Развивалась «низовая» линия барокко и в прозе. В утопических научно-фантастических романах Сирано де Бержерака (1619—1655) «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1649—1650) и «Комическая история государств и империй солнца» (50-е гг.) рассказывается о чудесном путешествии героя с помощью летательного аппарата на Луну и к Солнцу. Популяризируя философию Гассенди, автор высказывал свои материалистические взгляды на природу и человека, говорил о вечности материи, ее атомном строении, об эволюционном развитии материи от низших форм к высшим. Отвергая существующее политическое устройство, особенно сословное деление и имущественное неравенство, писатель пытается нарисовать свой политический идеал. Сирано де Бержерак во многом опередил свое время научными прозрениями, он был убежден, что развитие науки и просвещения станет благом для дальнейшего развития человечества.
Наиболее полно демократическая линия барокко проявилась в бытописательном романе. Именно в нем с наибольшей полнотой отразилась пародийная, полемическая направленность «низового» барокко, одной из задач которого была борьба с прециозной литературой, с фальшивой идеализацией аристократического общества, с манерным слогом, а также и с теорией классицизма, которая считала быт объектом изображения «низших» жанров.
Целью бытописательного романа было изображение обыденной жизни рядовых людей, влияния среды на формирование характеров и поступков его героев.
Роман Шарля Сореля (1602—1674) «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623) посвящен достоверному изображению обычной, зачастую отталкивающей жизни Парижа и провинции.
Все слои общества — никчемная знать, спесивая и паразитическая, обедневшее дворянство, накопители и стяжатели буржуа, «темный» воровской Париж, проститутки, школьный мир — описаны автором. Роман рассказывает о крайней нищете писателей в этом просвещенном веке, их зависимости от меценатов, критикует систему судопроизводства, показывая, что самое большое беззаконие творится именем закона, осуждает взятки и лихоимство.
Поль Скаррон (1610—1660) в своем «Комическом романе» (1651—1657) описывает странствования бродячей труппы комедиантов. В романе нарисована удивительная по своей правдивости картина провинциальных нравов, изображена жизнь различных социальных групп — поместного дворянства, никчемного духовенства, чиновничества, судей, корыстных и несправедливых, мелких стяжателей-буржуа, хозяев постоялых дворов, задавленного налогами народа. Этому мелочному и ничтожному мирку Скаррон противопоставляет актеров, людей вне общества. Они все связаны дружескими узами, всегда готовы прийти на помощь друг другу, честны и бескорыстны, самоотверженны и способны на подлинную дружбу и любовь.
Особое место в ряду авторов бытописательного романа занимает Антуан Фюретьер (1619—1688), создатель «Мещанского романа» (1666), в котором изображены быт и нравы парижской буржуазии середины века.
Автор точно рисует мещанские предрассудки, привычки, образ жизни буржуа, рассказывает «без затей и не погрешая против истины» истории «обыкновенных людей незнатного происхождения». Но он в своем романе преследует и сатирические цели. Показывая пройдоху и взяточника прокурора Воллишона, Фюретьер пишет о пагубной роли денег, которые губят судьбы людей, извращая отношения между ними. Он говорит о стирании сословных различий в новых общественных условиях, о воспитании молодого поколения, особенно девушек, о браке как о социальном институте, о роли церкви. Характеры героев Фюретьера складываются под воздействием окружающей обстановки, их социального положения.
Большую роль в поэзии демократического барокко сыграла «бурлескная» поэзия (от итальянского слова burla — шутка, насмешка), открыто протестовавшая против литературных норм и политических установлений. Античные предания и героические эпопеи, переложенные на шуточно-тривиальный лад, излагались самым обыденным «низким» стилем, «низкая» же тема воплощалась посредством традиционно «высокого» стиля. Например, «Тифон, или Гигантомахия» (1644), «Вергилий наизнанку» (1649— 1652) П. Скаррона осмеивают уязвимые места «Энеиды» и тех авторов, для которых эта поэма служила образцом. В годы Фронды большое значение имели стихотворные памфлеты — «мазаринады» Скарроа и Сирано де Бержерака. В них критиковалась политика первого министра Мазарини, а шире — политика правительства в целом.