Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622—1673) — создатель национальной французской комедии, по отзывам современников, был и гениальным комическим актером, режиссером-новатором, использовавшим реалистические принципы для постановки спектаклей. В своем творчестве он обращался к предшествующим традициям литературной комедии Корнеля, Скаррона и других драматургов; фарса, искусства народного и многовекового, из которого черпал темы, образы, комические ситуации; итальянской комедии «масок», комедии «дель арте», учившей способу организации спектакля, созданию взятых с натуры характеров; испанской комедии интриги, в которой Мольера привлекала занимательность сюжета, его логическая мотивировка, психологическое обоснование поведения персонажей; античной комедии, особенно Плавта и Теренция.
Сын обойщика-декоратора при дворе, Мольер получил превосходное образование: овладел древними языками, изучил античную литературу, историю, особый интерес проявлял к философии и естественным наукам. Он воспринял из учения Гассенди доверие к благости и законности естественных инстинктов человека, убеждение в необходимости свободного развития человеческой личности. Перед ним открывались широкие возможности в выборе профессии: ремесленник, латинист, философ, юрист, но он выбирает позорную по тем временам профессию профессионального актера.
Вместе с труппой актеров-любителей Мольер создает и возглавляет так называемый «Блистательный театр» (1643), который просуществовал менее двух лет. У театра не было своего репертуара, ставились, главным образом, трагедии, хотя Мольер и его товарищи по труппе были прирожденными комиками. Театр распался, а труппа Мольера стала бродячей (1645—1658).
Эти годы оказались очень плодотворными.
Мольер понял природу своего дарования и товарищей: они актеры комические; а поскольку комедий явно недоставало, он начал писать их сам.
Странствования по провинции стали для Мольера подлинной школой жизни. Они дали ему возможность наблюдать нравы всех слоев населения Франции, изучать различные характеры.
В 1658 г. Мольер со своей труппой возвращается в Париж. Его спектакли начинают пользоваться огромным успехом, ему покровительствует король, но сразу же появляются и опасные противники из числа тех, кого Мольер осмеивал в своих комедиях, а также завистливые писатели и актеры конкурирующих трупп Парижа, которые на протяжении всей жизни травили его. Но все, кто ходил на спектакли в театр Мольера, видели, что он — писатель общественный.
Его пьесы разрешают глубокие социальные и нравственные конфликты.
Сатирой на ложную светскую культуру является комедия «Смешные жеманницы» (1659). Дочь и племянница парижского буржуа Горжибюса Като и Мадлон усвоили из романов прециозную манеру поведения и язык, став смешными нелепыми жертвами обмана. Задачей Мольера было осмеять нормы прециозной литературы и способы деликатного обхождения в повседневном быту потому, что они отличались не непосредственностью и простотой, а вычурностью.
Прециозность, явление некогда замкнутое, кастово-аристократическое, теперь стремится к господству и заражает своими идеалами почти все слои общества. Мольер осмеивает не конкретный литературный салон, не противопоставляет истинных прециозников их подражателям, а выступает против прециозности как мировоззрения. Он показывает, что это ложная философия и в основе ее лежит ложный взгляд на мир.
Кроме того, в пьесе ставится серьезная проблема отношений в буржуазной семье. Бессмысленное, скучное, серое существование толкает девушек к чтению прециозных романов с их приключениями и возвышенными чувствами.
Мольер говорит и о праве на свободную любовь, об условиях счастливого брака и семейного благополучия. Эта тема получит в следующих комедиях писателя дальнейшее развитие.
Пьеса, еще во многом напоминающая типичный фарс, оставила глубокий след в литературе и общественной жизни, нанесла непоправимый удар влиятельному движению прециозности.
В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье, уверенный в себе и своей правоте, решает жениться. Боясь оказаться рогоносцем, он вынашивает хитроумный план. Арнольф берет на воспитание девочку-сиротку Агнессу и держит ее в чрезвычайной строгости. В свои 16 лет Агнесса отличается наивностью и глупостью. Эти черты и должны в дальнейшем, считает Арнольф, стать гарантией будущего семейного счастья. Однако неожиданная встреча с юным Орасом приводит к полному перерождению Агнессы. Защищая себя и свою любовь, она набирается жизненного опыта.
Характер Арнольфа, раскрытый Мольером с позиций социальных и нравственных, сложен и многогранен. Он не только смешной ревнивец и домашний деспот, но человек добрый, наблюдательный, наделенный умом критического склада, с подозрительностью относящийся к современным развращенным нравам. Однако эгоизм — основная черта натуры этого неглупого человека: в его отношении к Агнессе нет ни любви, ни понимания, он думает только о своем спокойствии.
Не меньшую роль, чем свойства натуры, в изображении Арнольфа играет и его социальное положение. Богатство дает, как он считает, право на то, чтобы все ему подчинялись: «Довольно я богат, чтобы моя жена // Мне одному была подчинена» (перевод В. Гиппиуса). Отсюда и его домостроевский взгляд на брак. Он окончательно запугал Агнессу, возмутил ее своими десятью заповедями супружества, которые требовали полного подчинения жены мужу. Кроме того, он лицемерно прибегает к страху перед богом, угрожает Агнессе суровым наказанием после смерти.
Мольер наказывает Арнольфа: столь наблюдательный, когда речь идет о других людях, в своем собственном деле он оказался плохим психологом. Вполне достойный любви, он не стремится к тому, чтобы Агнесса его полюбила, а рассчитывает только на суровость и запугивание. Но постепенно у Арнольфа появляется настоящее чувство, которое усиливается из-за отчаяния. Гордый, властный, он переходит к мольбам, признаниям, обещаниям счастья, но навсегда теряет Агнессу. Характер комического персонажа Мольер делает драматическим. Муки Арнольфа — нравственное возмездие за неправедные поступки.
Пьеса стала художественным воплощением философии Гассенди: природа непременно восторжествует над всяким насилием, природные инстинкты погасить невозможно, человеческая личность должна развиваться свободно.
Эта комедия нравов и характеров отличалась глубоким общественным содержанием, ибо выступала против отживших, уродующих условий существования. Она готовила «Тартюфа». В «Школе жен» Мольером соблюдены все требования поэтики классицизма. Ее задачей было поучать, морально воспитывать зрителя. Комедия имела успех у широкой публики, но в то же время вызвала много ненависти и недоброжелательства по отношению к автору.
Мольер пишет пьесы, которые защищают комедию и выражают его воззрения на этот жанр.
В пьесе «Критика „Школы жен"» (1663) в салоне одной жеманницы завсегдатаи делятся впечатлениями о комедии Мольера. Персонажи делятся на два лагеря — ее защитников и противников. Противниками пьесы выступают прециозница, глупый маркиз, недалекий педант. Их претензии к Мольеру: нарушение правил нравственности, оскорбление женщины, вульгарность слога. Защитники пьесы - люди разумные, здравомыслящие. Они доказывают мелочность, несостоятельность, поверхностность суждений врагов комедии.
Но поскольку споры не утихли, Мольер пишет «Версальский экспромт» (1663). Эта пьеса имеет историческое значение. Это — сцена на сцене, содержание пьесы — репетиция спектакля в труппе Мольера, ее герои — сам Мольер и его актеры. По «Версальскому экспромту» можно судить об отношениях в труппе Мольера, о его реалистических приемах постановки спектакля.
Оба эти сочинения имеют большое значение и потому, что в них Мольер теоретически обосновывает жанр комедии. Он убежден, что комедия — жанр, по своей значимости не низший, а равноценный трагедии и даже выше, чем трагедия, поскольку приносит больше пользы, помогает людям избавляться от недостатков и пороков. Она — зеркало общества, изображает правду жизни. Выражается это в создании типических характеров и отражении закономерностей действительности. В характере комического героя должны быть элементы трагизма. Верным критерием значимости спектакля являются, по Мольеру, одобрительные суждения «народного здравого смысла».
Мольер писал комедии двух типов; они различались по содержанию и интриге, характеру комизма, художественной структуре. Первый тип — это комедии бытовые, с сюжетом, напоминающим фарсовый, как правило, одноактные или трехактные, написанные прозой, основанные на комизме положений («Смешные жеманницы», 1659; «Сганарель, или Мнимый рогоносец», 1660; «Брак поневоле», 1664; «Лекарь поневоле», 1666; «Проделки Скапена», 1671); второй — «высокие комедии», посвященные важным общественным задачам, в пяти актах, написанные стихами, с полным соблюдением правил трех единств, комизм которых — это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», 1664—1669; «Мизантроп», 1666; «Ученые женщины», 1671 и др.).
Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в середине 60-х гг.
«Тартюф, или Обманщик» (1664, 1667, 1669) написан для грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который проходил в Версале в мае 1664 г. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник заговор, возглавляемый королевой-матерью Анной Австрийской. Драматургу было предъявлено опасное по тем временам обвинение в оскорблении религии и церкви. Началась подлинная травля. Однако Мольер не сдавался. Он перерабатывал свою комедию (до нас дошел текст последней, третьей редакции 1669 г.), всячески пропагандировал ее (комедию читали в частных домах, исполняли на закрытых спектаклях в особняках знати, она распространялась в рукописи). Драматург защищал свое творение, написав два прошения королю, где говорил о роли и назначении писателя-сатирика, и создав предисловие о значении пьесы и роли комедии как жанра.
Нападки на пьесу были вызваны вполне конкретными причинами. Мольера уже давно привлекала тема притворства и лицемерия. Эти пороки укоренились всюду — в политике, идеологии, отношениях между людьми. Из множества разновидностей лицемерия для «Тартюфа» Мольер выбрал самое распространенное — лицемерие религиозное.
В основу комедии легли деяния «Общества святых даров», которое возглавляла Анна Австрийская. Это была широко разветвленная по всей Франции религиозная организация, члены которой представляли все сословия. Главной ее задачей являлась борьба против безбожия и вольнодумства. Занимаясь выслеживаниями и доносами, «Общество» выполняло функции тайной полиции. Мольер видел опасность и вред, который приносили члены этой «душеспасительной» организации, вкрадчивым умением подчиняющие себе души людей.
Современники Мольера сразу узнали в Тартюфе члена «Общества святых даров». Он пользуется характерными для «Общества» приемами: надевает маску святости, выдает себя за дворянина, впавшего в нищету, и таким образом оказывается в доме набожного Оргона, который пожалел ищущего пропитания на церковной паперти. У Тартюфа тайные связи с судом и полицией, ему покровительствуют влиятельные придворные, они даже представляют его королю для доноса на Оргона. Вдовый Оргон, женившись на юной Эльмире, позволил ей управлять домом; там стали царить веселые нравы, зазвучали вольнодумные речи, стали ездить гости, среди них — Клеант, брат Эльмиры, вольнодумец. Кроме того, Оргон дружен с Аргасом, участником парламентской Фронды, политическим эмигрантом, бумаги которого хранятся у Оргона в шкатулке. Именно за такими семьями и следили члены «Общества святых даров».
Тартюф не является воплощением общечеловеческого порока лицемерия, это обобщенный социальный тип, который действует в конкретной обстановке. Лицемерны также старуха Пернель, мать Оргона, крикливая ханжа, ненавидящая молодое поколение, слуга Тартюфа Лоран, точно копирующий своего хозяина, судебный пристав Луайель, нарушающий закон с божьего благословения, и соседи Оргона — Дафна и ее муж, не безупречные в нравственном отношении, но постоянно осуждающие других.
Репутацию Тартюфу создает его христианское смирение. «Он в церкви каждый день молился близ меня, // В порыве набожном колени преклоня. // Он привлекал к себе всеобщее вниманье»,— признается Оргон (перевод М. Донского). При этом Тартюф является настоящим гурманом и сибаритом.
Обладая приятной внешностью, манерами обходительными и вкрадчивыми, он на самом деле активен и энергичен, холодно расчетлив, мстителен, желает властвовать. Чтобы добиться этого, Тартюф постоянно совершает сделки с совестью, с небом. Как глубокий психолог, он умеет понять чужую душу, играть на страхе. Пользуясь божьим словом, рассуждая по-иезуитски, он вынуждает Оргона отдать ему на хранение шкатулку с бумагами Аргаса. Осознавая свою полную неуязвимость, он поддается скрытым страстям. Оргон хочет женить Тартюфа на своей дочери Мариане. Тартюф дает на это согласие, хотя не любит девушку, его привлекает лишь ее богатое приданое. Тартюф влюблен в жену Оргона Эльмиру и пытается ее соблазнить. После первого разоблачения он сумел ловко выкрутиться, каясь в якобы несовершенном грехе, бичуя себя, надев маску покорности и смирения. Но после второго разоблачения он переходит к угрозам, начинает мстить и доносит на Оргона.
Внимательный зритель задавал себе вопрос: почему Оргон позволил себя так одурачить? Мольер объясняет это так: Оргон решает завести в доме своего святого, рассчитывая, что тот будет оберегать от напастей. Однако не он заполучил Тартюфа, а сам стал игрушкой в его руках. Недаром Тартюф, говоря об Оргоне, цинично заявляет: «Скорей поверит мне, чем собственным глазам». Дело в том, что Оргон воспитан в подчинении авторитетам, это стало причиной косности его сознания, не позволяющей ему критически оценивать события и людей.
В противоположность Оргону Мольер рисует молодое поколение, не зависящее от догм. Молодые люди сразу увидели лицемерие и подлость Тартюфа, ибо у них иной, критический взгляд на мир. Их объединяет, сплачивает служанка Дорина. Она предана интересам семьи, в которой давно служит, все домочадцы ее уважают и любят. Именно она, благодаря народному здравому смыслу, мудрости и проницательности находит самые верные пути в борьбе с коварным лицемером, который хочет погубить целое семейство.
Автор «Тартюфа» увидел, что при абсолютистских порядках лицемерие превратилось в общественное бедствие; укоренившись повсюду, оно — следствие страха, духовного рабства, угодничества. Он изобразил общество, где творятся беззаконие и насилие, совершаются злодейства, где нет общественной безопасности.
В финале пьесы король поступает справедливо, что в XVII в. вполне согласовывалось с верой в разумность королевской власти. Но важнее другое — Мольер показал, что положение в стране угрожающее.
В «Тартюфе» Мольер использовал различные художественные приемы: есть в нем элементы фарса, многое напоминает комедию интриги или комедию нравов. Но «Тартюф» — это прежде всего комедия классицизма, и не только потому, что это комедия характера, что в ней полностью соблюдены все три единства, но и потому, что она имеет общественное содержание, смысл которого Мольер выразил в предисловии к пьесе: «Ничем так не проймешь людей, как изображением их недостатков. Упреки люди выслушивают равнодушно, но насмешку перенести не могут... Комедия же избавляет людей от их пороков».
«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан и разыгран всего за две недели: после запрещения «Тартюфа» надо было пополнять репертуар. В этой комедии драматург обратился к популярной в те времена теме о развратнике, которого ждет небесная кара.
Впервые о Дон Жуане (Дон Хуане) написал в Испании Тирсо де Молина, затем о нем создавали пьесы в Италии, во Франции. Мольер сознательно следовал испанскому образцу: его комедия написана прозой, в ней не соблюдаются правила трех единств, чередуются сцены трагические и комические. Комедии о Дон Жуане были, как правило, пьесами-канвами, вырванными из национальных условий, христиански-наставительными. У Мольера нет никакого церковно-назидательного содержания, все происходящее в пьесе насыщено социально-бытовой конкретностью.
Главный персонаж — молодой повеса и весельчак, который живет по принципу «все позволено», не ведает никаких запретов. Сганарель, слуга героя, так его аттестует: «Мой господин Дон Жуан — величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик» (перевод А. В. Федорова). Но Дон Жуан у Мольера — это не воплощение общечеловеческого порока (разврата), а конкретный социальный тип французского дворянина.
Комедия Мольера впечатляет внешними бытовыми деталями, по которым легко угадываются приметы французской жизни второй половины XVII в.: Дон Жуан обольщает французских крестьянок, которые говорят на народном диалекте патуа; Дон Жуан живет на широкую ногу, но в долг, как вся «золотая молодежь» его времени; деньги он заимствует у буржуа Диманша, «черной кости», которого откровенно презирает, дурачит, но умеет обворожить, так и не отдавая долги. Отец героя дон Луис осуждает сына. Он убежден, что «знатное происхождение без добродетели — ничто», что «добродетель — это первый признак благородства». Дон Жуан лишен сыновних чувств, им движет лишь корысть, желание как можно скорее получить наследство и промотать его. Он сам освободил себя от всякой моральной ответственности. Когда Сганарель говорит ему: «...если вы знатного рода... то вы от этого умней... вам все позволено, и никто не смеет вам правду сказать?», то в ответ тот лишь смеется, уверенный в своей безнаказанности. Он, натура недюжинная, значительная, поставлен в особые привилегированные условия, поэтому и зло, которое он творит, особенно преступно. Недаром Сганарель замечает: «Когда знатный господин еще и дурной человек, то это ужасно».
Мольер показал, что французский дворянин — паразит, хищник, лишенный всяких нравственных норм. Но автор наделяет своего героя и достойными чертами — смелостью, ловкостью, отвагой, а также подлинной интеллектуальной культурой: Дои Жуану свойственны широта мысли, критицизм, блестящий ум. Поэтому слабость к Дон Жуану питают не только женщины, но даже Сганарель, который, осуждая своего хозяина, часто любуется им и подпадает под его обаяние.
Дон Жуан — философ-вольнодумец. Ум и логичность мышления приводят его к полному скептицизму, который распространяется и на его отношение к женщине, медицине, религии. Главная его цель — стремление к наслаждению. Убежденный многоженец, он признается: «Я не могу любить один раз, меня очаровывает всякий новый предмет...» Ему безразлично, ждет его небесная кара или нет. Такое понимание наслаждения и философское его обоснование дают возможность отнести Дон Жуана к разряду либертенов, светских вольнодумцев, которые в наслаждении видели лишь удовлетворение чувственных потребностей и нарочито презирали религию и церковников. Но Дон Жуан в ссоре не только с церковью, он выступает и против самого бога, отрицает загробную жизнь, не верит ни в ад, ни в рай, ни в бога, ни в дьявола; он признает только реальные доказательства.
Дон Жуан — не просто поверхностный вольнодумец, каких было много в его время; ему свойственно подлинно философское вольномыслие, убежденный атеизм. При этом он абсолютно искренен не только в проявлении своих желаний, но и своих философских воззрений; недаром милостыню нищему он не прикрывает божьим именем и говорит, что дает ему золотой не Христа ради, а из человеколюбия.
Но к пятому акту прямодушный Дон Жуан становится лицемером. Для него лицемерие было «чистейшей политикой», «спасительной уловкой»: он располагает к себе отца, мирится с братьями Эльвиры, поправляет все свои запутанные дела. Дон Жуан рассуждает, пытаясь осмыслить происходящее: сделать вид порядочного человека — проще простого, так поступают все; лицемерие — порок привилегированный, всем свойственный, а привилегированные пороки становятся добродетелями.
Мольер осмелился заявить, что лицемерие — порок государственный, им заражена французская аристократия, а знать — вполне сродни Тартюфам. Так, Дон Жуан — это социально обобщенный тип французского дворянина, придворного «короля-солнце».
«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это — сатира на общество XVII в, Мольер показал несправедливость социального строя, нравственный упадок членов такого общества и мятеж сильной благородной личности против общественного зла, а также противопоставил две философии, два мировоззрения. Главный герой Альцест, наблюдая жизнь, доходит до полного отчаяния. Он говорит своему другу Филинту: «Лишь посмотри кругом, как род людской живет, // Везде предательство, измены, плутни, лживость, // Повсюду гнусная царит несправедливость» (перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник). Видя полное отсутствие искренности, низкую лесть, корысть, Альцест отвергает искусство удобно жить с помощью лжи, лести, денег. Он верит в возможность улучшения жизни людей и хочет воплотить эту веру в действие; как порядочный человек, видя зло, он испытывает чувство протеста против этого зла.
Комизм в этой трагической по своей сути пьесе связан с характером самого героя, который наделен Мольером многими человеческими слабостями. Альцест вспыльчив, лишен чувства меры и такта, он читает нравоучения ничтожным людям, идеализирует недостойную женщину Селимену, любит ее, все ей прощает, страдает, но надеется, что сможет возродить утраченные ею хорошие качества. Он заблуждается, ибо Селимена испорчена, развращена, злоязыка, она своя в той среде, которую отвергает Альцест.
Филинт — полная противоположность Альцесту и по характеру, и по моральным воззрениям, и по образу мыслей. Терпимый к людским слабостям, он — сторонник вежливости любой ценой. Философским источником взглядов Филинта становится его глубокое убеждение в том, что природа человека исконно несовершенна: «К людской природе вы имейте снисхождение; // Не будем так строги мы к слабостям людским, // Им прегрешения иные извиним! // И добродетельным быть надо осторожно...» Его позиция — принимать людей такими, каковы они суть, прощать им и, ничего с них не требуя, приспосабливаться к ним.
Филинт умен, он прекрасно понимает, что в мире много зла, корысти, зависти. Он сознает, что хорошо было бы изменить жизнь, направить ее по иному руслу: «Я вижу множество, как вы, вещей и дел, // Которых видеть бы иными я хотел». Но он считает, что в одиночку ничего не сделаешь, что пороки неразлучны с людьми. Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя личностями. Холодный и рассудительный, Филинт словно воплощает в себе две личности: он — свой в светском обществе, и он же — друг Альцеста, которого любит и высоко ценит, которому всячески помогает и старается выручать. Но сдержанный, никого не оскорбляющий Филинт— это воплощение компромисса: благодаря людям, которые видят пороки и принимают их, и существует общественное зло.
Главная же потребность Альцеста — это потребность протеста. Он «громит общественные язвы», в их разоблачении и кроется социальное содержание комедии. Мольер выносит приговор аристократии, показывая, насколько она никчемна, презренна, ибо пользуется своими привилегиями во вред другим сословиям, пресмыкается перед королем.
Осуждает автор и государственные учреждения, прежде всего несправедливый суд и судей, берущих взятки. Говорит Мольер и о том, что придворных должностей добиваются не достоинствами и добродетелями, а лестью, интригами, искательством: «Не все, к кому наш двор относится прекрасно, // Свершают подвиги. Здесь нужен случай, ясно». В стране царят политическая нетерпимость, сыск, доносы, а это — первые симптомы неблагополучия государства. По происхождению и связям Альцест — придворный, по для общества он подозрителен и опасен. От него хотят избавиться и избавляются, написав заведомо ложный донос, будто он — автор опасной книги: поистине «тот, кто дум своих припрятать не сумеет, // Остаться при дворе надежды не имеет». Альцест, чтобы избежать опалы, а то и Бастилии, вынужден покинуть Париж. Он уезжает, испытывая явное тяготение к простому народу, безгласному и бесправному. Он верит, что в деревне живут люди, не утратившие честности, свободные ото лжи.
В образе Альцеста воплощен нравственный и гражданский идеал Мольера. Ему свойственны требовательность, стремление к делу, гражданские добродетели. И хотя драматург никого из своих героев не назвал мизантропом (ученые и поныне спорят, кто же в комедии человеконенавистник), но очевидно, что именно Альцест стал выразителем философских и гражданских убеждений своего создателя.
В творчестве Мольера большое значение имеет и антибуржуазная сатира. В комедии «Скупой» (1668) высмеивается жажда обогащения, которая убивает все человеческие чувства. Отец семейства Гарпагон одержим страстью накопительства и любит только деньги, ради которых готов на все. Патологическая скупость стала причиной полного самодурства. Мольер делает Гарпагона типичным буржуа своего времени, изображает социальные причины его скупости. Образ Гарпагона, убедительный и жизненный, вызывает у зрителя чувство жалости и отвращения.
Неоднократно внимание Мольера привлекало и стремление французской буржуазии к «одворяниванию». Несмотря на то, что дворянство переживало экономический и моральный упадок, оно сохраняло привилегированное положение и прежний авторитет. Правительство поощряло тягу буржуазии к дворянству, поскольку покупка земель или должностей, необходимых для дворянского титула, пополняла всегда пустую государственную казну. Мольер поставил себе задачу показать взаимоотношения двух классов, власть дворян над умами, освободить буржуа от этой власти. Он изображал буржуа трех типов: косных, консервативных, патриархальных; тех, кто подражает дворянам, и губительное действие на их психику этого подражания; людей нового склада, полезных обществу, обладающих чувством собственного достоинства.
В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Поддавшись ей, он пи о чем не может рассуждать здраво, поэтому Журдена дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них. .Комическое заключается в сопоставлении неисправимой грубости ничему не учившегося человека, его наивного невежества, вульгарности языка и манер и его претензий на дворянское изящество. Такая ситуация вызывает у зрителя смех, но не презрение. Однако при всей страсти «одворяниться» Журден сохраняет свою живую натуру и остается самим собой: давая деньги в долг, он всегда знает им счет; если его рассердить, он ругается и дерется, забывая все великосветские правила; изучая науки, он выбирает самую практическую; веселую народную песенку он предпочитает заунывной песне пастушков; он прославляет науку за то, что существуют гласные и согласные, приходит в восторг от того, что говорит прозой.
Журдену противостоит его семейство.
Госпожа Журден — истинная мещанка, вполне довольная своим положением. Обладая здравым смыслом, она не питает никакого пиетета к дворянам; у нее одна цель — выбить из головы мужа блажь, ибо в доме полно паразитов и деньги, нажитые трудом, тратятся зря. К молодому поколению относятся дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт. Люсиль получила светское образование, мещанин Клеонт благороден, как и Люсиль, не по происхождению, а по образу жизни и характеру: честен, правдив, способен искренне любить.
Рисует Мольер и тех, кому так хочет подражать Журден. Это — титулованный дворянин граф Дорант, у которого высокое происхождение, безупречные, изысканные манеры, но он настоящий мошенник, циник и авантюрист. Он обворовывает доверчивого Журдена и ради денег готов на любой подлый поступок, даже на сводничество. При всем своем изяществе и прелести маркиза Доримена вместе с Дорантом обманывает Журдена. Постепенно автор подводит зрителя к важному выводу: туповатый, грубый и смешной Журден — человек честный, незлой и добродушный, презирать его не за что, над ним можно только смеяться. В нравственном отношении аристократы гораздо ниже доверчивого и простодушного Журдена.
Последним произведением Мольера стала комедия «Мнимый больной» (1673), в которой обреченный на смерть Мольер играл главную роль (он скончался после четвертого представления пьесы в ночь на 17 февраля). В комедии осмеиваются врачи, их шарлатанство и полное невежество, а также медицина, основанная не на опытном изучении природы, а на устаревших схоластических авторитетах. Объектом осмеяния становится и жертва врачей Арган, эгоист и самодур, который думает только о себе.
Только вмешательство короля предотвратило надругательство над телом Мольера, который умер без церковного покаяния и не отрекся от своей «позорной» профессии. Хотя похороны проходили глубоким вечером и не сопровождались необходимыми церемониями, за гробом драматурга вместе с родными, друзьями и коллегами шли вереницы простого люда.
Мольер совершил настоящий социально-художественный подвиг. Он сделал подлинные открытия в области комедии. Используя метод обобщения, драматург через индивидуальный образ выражал сущность порока в обществе, изображал типические черты общественных сословий своего времени и нравы. Но это всегда был социальный протест, ибо Мольер открыто критиковал современный жизненный уклад, а не общечеловеческие слабости и пороки.
Мольер — писатель-философ, художник с определенной системой воззрений. Он следовал учению Декарта, когда создавал типические характеры, и философии Гассенди, под воздействием которой формировались его этические взгляды, его авторский метод. Непосредственные наблюдения над жизнью Мольер предпочитал абстракциям разума. Он считал, что нравственным поведение человека будет тогда, когда личность развивается естественно и свободно. А свобода личности, утверждал писатель, проявляется не в разнузданном поведении, а в разумном самоограничении.
Буало, высоко ценивший творчество Мольера, порицал его за то, что он «слишком народен». На протяжении всей своей деятельности Мольер сохранил пристрастие к народному фарсу; многие его персонажи (слуги) воплощают черты характера французского народа. Они обладают здравым смыслом, видят моральное уродство и находят самые действенные способы борьбы с ним. Драматург в своих комедиях часто использовал фольклор, поговорки, пословицы, песни.
Сценическая история пьес Мольера в Белоруссии начинается еще в первой половине XVIII столетия, когда в Несвижском театре Радзивиллов были поставлены «Смешные жеманницы», «Жорж Данден», «Сганарель», «Лекарь поневоле». Мольеровские комедии ставятся в XIX в. на сцене Виленского театра. Событием театральной жизни Белоруссии, отразившим поиски новых художественных средств и решений, стала постановка в 1924 г. в БГТ им. Я. Купалы комедии «Мещанин во дворянстве». Затем купаловцами были поставлены «Смешные жеманницы», «Жорж Данден», «Брак поневоле». Комедия «Скупой» во время войны была включена в репертуар фронтовой бригады театра. В 1967 г. театр им. Я. Купалы возобновил спектакль «Мещанин во дворянстве». Бессмертный «Тартюф» шел в Белоруссии на сцене Русского театра (1932) и ТРАМа (1934).