Мари Франсуа Вольтер. Писатель, историк, философ, публицист - Jaaj.Club
Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
2695
Флаг Auster[38]
1671
Флаг Jaaj.Club[42]
1401
Флаг Palevka-89[38]
620
Флаг Aist[39]
544
Флаг ka4ka[28]
448
Флаг tarakan[28]
426
Флаг Don Quijote[10]
217
Флаг gibulkaknop17[16]
205
Флаг BasK[10]
183

События

28.10.2024 12:17
***

Новая книга в издательстве "Коллекция Jaaj.Club" – "Дети Моря" от Елены Виховской уже в продаже!

Дети Моря - Елена Виховская

Не упустите возможность стать одним из первых читателей книги "Дети Моря" и окунуться в пучину захватывающих морских приключений.

***
25.06.2024 07:23
* * *

1 августа 2024 года
Jaaj.Club уходит в отпуск.

Отпуск Jaaj.Club

Что это значит, читайте в опубликованном анонсе.

* * *

Комментарии

Интересная статья, как раз изучал эту территорию, чтобы пересечь Амазонию.

Спасибо!
20.11.2024 Jaaj.Club
Светлана Поделинская:
Одна из самых необычных и захватывающих книг, которые я читала.

Рина - нетипичная героиня: взрослая женщина, учёный-гидролог. Ее манят глубины и подводный мир, однако и тут её отличает научный подход: любую интересную живность Рина готова безжалостно заспиртовать и сохранить для коллекции. Она получает заказ от нефтяной компании исследовать обитаемый подводный каньон. Вместе с другом и коллегой Хонером они погружаются в "бездну" и в пещерах попадают в ловушку, расставленную… осьминогами. Так учёные познакомятся с новым для себя видом - октопус сапиенс.



Мы увидим потрясающий мир, осьминожью метрополию, хрупкому микроклимату которой, тем не менее, угрожает человеческая цивилизация. Сами осьминоги по интеллекту ничем не уступают людям, а в чём-то и превосходят: они придумали переговорное устройство для понимания речи чужаков, органический генератор кислорода под водой, средства передвижения. Да и сами образы гигантских осьминогов, меняющих свой цвет в зависимости от эмоций, получились яркими, даже эпизодические запомнились. Их физиология, привычки, тактильные ощущения описаны автором с огромной симпатией и хорошим знанием биологии.

Действие романа будет происходить как под водой, так и на водой. Благородный и доверчивый осьминог Фьют, доставивший людей наверх, на корабль, в силу непреодолимых обстоятельств сам оказывается в ловушке и не может вернуться домой на дно, чтобы предупредить своих об опасности. И его новые друзья-учёные стремятся ему в этом помочь. Им предстоит отыскать заброшенный подводный город и выяснить тайну происхождения расы разумных осьминогов.

Книга фантастическая, но с вкраплениями других жанров. Здесь есть и приключения, и погони, и пираты. Но идеи книги гораздо глубже, чем видятся на поверхности бескрайней водной глади. Затронута проблема загрязнения океана и планеты, перед нами ставится ряд вопросов.

Можно ли предать друга ради сохранения своего биологического вида? Каково это - обречь на гибель другую цивилизацию во имя господства своей? Да, разумно, но правильно ли? И правы ли осьминоги, считая людей "уналашами", демонами? Было интересно наблюдать, как в Рине борются любопытство исследователя и симпатия к Фьюту. А сам осьминог Фьют, воспитатель младших поколений, "Луч Познания", оказывается человечнее многих людей. Он наивный, в чём-то забавный и очень самоотверженный - впрочем, это в голубой крови у всех осьминогов. Возможно, вам будет жалко какое-то время кушать сашими. Я вот вспомнила, как ела в Галисии тушёного осьминога, и вздрогнула😆

Книгу я прочитала за полтора дня и на одном дыхании! Прониклась абсолютно всеми героями, мне были понятны их душевные метания и муки выбора. А развязка во всех смыслах получилась фантастическая! 💥Рекомендую всем любителям морских приключений и красоты подводного мира🐙🐚🐠
20.11.2024 Octavia
Спасибо!
15.11.2024 Elizaveta3112
готово, принимайте
13.11.2024 Jaaj.Club
Следствие ведет Сигизмунда, возможно.
13.11.2024 Elizaveta3112

Опрос

Что интересней прочитать в новых выпусках Jaaj.Club?


16.07.2019 Рубрика: Культура

Мари Франсуа Вольтер. Писатель, историк, философ, публицист

Автор: Jaaj.Club
Писатель, историк, философ, публицист Мари Франсуа Вольтер (1694—1778) участвовал во всех областях общественной жизни и писал во всех существовавших тогда жанрах. Его философские и политические воззрения были отражены в многочисленных трудах, в частности в «Философских письмах» (1734), «Философском словаре» (1764).
2032 0 0 4 2263

37

Писатель, историк, философ, публицист Мари Франсуа Вольтер (1694—1778) участвовал во всех областях общественной жизни и писал во всех существовавших тогда жанрах. Его философские и политические воззрения были отражены в многочисленных трудах, в частности в «Философских письмах» (1734), «Философском словаре» (1764). 

Вольтер был деистом. Доказательством существования бога он считал разумное и целесообразное устройство мира, а веру в творца — общественно полезной и признавал ее из соображений моральных и политических. Вера в бога, полагал он, является основой человеческой нравственности, моральной уздой, она также помогает охранять собственность и общественный порядок. Недаром Вольтер сказал: «Если бы бога не было, его надо было бы выдумать». Но всю свою жизнь он непримиримо боролся с католической церковью. Его трактаты, его действия (защита жертв фанатизма) последовательно разрушали авторитет церкви. Вольтер считал, что суеверие, мракобесие церкви наиболее опасны из всех существующих предрассудков, ибо они широко распространены, противоречат здравому смыслу, оправдывают общественное зло. Он отвергал догмы и культ церкви, говорил о ее преступлениях — инквизиции, религиозных войнах, нетерпимости.  

В своих социально-политических воззрениях Вольтер отрицал абсолютизм как отжившее государственное устройство, мешающее установлению буржуазных порядков, которые он считал справедливыми и разумными. Его идеалом была просвещенная ограниченная конституционная монархия. Только к концу жизни Вольтер признал республику наиболее естественной и разумной формой государственного устройства. 

Вольтер-историк, автор «Истории Карла XII» (1731), «Века Людовика XIV» (1751), «Опыта о духе и нравах народов» (1754) и других сочинений, как и Монтескье, по-новому стал трактовать исторические события. Он отказался от хронологического перечисления фактов, описания деяний исторических героев. Он осмысливает и философски обобщает фактический материал, разрешая прежде всего актуальные политические и философские задачи. Вольтер — противник рока и фатализма, роли сверхъестественного в истории. Принцип прогрессивной эволюции мира он признает вне всякой зависимости от воли божества. Его идея прогресса носила идеалистический характер, ибо он видел прогресс в борьбе разума и заблуждения, добра и зла. Особое внимание Вольтер уделял истории отдельных народов, их нравам, обычаям, культуре. Он был одним из первых этнографов. 

Вольтер-драматург внёс огромный вклад во французскую драматургию: 52 пьесы разных жанров, из них — 27 трагедий. Он видел в театре «школу добродетели» с большими воспитательными возможностями. Во Франции XVIII в. театр играл огромную общественно-политическую роль. Догмы эстетики XVII ст. препятствовали проникновению в театр нового содержания. Вольтер стал создателем новаторского просветительского классицизма. Он обновил содержание классицистической трагедии: его пьесы воплощали политическую и философскую идею, критиковали монархический деспотизм и церковный фанатизм. Кроме того, он расширил сюжетно-тематические рамки трагедии, вывел ее из мира античной мифологии и истории: действие в его пьесах происходит в Азии, Америке, средневековой Европе. Изображая различные эпохи и жизнь различных народов, Вольтер, как историк, стремился к исторической и этнографической точности, умело воспроизводил местный колорит. В его трагедиях появилась зрелищная эффектность, которая заменила прежнюю бездейственность. 

На драматургию Вольтера большое воздействие оказало творчество Шекспира, которого он считал «гением мощным и плодотворным, натуральным и возвышенным», Некоторые его пьесы сюжетно связаны с творениями Шекспира («Заира», «Семирамида»). Вольтер унаследовал у Шекспира мысль о необходимости обращения к значительным социально-историческим темам, он учился у него гуманистическому видению мира, приемам живописания грандиозных образов, умению воссоздавать живость и богатство действия, страстные характеры. Как убежденный классицист, сторонник правильной трагедии, Вольтер критиковал Шекспира за отсутствие «хорошего вкуса», за незнание правил — смешение «высокого» и «низкого», трагического и комического, за несоблюдение законов трех единств. Однако Вольтер признавал, что «под грубой искаженной формой» в творчестве Шекспира скрывалось «возвышенное содержание, достойное величайшего гения».  

Политические трагедии Вольтера разрешали проблемы власти и самодержавия. В классицистическом конфликте — борьбе чувства и долга — в понятие долга Вольтер вкладывал гражданский смысл, отказавшись от монархической трактовки. Так, в трагедии «Эдип» (1718) нет, как у Софокла, преклонения перед силой рока, которой противопоставляется вера в разум. Эдип — это просвещенный государь, осознающий свои обязанности по отношению к народу: «Умереть за свою страну — вот долг короля». Вольтер снимает с личности монарха божественный ореол. Он возвышает человека до гражданина, который осознает свои долг перед родиной и приносит ей в жертву свои чувства и привязанности («Брут», 1731).

Большое значение в творчестве Вольтера-драматурга имели его антиклерикальные трагедии (например, «Заира», в которых священнослужители изображались как обманщики и интриганы, использующие суеверия в корыстных целях. Самая значительная из его трагедий этого типа «Магомет, или Фанатизм» (1741). Она обличает религиозный фанатизм, носителем которого является не просто церковник, но религиозный вождь, основатель ислама. Магомет изображен как великий обманщик, бесчеловечный деспот. Это «Тартюф с оружием в руках», сказал Вольтер в предисловии к трагедии. Магомет стремится соединить в своих руках духовную и светскую власть, он выдает себя за посланного богом пророка и порабощает людей с помощью фанатизма. На протяжении пяти актов трагедии Магомет борется с гуманностью, милосердием, родственными привязанностями и любовью. Вольтер считал, что предпосылкой всякой исторической религии и церкви является сознательный обман людей; неизбежными спутниками таких религий являются слепая вера, повиновение, полный отказ от рассуждения и критической мысли.  

Вольтер написал и несколько «слезных» нравоучительных комедий, которые предвосхищали появление буржуазной драмы («Блудный сын», 1736, «Нанина, или Побежденый предрассудок», 1749). Но он критиковал «слезную» комедию и драму за отсутствие в ней социально-исторической и политической тематики. До конца жизни Вольтер не порвал с эстетикой классицизма. 

Вольтер-поэт писал самые разнообразные стихи: «на случай», дидактические философские поэмы («За и против», «О человеке»). Его считают также создателем национальной эпопеи. Вольтер писал «Генриаду» (1728), следуя принципам античной эпопеи. Традиционная форма не соответствовала актуальному содержанию «Генриады». В историческом прошлом Вольтер хотел обнаружить корни современных предрассудков и заблуждений. Главным из них, тормозящих прогресс человечества, автор считал религию. Поэтому он и обратился к истории Франции XVI в., к эпохе религиозных войн. В «Генриаде» обличаются религиозная нетерпимость и фанатизм, духовенство и папа, которые ответственны за те ужасы, что пережила Франция. В противоположность губительной политике церкви Вольтер создает образ Генриха IV, идеального государя, просвещенного монарха, носителя идей веротерпимости и гуманности, справедливости и разума. 

Ирони-комическая сатирическая антиклерикальная поэма «Орлеанская девственница» (1735) была осуждена римским папой и внесена в индекс запрещенных книг. Вольтер в силу исторических причин не мог до конца постигнуть значение подвига национальной героини Франции Жанны д'Арк, поскольку для него двигателем исторического прогресса был не народ и не реальные условия его существования, а борьба идей разума и мракобесия (кроме того, как все просветители, он отрицал историческую значимость Средних веков, видя в них наиболее полное проявление предрассудков феодальных и религиозных). Но его задачей было отнюдь не намерение осмеять героическую Жанну д'Арк: он видел в ней отважную патриотку. В поэме осмеивается героиня церковной легенды, которая изображала Жанну, после сожжения на костре и последующей канонизации, вдохновленной свыше, святой спасительницей Франции. Его поэма — это сатира на средневековую феодально-монашескую Францию. Он разоблачает политику феодального государства и короля Карла VII, которые из-за предательства, никчемности стали причиной поражения французов в Столетней войне. Особому осмеянию в поэме подвергается католическое духовенство, а также христианский культ святых, Священное писание. 

Вольтер-прозаик — создатель философских повестей, в которых в зависимости от характера героев, их приключений воплощаются либо опровергаются философские учения. Вольтер использовал авантюрный сюжет, обращался к восточной экзотике, фантастике. Он расширил географические горизонты — действие его повестей происходит во всех открытых к тому времени частях света. Все повести Вольтера были актуальны: с их помощью он обличал пережитки феодального варварства — бесправие, мракобесие, деспотизм. 

Главной философской проблемой, которая объединяет многие повести и восприятие которой в мировоззрении Вольтера пережило эволюцию, была оптимистическая философия. Творцом ее был великий немецкий математик и философ Лейбниц. Лейбниц как деист считал, что мир создан богом. Однако он был вынужден признать, что существует зло, источник которого кроется в несовершенстве мира, сотворенного богом. Лейбниц стал перед необходимостью оправдать творца: сотворенный мир — лучший из миров (поэтому учение Лейбница и называется оптимистическим), потому что в мире существует предустановленная гармония добра и зла (всякому проявлению зла противостоит нечто положительное). В ранних повестях Вольтер разделяет эту философию. В повести «Видение Бабука, или Мир как он есть» (1746) скиф Бабук, оказавшись по велению ангелов в восточном городе, погрязшем в пороках (под ним надо разуметь Париж), должен определить, чего там больше — добра или зла. Скиф оказывается в большом смятении: на всякое зло находится добро. В повести «Задиг, или Судьба» (1748) рассказывается о судьбе восточного мудреца Задига, жизнь которого — постоянная смена горестей радостями, но такая жизнь делает его только мудрее. 

Однако взгляды Вольтера на оптимизм резко изменились после грандиозного стихийного бедствия. Выразил он это в «Поэме о гибели Лиссабона, или Опровержение аксиомы „все — благо"» (1756). Вольтер описывает лиссабонское землетрясение, которое принесло множество жертв. Он опровергает оптимизм философскими аргументами: в мире нет гармонии, нет и свободы воли, поскольку люди не смогли предотвратить бедствие. Следовательно, мир наш — вовсе не лучший из миров. Вольтеру в этот период было свойственно биологическое понимание зла — зло моральное и физическое заключено в самой природе.

Повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759) была посвящена разрешению задач и философских и общественно-политических. Философская проблема разрешается противопоставлением трех миросозерцаний и их отношения к жизни. Теорию оптимизма исповедует Панглос, учитель главного героя Кандида, философствующий тупица, который, что бы ни случилось, верит в предустановленную гармонию. Он убежден, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», и пытается убедить в этом других. Вольтер опровергает этот тезис самой жизнью: мир в отличие от теорий Панглоса полон дисгармонии; в нем царит исключительная жестокость; никакой свободы воли не существует — все и вся принуждаются самой жестокой необходимостью. Это положение доказывается постоянными страданиями, муками героев повести, из которых самым наказанным всегда был сам Панглос. Поначалу Кандид полностью разделял убеждения своего учителя, но жизнь научила наивного Кандида не доверять философии оптимизма. Другое мировоззрение присуще другу Кандида Мартену. Это философия пессимистическая: в мире царят всеобщая вражда и неразумность; никакое время, никакой прогресс не помогут человечеству — люди всегда останутся скотами. Если Кандид разочаровался в философии оптимизма, то пессимистические взгляды он не принял сразу и постоянно спорил со своим мрачным другом. Третья философия воплощает житейский опыт и мудрость, к ней герои приходят к концу повествования. Научил их этой мудрости счастливый турок, садовник. В ответ на вопрос, что же делать, чтобы быть счастливым, он отвечает: «Надо возделывать свой сад». Эта фраза заканчивает повесть и прославляет конкретную трудовую практику человечества. Работа, говорит Вольтер, гонит скуку, порок и нужду, и только она одна может привести человека к счастью.  

В повести убедительно критикуются пережитки феодализма, препятствующие дальнейшему процветанию человечества; абсолютизм, отжившая политическая система, гнетущая человека; неправедные жестокие войны, раздирающие Европу и несущие гибель невинным людям; колонизаторство, которое ведет к обращению в рабство некогда свободных и счастливых туземцев и к их жестокому истреблению; продажность суда, суеверия и гнет церкви; привилегированное положение и спесивость аристократии. Этим чудовищным, антигуманным проявлениям феодального устройства в повести противопоставляется утопическое государство Эльдорадо — царство разума и справедливости. Эльдорадо — просвещенная монархия. Мудрые законы удовлетворяют все потребности людей, торжествует добродетель в нравах, золото и деньги в этой стране не в цене, не они определяют отношения людей. Там нет церкви и монахов, развиваются науки, которые способствуют дальнейшему процветанию страны. 

Повесть «Простодушный» (1767) разрешала две основные проблемы: отношение Вольтера к «естественному состоянию», «естественному человеку» и новое понимание мирового зла, которое вытекало из критики современного общества. Молодой гурон, полуфранцуз, полуиндеец, волею судеб попал из Америки во Францию. Все восхищаются его прекрасными природными качествами — здравым смыслом, искренностью натуры, порядочностью, деликатностью. Сам гурон постоянно удивляется, что французы живут не по «естественным законам», и осуждает их за это. Но в своем естественном поведении гурон часто оказывается смешным, нелепым, все воспринимает слишком буквально. Сюжет повести состоит из эпизодов, которые показывают приобщение героя к цивилизации. Уже по дороге в столицу гурон становится жертвой религиозного фанатизма и политической нетерпимости: его заключают в Бастилию. Он оказывается в одной камере с мудрым янсенистом Гордоном, который начинает учить его всему тому, что знает сам. До пребывания в тюрьме гурон не обладал признаками развитого интеллекта, не было у него и житейского опыта. Из Бастилии он выходит умудренным, научившимся видеть жизнь и правильно ее оценивать. 

Вольтер признавал «естественное право», но он не идеализировал первобытное состояние. Как сторонник буржуазного прогресса, он не считал «дикаря» «естественным человеком», ибо «дикари» искажают природу, живут лишь инстинктами. Следовать «естественному закону» могут лишь развитые, культурные люди, которым ведомы закономерности развития мира. Вольтер убежден, что чем больше развивается цивилизация, тем больше познаются «естественные законы». В повести «Простодушный» изображена только Франция и показаны беспорядки, свойственные абсолютной монархии последних десятилетий правления Людовика XIV. Как обличитель, Вольтер негодующе описывает французскую жизнь: религиозный фанатизм тесно связан с политическим произволом, особенно после отмены Нантского эдикта; шпионаж и отсутствие общественной безопасности; каждый человек может стать жертвой доноса и без суда и следствия лишиться свободы. Рисует он и полный административный произвол, взятки, продажность чиновничества, убедительно показывает Вольтер и нравственное разложение аристократии, развращенность вельмож, отсутствие у них всяческого сострадания к другому, полное неуважение к человеческой личности. Существующее в обществе зло ранит человека, причиняет ему глубокие душевные терзания, приводит к смерти: такова судьба мадемуазель де Сент-Ив, невесты гурона. В этой повести Вольтер выразил свое новое понимание проблемы мирового зла: он воспринимает его не в стихийном биологическом, природном смысле, но в смысле общественном. Вольтер показывает, что зло в обществе существует при определенных социальных законах, что оно непоправимо, если данные общественные условия не будут изменены. 

Личность Вольтера и его многообразное творчество оказали огромное воздействие на развитие европейской мысли.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Дени Дидро. Дени Дидро - великий философ и писатель

Дени Дидро (1713—1784) - великий философ и писатель, исследовал в своем творчестве философские, социально-политические, эстетические проблемы. Он был выдающимся организатором, идеологом, пропагандистом. Читать далее »

Джек Линдсей. Беглецы

Джек Линдсей - английский писатель, автор нескольких исторических романов. Его роман "1649 год" описывает эпоху английской буржуазной революции XVII века. Линдсеем написаны книги: "Воспитание на золотых приисках (о восстании золотоискателей на в Австралии в середине XIX и "Беглецы". Действие в "Беглецах" происходит в древнем Риме, во времена восстания Спартака. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-