Жан-Жак Руссо (1712—1778), как никто из просветителей, был предтечей, идейным провозвестником Французской революции: мораль и политика якобинства были основаны на его философских принципах.
Свою жизнь, полную лишении и гонении, он изложил в «Исповеди» (1765—1770), которая считается самой откровенной автобиографией в мировой литературе и оказала огромное воздействие на дальнейшее развитие жанра исповеди.
В «Исповеди» Руссо создает свой «абсолютно правдивый и точный портрет», а также обобщает важнейшие философские темы: значимость личности, сложности и противоречия ее развития; культ чувствительности, которая была для Руссо, одного из виднейших представителей европейского сентиментализма, методом философским и творческим (философским, ибо, отрицая культ разума и рассудочной логики, Руссо в чувстве сосредоточивал сферу сознательной деятельности человека; творческим потому, что Руссо утверждал равенство всех в чувстве, а задачу искусства видел в том, чтобы волновать сердца людей и воспитывать их в добродетели; любое художественное произведение должно быть излиянием сердца писателя); культ природы, неотъемлемой от душевного мира человека; тема социальной несправедливости, стремления к гражданскому переустройству.
Известность Руссо принесли его философские трактаты «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) определяло общественную и моральную роль наук и искусств. Изучая состояние современного общества и историю человечества, Руссо пришел к выводу, что науки и искусства оказывают самое пагубное воздействие на общественную жизнь и мораль.
В «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) он исследует бедственное положение народных масс и утверждает, что причиной этого является неограниченное господство частной собственности.
Руссо сумел увидеть оборотную сторону буржуазного прогресса. Он изучает последовательные этапы в развитии человечества, начиная с образа жизни «дикаря». По своей природе, говорит Руссо, все люди «равны, словно звери». Развитие материальной и духовной культуры отдаляет их от природы, с появлением собственности (особенно на землю) неравенство становится характерной чертой общественного устройства.
Для охраны собственности появляется государство. Прогресс, по Руссо,— это прогресс неравенства и природного, и общественного (сословного и имущественного), которое стало источником всех современных бед. Характер прогресса Руссо рисует диалектически, видя противоречия в смене форм общественных отношений. Понимая, что испорченные цивилизацией люди уже не смогут вернуться к «естественному состоянию», отказаться от жизни в обществе, основой которого является собственность, он предлагает не уничтожить ее, а равномерно распределить, т. е. проповедует эгалитарный социализм.
В трактате «Общественный договор» (1762) Руссо выразил свои социально-политические взгляды. Государство основано на общественном договоре между правительством и народом, который гарантирует основные права граждан (свободу, равенство, неприкосновенность собственности); правительство может быть отменено, если оно нарушит договор; народ же обязан уважать законы и подчиняться им.
Философские воззрения Руссо находились в полном единстве с его художественными взглядами.
Философский роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» (1762) излагает методы и задачи воспитания идеального человека. Главной задачей является изоляция ребенка от окружающей среды под благотворное воздействие природы, чтобы сохранить в неприкосновенности врожденные добрые чувства питомца, дать ему возможность развиваться естественно и свободно. Физическое и интеллектуальное воспитание должно быть рациональным, в контакте с природой. Надо овладеть также полезным для жизни ремеслом.
Но основное — это воспитание души ребенка, его чувствительности, т. е. умения сострадать другому, быть человеколюбивым. Люди должны быть добродетельными, следовать предначертаниям мудрой природы, быть прямодушными, поступать во благо другим, выполнять свой долг.
В понятие добродетели входит и врожденное религиозное чувство: деист Руссо убежден, что религиозность имеет два истока — культ природы и культ человеческого сердца. Эта идеальная религия не нуждается в культовых формах и догмах, она внецерковна, свободна и индивидуальна. Такие воззрения вызвали жестокое преследование автора.
Эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) стал подлинной энциклопедией руссоизма. Форма писем обеспечивала достоверность повествования, способствовала более глубокому проникновению во внутренний мир человека. В этом философском романе наиболее полно проявилось мировоззрение Руссо, а также его творческий метод: культ добродетели и природы выражен в романе с помощью «сердечного воображения», герои романа стали идеальным воплощением человека. Большую роль играет и социальный аспект. Руссо — решительный противник социального неравенства.
В основе интриги — любовь двух молодых людей неравного общественного положения, аристократки. Юлии и ее учителя философа-плебея Сен-Прё. Социальное неравенство подвергается в романе прямому осуждению, критикуется цивилизация, прославляется «естественное состояние», в котором живут «дикие» народы. Критика цивилизации не означает требования уничтожить общество и вернуться к «естественному состоянию», что невозможно для современного человека. Однако отношения между людьми, общественные учреждения должны проникнуться «естественной нравственностью», пропагандировать которую обязаны философы и писатели.
Первые три части изображают страсть, которая сметает все сословные преграды, рисуют человека и общество такими, каковы они суть. В подобной социальной среде человек не может быть счастлив, ему мешают причины внешние — сословные перегородки между любящими, однако эти внешние причины уничтожаются пылкими естественными чувствами. Но счастье человека невозможно и по причинам внутренним, нравственным (неестественные условия существования не дают возможности проявиться искренним чувствам, могут испортить даже самые благородные натуры). Чувства Юлии и Сен-Прё запретны, поэтому они вынуждены прибегать к притворству и тем самым нарушать законы «божеские и человеческие».
Герои забывают также про свой долг по отношению к другим, Руссо был убежден, что в страсти проявляются глубокие и благородные силы человека. Однако, по Руссо, «чувствительная душа — это роковой подарок неба»: и потому, что чувствительный человек больше страдает, и потому, что страсть может привести к забвению добродетели, к нарушению нравственных норм.
В последних трех частях писатель говорит об обязанностях человека и нравственном долге, о том, какими должны стать человек и общество. Утопия возрожденного человечества — это жизнь в Кларане, поместье Юлии и Вольмара (Юлия, повинуясь воле отца, выходит замуж за равного ей по общественному положению Вольмара). Там царят мир, порядок, счастье. Руссо пишет о правилах ведения хозяйства; об отношениях между господами и слугами, которые должны выполнять взаимные обязательства; об отношениях родителей и детей (воспитание — это прежде всего формирование характера и ума); об отношениях между мужем и женой, в основе которых — свобода и доверие.
В этих новых условиях и рождаются новый человек и новая нравственность: свободное проявление чувств укрепляет в Юлии пошатнувшееся ранее чувство долга, обязательное для человека, живущего в обществе. Добродетельным, т. е. счастливым может быть лишь тот, кто понимает, в чем заключен его долг, и кто получает удовольствие от его исполнения. Юлия и Сен-Прё продолжают любить друг друга, но оба подавляют свое чувство. Эмоциональное описание природы имеет особое художественное и идейно-смысловое значение. Природа служит и вдохновением для творчества. Для Руссо обращение к природе было не поэтическим иносказанием, не украшением, природа в романе — подлинная участница событий, советница и утешительница его героев.
Философия Руссо обусловила дальнейшее развитие просветительской мысли. Одним из самых пламенных последователей Руссо был Бернарден де Сен-Пьер (1737— 1814), автор многих философских трудов и повестей. Он пропагандирует культ природы, культ чувствительности и добродетель, с ними связанную. В романе «Поль и Виргиния» (1778) описывается счастливая жизнь и горестный конец двух юных существ, которые живут на лоне тропической природы, вдали от испорченной цивилизации, в природной невинности и простоте.
Намерение Руссо изменить общественные порядки было воспринято другими его последователями.
Мировоззрение Луи Себастьена Мерсье (1740—1814) основано на демократическом понимании руссоизма. В утопии «2440 год, сон, каких мало» (1770) воплощены в художественной форме социально-правовые положения, изложенные Руссо в его «Общественном договоре». В цикле очерков «Картина Парижа» (1781) противопоставляется богатый, погрязший в разврате и роскоши Париж — Парижу тружеников, которые бедствуют и лишены самого необходимого для существования.
Активным и восторженным поклонником Руссо стал Ретиф де ла Бретонн (1734—1806), автор более чем ста пятидесяти томов сочинений. Его роман «Развращенный поселянин, или Опасности города» (1775) разрешает руссоистскую проблему — столкновение добродетельного, не знающего соблазнов цивилизации крестьянина Эдмона с развращенным и порочным городом. Р. де ла Бретонн не раз обращается к описанию идеально устроенного общества («Странные идеи», 1769—1789; «Южное открытие», 1781). Он рисует жизнь общины в городских и сельских условиях, прославляет существование на лоне природы. В этих утопиях писатель предстает как убежденный сторонник эгалитарно-социалистического общества.
Руссоизм как мировоззрение оказал в области философии и эстетики огромное воздействие на дальнейшее развитие европейской мысли.