтический домысел:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
"Песни невинности".
Перевод С. Маршака
Судьба Блейка сложилась трагически. Он умер в нищете и безвестности, опубликовав при жизни лишь один сборник ("Поэтические отрывки", 1783) на собственные средства. Только в 50-60-е гг. XIX в. была открыта его поэзия.
Ранний этап в английском романтизме (1790-1810) связан с деятельностью поэтов и теоретиков литературы Вордсворта и Кольриджа. Их называют представителями "Озерной школы" (или лейкистами, от англ. lake - озеро), так как поэты жили на севере Англии, в краю озер, воспетом ими. К этой школе относят и Роберта Саути (1774-1849), который значительно уступал Вордсворту и Кольриджу по силе поэтического дарования. Несмотря на определенную общность творческих позиций Вордсворта и Кольриджа, у них наблюдались серьезные расхождения во взглядах на поэзию.
Следующий период (10-е - середина 20-х гг.) ознаменован творческими выступлениями Байрона, Шелли, Скотта, благодаря которым английский романтизм оказался в авангарде европейского литературного процесса.
Упадок романтизма в Англии наметился во второй половине 20-х гг. Он исчерпал себя как литературное направление после смерти В. Скотта (1832), хотя романтическая традиция дает о себе знать в произведениях писателей-реалистов (Ч. Диккенса, Ш. и Э. Бронте).
Уильям Вордсворт (1770-1850) вошел в литературу как новатор, провозгласивший взамен устаревших классицистических форм принципы романтической поэзии, демократ, продолживший традицию Р. Бёрнса, мастер балладного жанра, реформатор литературного языка. Узнав о революции, он отправился во Францию, чтобы присутствовать "при рождении нового мира". Но позже Вордсворт осудил крайности революции, начал отстаивать путь мирного решения социальных конфликтов, в основе которого - идея нравственного самоусовершенствования. Однако и тогда, когда апеллировал к Богу и смирению, он не забывал о лозунгах, начертанных на знаменах революции.
Одно из самых известных произведений Вордсворта - поэма "Вина и скорбь" (1783-1794). С большой художественной силой показано в ней моральное падение людей, ставших жертвами промышленного переворота, несправедливых законов, произвола лордов-богачей. Бывший крестьянин, насильно завербованный в королевский флот, а после тяжелой службы обманутый военными начальниками и выброшенный на берег без гроша в кармане, ничем не может помочь своей погибающей от голода семье. По дороге в деревню он убивает с целью ограбления человека, оказавшегося таким же бедняком, как и он сам. В ужасе матрос бежит от содеянного, мучиться угрызениями совести, бродяжничает. Накануне смерти он узнает, что стал виновником разорения своей семьи, которую обвинили в преступлении, совершенном им.
Колорит поэмы выдержан в мрачных, зловещих тонах. Ничто не напоминает о гармонической природе, успокаивающей человека. Наоборот, бескрайние, пустынные места, по которым скитается матрос, представляются ему враждебной силой.
Вордсворт критически относился к просветительским теориям, но верил во врожденную доброту человека и его право на счастье.
В 1798 г. вышел в свет сборник "Лирические баллады" Вордсворта и Кольриджа, начинающий новое направление в литературе Англии. "Предисловие" ко второму изданию этого сборника (1800), написанное Вордсвортом, явилось изложением его эстетических взглядов и литературным манифестом английского романтизма. Главную задачу поэта Вордсворт видел в обращении к повседневной жизни, но простые и безыскусные сюжеты, считал он, необходимо "расцветить красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде". Вордсворт предпочитал изображать сельскую жизнь, потому что "в этих условиях человеческие страсти приобщаются к прекрасным и вечным формам природы", а ничто не действует на душу человека так возвышающе и облагораживающе, как природа. Выступая против неестественности поэзии классицизма, он утверждал, что наиболее правдиво и выразительно человеческие эмоции могут быть переданы на языке простых людей. Понимая "истинную поэзию" как "стихийное излияние чувств", Вордсворт уверен в том, что "чувство придает значительность действию и обстоятельствам, а не наоборот". Таким образом, он отрицал искусственные барьеры, отделявшие поэта от читателя.
Важнейшая тема вордсвортовских баллад - трагедия английского крестьянства, которому грозит исчезновение в результате аграрно-промышленной революции. Рушатся привычные устои жизни, бывшие труженики превращаются в бездомных бродяг. Такова участь деревенской девушки ("Бедная Сусанна"), крестьянина ("Последний из стада"). Избегая сложных метафор, сравнений, Вордсворт умеет правдиво и поэтично передать психологическое состояние своих героев, душевное смятение, отчаяние ("Скиталица", "Майкл", "Безумная мать").
Своим наставником он считал Р. Бёрнса, стихи которого полюбил еще в юности. У шотландского барда Вордсворт учился тому, "Как стих чеканно-золотой // Украсить истиной простой // И не прельщаться мишурой" ("У могилы Роберта Бёрнса", 1803. Перевод В. Колесникова). В собственно английской поэзии автор "Лирических баллад" был первым, кто заявил о поэтичности чувств и языка простолюдинов, придал очарование новизны самым обычным явлениям.
Стихотворения "Тинтернское аббатство", "Кукушка", "Нарциссы" относятся к пейзажной лирике. Автору присуще возвышенное восприятие природы, в то же время его поэтическая речь проста, естественна, изящна.
Волшебный мир
Природы, он не раз
Спасал меня в пустыне городов:
В часы тревог, сердечного волненья
Не раз бежал я в мыслях в эти дебри...
"Тинтернское аббатство". Перевод Б. Колесникова
"Поэтом природы" назвал Вордсворта Шелли. "Природы он рисует идеал",- писал о нем Пушкин. В стихотворениях Вордсворта запечатлены не только чувства, мысли, но и сам процесс переживания, внутреннего душевного движения.
Вордсворт почти не писал о любви. Посвященный этой теме поэтический цикл "Люси" (1799) стал знаменит благодаря глубокому лиризму, особой прелести и гармонии стиха, прекрасно переданных в русском переводе С. Я. Маршаком.
Вордсворт успешно осваивал форму сонета, "которым сердце открывал
Шекспир; Петрарка врачевал печаль...", и переосмысливал его традиционную тематику. В сонете "Лондон, 1802" поэт обращается к памяти Мильтона, чья титаническая фигура противостоит нынешней Англии - "стоячему болоту" и ее "эгоистическому народу". В сонете "Туссену Лувертюру" Вордсворт пытается вселить оптимизм в душу руководителя восстания негров, заточенного в темницу, призывает его к стойкости, умению "в оковах властвовать собой". Это жизнелюбивое стихотворение было написано в 1816 г., в период начавшегося творческого кризиса поэта, связанного с усилением консервативно-охранительных тенденций в его взглядах.
Вордсворт симпатизирует торийскому правительству, высказывается против общественных реформ, за превосходство английской конституционно-компромиссной системы правления; в его произведениях притупляется критика социальной несправедливости, сглаживается острота трагических мотивов.
Поэма "Прелюд" состоит из четырнадцати книг, написанных белым пятистопным стихом. Работа над этой поэмой была закончена к 1805 г., но на протяжении всей своей жизни автор возвращался к ней, дорабатывал, редактировал. Лирический герой этого произведения - двойник автора. Его духовная биография вписана в контекст эпохи - эпохи великих надежд, которые связывались с Французской революцией, и последующих разочарований. В поэме много сокровенных мыслей автора, замечательных высказываний о Свободе и Справедливости, необходимости расковать человеческий дух, и тут же - утверждение Бога, который учит человека терпению. Искренне и проникновенно звучит признание поэта:
Я сердце все свое отдал народу,
Любовь мою я посвятил ему...
Перевод Б. Колесникова
Вордсворта мучило отступничество от общественных идеалов молодости, но в душе он оставался верен им.
Сэмюэлъ Тейлор Кольридж (1772-1834) - поэт яркого и самобытного таланта, принесшего ему мировую известность. Как и Вордсворт, он является основоположником нового литературного направления и романтической критики в Англии. Кольриджу принадлежат фундаментальный труд "Литературная биография" (1817), а также изданные после его смерти эссе, беседы, лекции о Шекспире, Мильтоне и других художниках слова.
Ранние стихотворения Кольриджа - "Ода на разрушение Бастилии" (1789), "Монодия на смерть Чаттертона" (1790) и другие - связаны с традицией XVIII в., однако воодушевленный революционными, свободолюбивыми идеалами поэт наполняет старые жанровые формы (оду, элегию, сонет) новым содержанием, смело вводит в поэзию разговорный язык.
Восторг Кольриджа по поводу совершающихся событий в революционной Франции скоро сменился разочарованием. Подвергая критике и якобинцев и боровшиеся с ними власти (позже Кольридж будет направлять свой гнев только на якобинцев), он мечтал воплотить в жизнь идею о всеобщем равенстве: отправиться в Америку и создать там общину "свободных тружеников" (об этом сонет "Пантисократия", 1794), что, разумеется, не удалось осуществить.
Голос демократа, врага монархии и реакционных правительств звучит в произведениях Кольриджа 1794-1796 гг., которые являются преимущественно политическими. Это - сонеты, прославляющие передовых людей эпохи - Шеридана, Годвина, Костюшко. Это - "военная эклога" "Огонь, Голод и Резня", где резко и зло осуждаются кровавая политика премьер-министра Питта, война и социальная несправедливость. Это - проникнутая тираноборческим пафосом "Ода к уходящему году", в которой рисуется картина страданий людей и попрания свободы на разных континентах.
Ода отличается усложненной формой, напоминающей барочную, что было присуще и некоторым другим произведениям Кольриджа, хотя не удовлетворяло его как автора.
Когда, восстав в порыве мятежа,
Взгремела Франция, потрясши свет,
И крикнула, что рабства больше нет,
Вы знаете, как верил я, дрожа!
Какие гимны, в радости высокой,
Я пел, бесстрашный, посреди рабов!..
"Франция", 1798. Перевод М. Лозинского
Эта ода написана поэтом, который после термидорианского переворота и вступления Франции на путь деспотизма отказался от своих прежних радикалистских идеалов. Не случайно она называлась "Отречение".
Теперь Кольриджа привлекает позиция политического и социального скептицизма, и он окончательно утверждается в мысли, что идеал Свободы и источник возрождения человека заключены в природе, поэзии, вере. Философское обоснование этому он находит в трудах немецких философов-идеалистов, для изучения которых едет в Германию.
В период творческого содружества с Вордсвортом (1797-1802) Кольридж создал свои лучшие произведения, в том числе "Сказание о Старом Мореходе" (1798), которое украсило их сборник "Лирические баллады". В "Литературной биографии" Кольридж подчеркнул, что задачей Вордсворта было
"избрать своим предметом и заставить блеснуть новизной вещи повседневные и вызвать чувства, аналогичные восприятию сверхъестественного...". Кольридж должен был взяться "за персонажи и характеры сверхъестественные... с таким, однако, расчетом, чтобы эти тени, отбрасываемые воображением, вызывали в душе живой интерес, а некоторое подобие реальности на какое-то мгновение порождало в нас желание поверить в них, в чем и состоит поэтическая правда".
И поэт великолепно справился с такой эстетической установкой: самому фантастическому он придал видимость правдоподобия. Характерной особенностью "Сказания о Старом Мореходе" является сочетание поэтического вымысла и достоверности, неисчерпаемого воображения и художественной убедительности.
Учение Кольриджа о воображении занимает важное место в его романтической эстетике. Оно оказало влияние на английскую поэзию. Воображение - это "синтезирующая и магическая сила", которая проявляется "в примирении противоположных либо несоединимых явлений: сходства с различием, абстрактного с конкретным, идеи с образом... новизны и свежести с привычным и примелькавшимся, необыкновенного эмоционального состояния с необычностью ситуации...". Именно воображение способствует гармонии формы и содержания, тому, чтобы поэтика произведения, образный строй и язык выражали его глубинный смысл.
Основы этих эстетических идей закладывались еще в ранней лирике Кольриджа ("Боль", 1790; "Эолова арфа", 1794). Главное в поэтике первого стихотворения - слияние "идеи с образом". Одиночество лирического героя (центральная тема зрелого творчества поэта), его страдание представлены здесь в образе "моря боли". Это оно терзает душу и тело, не позволяет слиться с природой - ликующей и гармоничной. "Эолова арфа" может рассматриваться как своеобразная иллюстрация тезиса, сформулированного автором два десятилетия спустя: воображение - это "чувство наслаждения музыкальностью творения и способность производить такое наслаждение".
Вне нас и в нас едино бытие -
Душа всему, что движется навстречу,
Свет в звуке и подобье звука в свете
И в каждой мысли ритм и всюду радость...
Перевод В. Рогова
"Сказание о Старом Мореходе" - образец художественного мастерства Кольриджа, стремившегося к "примирению" принципов "воображения" и "верности правде природы". Действительность здесь причудливо переплетается с фантастикой. События в поэме - сверхъестественные, но эмоции, которые переживают герои в связи с этими событиями, отличаются драматической правдивостью. Поэма стилизована под балладу, и язык ее - простой, как и свойственно балладе, но с его помощью передается сложный символический смысл.
Моряк убил альбатроса, священную птицу морей, которая, по поверью, приносит добро. Своим коварным поступком он нарушил гармонию природы, законы естества и заслужил возмездие. Этим возмездием становится одиночество, отчуждение от людей. Вся команда корабля, попавшего в мертвый штиль, погибает. Остается жить один моряк ("Один, один, всегда один, // Один и день и ночь"), чтобы перенести тяжкие испытания.
Взгляну ли в море - вижу гниль
И отвращаю взгляд.
Смотрю на свой гниющий бриг -
И вижу трупов ряд...
Заснуть хочу, но страшный груз
Мне на зеницы лег:
Вся ширь небес и глубь морей
Их давит тяжестью своей,
И смерть, и смерть у ног!
Перевод В. Левина
Страдает Моряк не от физической боли - жары, холода или голода. Его боль - нравственная, он терзается муками совести. Спасение приходит тогда, когда в душе героя просыпается любовь к живому, и он благословляет жизнь, как бы восстанавливая гармонию в природе.
Вся образная система поэмы, ее композиция, стиль, язык направлены на раскрытие сложных переживаний героя. Она написана четырехстопным ямбом, но смена эмоций подчеркивается отступлением от четверостишия. По богатству образного строя и языка, новизне конфликта, силе поэтического воображения автора "Сказание о Старом Мореходе" не имело аналогов в романтической литературе.
Незавершенная поэма "Кристабель" (1797-1800) также посвящена теме трагического одиночества, которая раскрывается на сказочном материале: героиня, добрая и наивная девушка, под влиянием колдовских чар оказывается чужой в своем доме, отторгнутой от самых близких людей. Романтическая красочность и загадочность, зловеще-фантастический колорит поэмы, оригинальность стихотворной формы (в строках - от семи до двенадцати слогов, но всегда четыре ударения) буквально потрясли читателей, в том числе В. Скотта и Байрона.
Необыкновенные выразительность и музыкальность стиха, богатство романтической символики отличают и фрагмент поэмы "Хан Кубла" (1798). Все это произведение - "как бы единый порыв, устремленный к видению небывалой, дурманящей трезвое сознание красоты". Яркие, экзотические, быстро сменяющие друг друга образы оказываются предметом творческого вдохновения поэта-пророка, в котором проецируется сам автор. Замысел поэмы остался неосуществленным, в 1817 г. было опубликовано только ее начало.
Вдохновение, "воображения узывный глас", покидало поэта, и в оде "Уныние" (1802) тридцатилетний Кольридж прощается со своей музой.
Творческий взлёт, который пришелся на вторую половину 90-х - начало 800-х годов, по существу, завершил путь Кольриджа как поэта. Закончив смелое экспериментирование в области поэтического творчества, он начал его в работах по эстетике, философии и истории литературы.
Влияние стихов и идей Кольриджа испытали английские романтики Дж. Китс (1795-1821), Ч. Лэм (1775-1834), У. Хэзлитт (1778-1830).