Творчество Тобайаса Смоллета (1721—1771), автора пяти романов («Приключения Родрика Рэндома», 1748; «Приключения Перигрина Пикля», 1751; «Приключения графа Фердинанда Фэтома», 1753; «Приключения сэра Ланселота Гривза», 1762; «Путешествие Хамфри Клинкера», 1771), отличает сатирическая направленность.
Смоллет, будучи шотландцем, мучительно переживает национальную зависимость и политическое бесправие своей родины, поэтому в его произведениях политические события и тенденции выражены открыто, а не в виде аллегорий и иносказаний, как это было у Свифта или Филдинга (он изображает Картахенскую колониальную экспедицию в Вест-Индию, участником которой был сам (1741), предвыборную горячку).
Писатель правдиво изображает жизнь, бедствия народа, разоблачает собственничество, своекорыстие, себялюбие. Его юмор отличается подлинным трагизмом. Стремясь «вызвать возмущение к презренным и порочным нравам общества», он показывает отталкивающие уродства жизни. Писатель приходит к выводу, что в мире и обществе нет гармонии. Его романы — свидетельство утраты просветительских иллюзий о природной доброте человека. Они изобилуют многочисленными образами, описанием разнообразных событий.
Самым известным произведением Смоллета стал роман «Приключения Перигрина Пикля», в котором с необычной для того времени широтой изображены частные и общественные нравы. Семейство, где родился Пикль, это общество в миниатюре: его раздирает бесконечная и ожесточенная борьба, в нем извращены все естественные отношения, все люто ненавидят друг друга, каждый движим личным интересом.
Смоллет не только сатирически показывает то, что наблюдает в английской жизни, но полемизирует с устоявшимися представлениями о гармонии человеческого бытия и врожденной нравственности, наиболее полно выраженными в философских трудах Шефтсбери.
Главный герой, в противовес вымышленному идеальному человеку, от природы себялюбив, самодоволен, тщеславен. Где бы он ни появился, его сопровождают беспорядок, разлад, но отнюдь не гармония. Писатель хочет понять социальные и политические причины, которые способствуют появлению эгоистических страстей его героя. Он уже не морализирует, он старается социально обобщить свои горькие наблюдения. Поведение героя объясняется и биологическими особенностями его темперамента и характера (у него врожденное пристрастие к злым поступкам), и социальными условиями его существования (он занимает привилегированное положение как наследник большого состояния). Это питает его самолюбие и высокомерие, которые отравляют все его отношения с людьми — благодетелем-дядей, со старым другом Хэтчуэем, с верным слугой Пайпсом, с любимой Эмилией, ее братом. Только после долгих жизненных испытаний Пикль научился верно оценивать людей и их поступки, избавившись от себялюбия.
Сатирически изображена в романе политическая карьера Пикля, его участие в выборах в парламент. Смоллет показывает, насколько циничны и корыстны эти выборы. Дурному проявлению человеческой натуры писатель противопоставляет поведение своих смешных и трогательных чудаков, которые, не отличаясь внешним лоском, полны подлинного благородства. Они воплощают великодушие и верность, в них выражена привязанность людей друг к другу.
В своём творчестве Смоллет во многом предвосхитил тенденции социально-исторического романа.