Дени Дидро. Дени Дидро - великий философ и писатель - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Достаточное ли количество турниров проводится в Jaaj.Club в течение года?


16.07.2019 Рубрика: Культура

Дени Дидро. Дени Дидро - великий философ и писатель

Автор: Jaaj.Club
Дени Дидро (1713—1784) - великий философ и писатель, исследовал в своем творчестве философские, социально-политические, эстетические проблемы. Он был выдающимся организатором, идеологом, пропагандистом.
2791 0 0 2 1249

38

Дени Дидро (1713—1784), великий философ и писатель, исследовал в своем творчестве философские, социально-политические, эстетические проблемы. Он был выдающимся организатором, идеологом, пропагандистом. 

Главным делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780). К изданию «Энциклопедии...» Дидро привлёк всех видных ученых и философов, специалистов во всех областях знания, писателей, художников, музыкантов. Она состояла из 35 томов (11 из них справочные) и обобщила все сведения, накопленные человечеством ко второй половине XVIII в. 

Дидро был не только редактором и организатором, но и активным сотрудником «Энциклопедии...»: он написал более тысячи статей по самым основным вопросам — философским, политическим, эстетическим. Помощником его стал Ж. Л. Д'Аламбер, выдающийся математик и философ. Большой заслугой Дидро является и то, что он создал отдел технических наук и ремесел. Посвященные им статьи были тесно связаны с общим философским духом издания и прославляли трудовую практику людей. 

«Энциклопедия...» выходила в радикальный период французского Просвещения, когда непосредственно готовилась революция. Она стала крупным общественно-политическим событием своего времени; с помощью достижений наук, философии, искусств и литературы «Энциклопедия...» боролась против феодально-абсолютистского государства. Энциклопедисты отрицали абсолютизм, экономическую политику государства, социальное неравенство и сословные привилегии, систему судопроизводства, идеологию католической церкви и утверждали принципы нового буржуазного устройства, требовали политических прав для третьего сословия. Путь к прогрессу они видели в том, чтобы пропагандировать знания, и писали свои статьи на основании материалистического понимания мира. Правительство и церковь, против которых боролась «Энциклопедия...», преследовали ее. 

Дидро оставил большое философское наследие (например, «Письмо о слепых в назидание зрячим», 1749; «Сон Д'Аламбера», 1769). Он был одним из самых выдающихся и последовательных материалистов своего времени. Главным методом науки и философии он считал метод экспериментальный. Философия Дидро основывалась на детерминистских представлениях о причинно-следственных связях в мире. Это учение, примененное Дидро и к пониманию человека, позволяло ему материалистически объяснять зависимость психологии людей от их физиологии, а морали — от социальных условий. Атеизм Дидро был обусловлен его материалистическим мировоззрением. Дидро почитал просвещенную ограниченную монархию, но оправдывал свержение монарха, который нарушает законы, установленные природой и народом.  

Много внимания Дидро уделял проблемам искусства. Он стал создателем новой эстетической теории «просветительского реализма» (статья «Прекрасное», 1751). Отрицая отжившую эстетику классицизма, Дидро восстает против поклонения авторитетам античности, против антиисторического представления о красоте как о понятии вечном и неизменном. Будучи сторонником исторического понимания красоты (понятие красоты изменчиво, ибо оно связано с прогрессом цивилизации), основой искусства он считал воспроизведение жизненной правды, конкретной действительности. Отрицая плоское эмпирическое копирование жизни, Дидро требовал от художника ее творческого изображения, типизации явлений и характеров, отражения в произведениях существенных черт действительности. Искусство должно быть страстным, оно призвано воспитывать в человеке гражданские идеалы.  

Во второй половине 50-х гг. Дидро работал над трудами по теории театра («Рассуждение о драматической поэзии», 1758; «Беседы о «Побочном сыне», 1758) и пьесами (например, «Побочный сын», 1757; «Отец семейства», 1758). Он создал новую целостную концепцию драматического искусства. Дидро признавал огромную воспитательную роль театра. Он боролся с принципами классицизма, которые препятствовали проникновению в театр нового содержания, требовал реалистической правдивости и идейности, т. е. изображения прозы обыденного существования, жизни частного человека в частных обстоятельствах (по теории классицизма сфера быта и нравов изображалась в «низших» жанрах и подвергалась осмеянию). Настаивая на высокой общественной значимости частного существования, Дидро предложил новую схему деления на жанры: веселая комедия, изображавшая смешное и порочное; серьезная комедия, где показаны добродетель и долг человека; трагедия, рисовавшая народные несчастья и гражданские катастрофы. Сам Дидро главным жанром признавал мещанскую драму, сочетавшую черты серьезной комедии и трагедии. Тематика мещанской драмы — жизнь буржуазной семьи. Герои ее должны изображаться в социальных функциях, которые бы определяли их характер и поступки, конфликты — зависеть от общественно-бытовой проблематики. 

Многое сделал Дидро и для развития французского романа. В «Монахине» (роман завершен к 1760 г.) автор сопоставляет три плана, что помогает ему определить сущность человеческой природы. Это план социальный (положение в семье главной героини Сюзанны, незаконной дочери, лишение ее приданого), план религиозный (основное место действия — монастырь), план природы (в следовании ее инстинктам и проявляется подлинная сущность человека). Дидро показывает, что в монастыре живут отнюдь не те, кто решил посвятить свою жизнь служению богу, это — вынужденное прибежище для тех, в ком не нуждается общество. Дидро выявляет тесную связь законов религиозных и гражданских, совместно подавляющих человека: Сюзанна борется и с обществом, и с монастырем, которые хотят ее изолировать. Жизнь в монастыре не только похищает свободу, но и растлевает людей. Там живут либо примирившиеся со своим положением лицемеры, либо верующие в бога искренне, но у таких людей психика патологична (сестра де Мони и настоятельница Арпажонского монастыря впадают в состояние молитвенного экстаза, доходят до невменяемости и смерти). Судьба Сюзанны помогает Дидро исследовать человеческую природу. Он ставит полную жизненных сил девушку в особую обстановку, сознательно биологизирует образ Сюзанны, выявляя силы, которые противятся подавлению ее натуры. Героиня признается, что ее отвращение к монастырю — врожденное: «Я с этим родилась». Природа не может сосуществовать с насилием; каждый человек имеет право на свободу и счастье. Сюзанна отказывается от жизни в монастыре, потому что против этого бунтует все ее существо, восстает инстинкт самосохранения. Она умна, может постигнуть причины поведения других людей, способна на глубокий самоанализ. Недаром свои наблюдения над жизнью Сюзанна часто резюмирует с большой ясностью. Ненавидя одиночество и заключение, она отличается социальной активностью, постоянно отстаивает свою индивидуальность, это — еще одна Причина ее конфликта со средой. Таким образом, подлинная суть человеческой природы заключается в ее стремлении к свободе. Роман «Монахиня» глубоко психологичен: душевные переживания Сюзанны рисуются автором в эволюции (сомнение, чувство протеста, открытый бунт). Роман публицистичен, он утверждает права каждого человека на свободное существование. 

«Племянник Рамо» (1762—1779) написан в форме диалога, к которой часто обращались Дидро и другие французские просветители. Такая форма давала им возможность популяризировать философские и научные идеи. Главный герой романа — реально существовавшая личность, Жан-Франсуа Рамо, племянник знаменитого композитора Жана-Филиппа Рамо, человек умный и одаренный, но ведущий крайне беспорядочный образ жизни. Племянник Рамо у Дидро — тип социально обобщенный, собирательный, характерный для предреволюционной эпохи, основной чертой которого по выражению Гегеля, стала «разорванность сознания». Беседует с ним философ, оценивший его оригинальность, ибо он — воплощение изменчивости и непостоянства. В этом романе, как и в ряде философских трудов, Дидро выразил свое диалектическое понимание мира: метафизически устойчивым и неизменным сущностям человеческой природы он противопоставляет их диалектическую изменчивость. «Разорванность сознания» у племянника Рамо проявляется в его образе жизни и мышления. Он сознательно ведет паразитическое существование, хотя видит, какую мерзость и грязь влечет за собой всеобщее стремление к накопительству: «В природе все виды пожирают друг друга, а в обществе друг друга пожирают сословия» (перевод А. Федорова). Все представления о пороке и добродетели стерлись, их содержание зависит от требований сильнейших — богатых и знатных. Рамо презирает такое общество, но к нему приспосабливается, сознательно выбирая для себя общественный паразитизм и нагло его прославляя. Философ опровергает эту циничную точку зрения, говоря о великой роли конкретно-трудовой практики людей в социально-историческом развитии общества. Дидро показал негодность среды, которая развращает человека и порождает общественный паразитизм. Рамо отличается искренностью, он пользуется своими хорошими и дурными свойствами, не скрывая их. Он страдает от того, что терпит нравственные унижения. Безнравственность его — принципиальна. Дидро отмечает, что такие люди, как Рамо, оказывают на общество и положительное воздействие. Эта яркая индивидуальность, полная жизненных сил и энергии, заставляет окружающих задуматься, одобрять или порицать, способствует движению вперед. 

Личность Дидро, его творчество, его смелые философские идеи способствовали формированию революционного сознания.   
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Жан-Жак Руссо. Руссоизм

Жан Жак Руссо (1712—1778), как никто из просветителей, был предтечей, идейным провозвестником Французской революции: мораль и политика якобинства были основаны на его философских принципах.Свою жизнь, полную лишении и гонении, он изложил в «Исповеди» (1765—1770), которая считается самой откровенной автобиографией в мировой литературе и оказала огромное воздействие на дальнейшее развитие жанра исповеди. Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-