Опрос

Считаете сайт Jaaj.Club интересным?



События

28.06.2022 18:39
* * *

1 июля 2022 года стартует традиционный летний турнир

Турнир посвящён туризму - активному отдыху, городам и странам, и продлится до 31 августа.

Принимаются любые жанры - информационные статьи, проза, поэзия.
Успейте подать заявку!


* * *
20.06.2022 08:00
* * *

Открылась
Гильдия Писателей


* * *
18.06.2022 17:38
* * *

18 июня 2022 года Jaaj.Club перешёл на систему расчёта в канадском долларе.

Все таблицы и начисления пересчитаны по среднему курсу к российскому рублю 2021 года.

1 CAD  = 60 RUB 

Изменения не коснулись привычных пользовательских транзакций, всё осталось на прежнем уровне. За исключением вывода средств, который доступен от 10 CAD, вместо 500 руб.

Обновление связано с удобством расчёта Jaaj.Club с коммерческими копирайтерами, которые представляют разные страны, что создавало путаницу при конвертации и осложняло понимание.

Теперь на сайте Jaaj.Club один тариф. Конвертация в валюту получателя происходит по рыночному курсу на момент совершения операции.

* * *

Комментарии

Легендарная личность)
03.07.2022 D&P
"Путь к сердцу женщины не будет таким долгим, если у мужчины есть автомобиль". — Константин Семёнович Мелихан
03.07.2022 D&P
„Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин.“
Марлен Дитрих
03.07.2022 vassyap
Красавец! Хотелось бы прокатиться на таком
03.07.2022 D&P
+
03.07.2022 D&P

ТОП 10

vassyap [40] 161877
Aist [36] 69779
neotary [17] 22809
Jaaj.Club [38] 19157
Palevka-89 [20] 16000
Игорь Галилеев [26] 15582
radioda [31] 13431
D&P [22] 11285
Kris [8] 9888
ArtemisiaA [25] 9103

Бонусы

03.07.2022 14:31
Kris [8]
получил бонус
+1
03.07.2022 14:00
JuliaShip [7]
получил бонус
+1
03.07.2022 13:47
JuliaShip [7]
получил бонус
+1
03.07.2022 13:02
radioda [31]
получил значок
+1
03.07.2022 13:02
Jaaj.Club [38]
потерял подарок
+1

Поддержка

13.08.2019 Рубрика: Культура

Драматичная индивидуальная судьба. О сочинениях Лидии Чарской

Автор: Jaaj.Club
Просмотров: 833
Более ста лет назад одна молодая актриса Александрийского театра написала повесть о жизни Павловского института. Не последним стимулом начала ее литературной деятельности было стремление материально обеспечить своего маленького ребенка.
511
Фото: staryy.ru

О сочинениях Лидии Чарской

Более ста лет назад одна молодая актриса Александрийского театра написала повесть о жизни Павловского института. Не последним стимулом начала ее литературной деятельности было стремление материально обеспечить своего маленького ребенка. Мудрено было предугадать, что всего через несколько лет никому не известная дебютантка будет пользоваться беспримерным в истории русской детской литературы успехом, что ее литературное имя - Л. Чарская - станет кумиром многих и многих юных читателей и особенно читательниц. Дело в том, что на ее стороне оказалось могущественное божество, именуемое товариществом "М. О. Вольф". Товарищество "М. О. Вольф" издавало самую разнообразную литературу. Среди нее видное место занимали детские книги. Издавался Вольфом и журнал для детей, вернее, два журнала, носившие одинаковое название: "Задушевное слово" для старшего и для младшего возраста. С 1901 года до прекращения издания "Задушевного слова", в 1918 году, не выели ни одного номера журнала как для старшего, так и для младшего возраста, в котором не было бы произведения Чарской. Вслед за "Записками институтки" - первым ее крупным произведением - последовали "Княжна Джаваха", "Люда Влассовская", "Вторая Нина", "За что?" и множество других. Все это пропускалось сквозь "Задушевное слово", а потом выходило отдельными изданиями, причем нередко переиздавалось. Кроме произведений с героями - детьми из современной жизни, Чарская находила время для писания исторических повестей, и своими "Грозными дружинами", "Желанными царями" и "Пажами цесаревны"- она успела охватить чуть ли не все тысячелетие русской истории в благонамеренно-монархическом освещении. Но этого мало: Чарская ухитрялась находить время для писания всевозможных, журнальных "мелочей": разнообразных пасхальных и рождественских рассказов и других небольших произведений. Однако и это еще не все: кроме произведений, выходивших у основного хозяина, Чарская умудрялась работать еще "на сторону",- довольно много ее книг вышло в других издательствах: Кнебеля, Сытина и особенно в издании В. И. Губинского. "Отхожий промысел" Чарской - ее книги, изданные В. И. Губинским, представляют ряд довольно существенных идеологических отличий от книг, изданных Вольфом, что было впервые отмечено в превосходной статье Е. Данько "О читателях Чарской". По популярности издания Губинского значительно уступали вольфовским. Ошибочно было бы предполагать, что на этом круг творчества плодовитой писательницы, наконец, замыкался. Чарской принадлежит еще ряд книг для взрослых, романов и сборников рассказав. Среди них имеются рассказы из женской и артистической жизни ("Проблемы любви", 1903; "Как любят женщины", 1904); и традиционные для эпохи империалистической войны "ура-патриотические" романы с немецкими шпионами и храбрыми поручиками ("Ее величество любовь". 1915; "Чужой грех", 1916); и роман "Виновна, но..." (1913), который показывает, что Чарская, помимо тех лавров, которые были уготованы ей судьбой, непрочь была воспользоваться и лаврами А. Вербицкой. Наконец, для полноты картины следует упомянуть, что Чарская пробовала себя, хотя, пожалуй, без достаточных оснований, и в писании стихов. Ее книга стихов "Голубая волна" даже выдержала два издания. В "Задушевном слове" существовал отдел переписки читателей - "Почтовый ящик". Отдел пользовался большим успехом среди читателей: возможность увидеть свое имя в печати, хотя бы и в "Почтовом ящике", действует притягательно. Скрытой целью "Почтового ящика" была самореклама, так как в громадном большинстве помещавшихся в нем писем содержались восхваления произведений, напечатанных в "Задушевном слове", или книг, изданных товариществом "М. О. Вольф", причем первое место вне конкуренции занимала Чарская. То обстоятельство, что печатание этих материалов служило интересам рекламы, не лишает "Почтовый ящик" "Задушевного слова" большого значения для суждения о детских читательских вкусах того времени и о размерах популярности Чарской. Ведь эти данные легко проверить показаниями прессы, отчетами библиотек, результатами обследований, а в итоге получается картина очень внушительная, согласная и стройная.
"Чарская! Чарская! - восклицает радостно молодежь, увидав новую повесть для юношества своей неизменной любимицы. И не ошибется в ожиданиях чуткая юность. Каждая новая книга даровитой писательницы так же увлекательна, как и все предыдущие произведения Л. А. Чарской. Кто не плакал над "Счастливчиком" Чарской, кто не зачитывался ее "Княжной Джавахой" и другими повестями популярнейшей писательницы?"
Так патетично, и в то же время не уклоняясь от истины, писал "Варшавский дневник" (номер от 21 декабря 1913 г.). 3. Масловская сообщает замечательный факт: "Когда я спросила одну маленькую приятельницу, как у нее в классе относятся к Чарской, то получила ответ: "Из 40 воспитанниц 38 ее обожают, а двум она не нравится, и они ее не читают. Так мы с ними даже не разговариваем". Это отзывы критиков, а вот библиотечные данные: по отчету библиотеки Общества народных университетов в Самаре за 1910 год выходит, что за год Чарскую требовали 318 раз, тогда как Жюля Верна всего 191, Марка Твена 101 раз, а остальных и того меньше. А с 11 января 1911 года по 1 июля 1912 года в той же Самаре Чарскую спрашивали 1372 раза, Клавдию Лукашевич 362, Жюля Верна 344 раза. И не надо думать, что именно Самара почему-то была населена поклонниками Чарской. Во всех концах Российской империи - та же картина. Таковы свидетельства критики и библиотечных отчетов. Что же говорили сами читатели? "Из великих русских писателей я считаю своей любимой писательницей Л. А. Чарскую", писала двенадцатилетняя Леля Сарумова, по-видимому, нисколько не сомневавшаяся в правомерности причисления Чарской к великим писателям ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 21, 1909). А одиннадцатилетний Георгий Попов вторил ей: "Я ставлю выше всех и считаю моей любимой писательницей Чарскую" ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 43, 1909). "мною недавно случилось проезжать через Гори и Мцхет, и, боже мой, с каким благоговением смотрела я на эту Куру и горы, на которые, как я уверена, смотрела когда-то и моя любимая княжна Джанаха", признавалась какая-то Лина "Задушевное слово" для старшего возраста, № 46, 1907). Да что там скромные, провинциальные Лели Сарумовы! Нелли Джонсон - англичанка, жительница Калькутты. Приехала она со своим отцом в Россию, попалась ей случайно повесть Чарской "За что?", прочла она ее, пришла в восторг я просит сообщить ей, какие еще книги есть у Чарской. А между тем ей было с чей сравнить Чарскую - по ее словам, она владела языками: английским, итальянским, испанским, немецким и французским ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 14, 1911). Итак, увлечение Чарской вовсе не означало провинциальной отсталости. Далее в глазах читателей, располагавших очень большими возможностями выбора, все заслонялось Чарской, ничто не могло выдержать сравнения с ней. Восторженных отзывов, подобных приведенным выше, отзывов, в которых имя Чарской стояло бы рядом с Лермонтовым, Гоголем или Тургеневым, можно было бы привести множество. Я просмотрел "Почтовый ящик" "Задушевного слова" за ряд лет и среди огромного количества восхвалений Чарской обнаружил только одно письмо, свидетельствующее, что его автор, хотя и разделявший общее увлечение Чарской, все же сохранил некоторую способность хладнокровной оценки. Это была тринадцатилетняя Вера Фрейман. Она писала: "Я восторгаюсь повестями Чарской, перечитала 20 ее повестей, многие по 3-4 раза и... я все-таки нахожу, что ставить Чарскую на один пьедестал с Пушкиным и Лермонтовым, как это делают некоторые подруги - нельзя. То великие писатели, гении, а Чарская - только симпатичная, высокоталантливая писательница для юношества, и я думаю, что сама она не рада, читая, как ее сравнивают с Лермонтовым и Пушкиным. Я понимаю увлечение моих подруг повестями Чарской, потому что сама ими увлекаюсь, но: нужно знать меру даже в восторгах" ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 37, 1909). Но зато и досталось же бедной Вере Фрейман! Хотя она как будто и не сказала по адресу Чарской ничего обидного, для завзятых поклонниц Чарской письмо Веры Фрейман должно быть показалось чем-то вроде оскорбления святыни. Оставаться трезвым среди пьяных всегда немного рискованно! Участь Пентея, растерзанного вакханками, должна служить грозным предостережением смельчакам. Четырнадцатилетняя Наташа Титова поспешила учинить святотатцу суровый отпор. "Дорогие подруги, - писала она,- спор относительно того, можно ли или нельзя ставить на одну линию Пушкина и Чарскую, меня очень удивил. Я полагаю, что каждый имеет право иметь свой вкус. Кому из читателей ближе всего к сердцу Пушкин и Чарская - он имеет полное право это сказать... Лично я прямо заявляю: у меня два самых любимых писателя: Пушкин и Чарская. Пушкина я полюбила за его чудные стихи, за музыку, его поэзию; Чарскую - за интересный рассказ, за описание дорогой мне институтской жизни". К этому решительная Наташа Титова скромно добавила: "Но я этим вовсе не хочу сказать... что я ставлю Лермонтова и Некрасова ниже Чарской. Всякому свое место" "Задушевное слово" для старшего возраста, № 45, 1909). Хорошо, что Наташа Титова и многочисленные другие поклонницы Чарской не читали разносных статей о ней К. Чуковского. Не избежать бы ему тогда участи Пентея!

*

Что же представляло собой творчество столь высоко превознесенной писательницы?

Институтская жизнь и до Чарской служила предметом изображения в беллетристике. У Чарской все действие, переживания героев и героинь, обстановка действия, стиль повествования протекают в эмоционально напряженном, накаленном, взвинченном тоне. Читатель находится в состоянии нервного напряжения, в тревоге, волнении за судьбу героя. Напряжение поддерживается всевозможными опасностями и ужасами, подстерегающими героев. Эмоциональные конфликты, возникающие в повести, захватывают читателя, заставляя его волноваться и переживать вместе с героями и героинями. Во многих произведениях читателю приходится решать ту или иную этическую проблему, поставленную в сфере, близкой к его интересам. В эстетической неполноценности Чарскую изобличить нетрудно. Почти каждая ее страница дает для этого достаточный материал, так что легко составить большую коллекцию всевозможных курьезов. Но к решению проблемы причины популярности Чарской это ни на шаг не приближает. Чарская имела над читателями необычайную власть. То, что нами справедливо квалифицируется у Чарской, как пошлость и безвкусие, вовсе не ощущалось таким ее читателями, которые даже самые отчаянные "красоты стиля" воспринимали, как подлинную художественность. Несомненно, присущее Чарской при всей внешней пестроте однообразие не препятствовало ее успеху. "Сами дети,- писала 3. Масловская отмечают однообразие в сочинениях Чарской, но прибавляют: "Только её книги до того интересны, что всегда одинаково увлекаешься". Самый фон действия, частый в произведениях Чарской, - мирный, прозаический институт благородных девиц - пребражается, становится вместилищем таинственности приключений и приобретают все признаки замка из "готического" романа, какого-нибудь Шато ле Блан из "Удольфеких тайн" Анны Радклифф. Уже в первом институтском романе - "Записки институтки" - читатель погружается в атмосферу чудесного:
"... Я услышала от Нины, что наш институт давно, давно когда-то был монастырем, доказательством чего служили следы могильных плит в последней аллее и силюльки, бывшие, конечно, келейками монахинь. - Не раз,- говорила Нина,- прибегали девочки из силюлек, все дрожащие и испуганные, и говорили, что слышали и кие-то странные звуки, стоны. Это планут души монахинь, не успевших покаяться перед смертью. А как-то давно, давно весь институт стоял на молитве в зале и вдруг в силюльках послышался какой-то шум, потом плач, и все институтки, как один человек, увидели высокую чёрную монахиню, которая прошла мимо круглого окна в коридорчик верхних силюлек и, спустившись с лестницы, пропала внизу. - Ай, замолчи, Нина, страшно, - чуть не плача, остановила я княжну.- Неужели ты веришь в это? - Я? Конечно верю".
Этот мотив силюлек, в которых блуждают души живших там когда-то монахинь, был употреблен экономным автором, находившим, должно быть, что расточительно готовить каждый раз новое жаркое, когда можно подогреть вчерашнее, еще раз в "Люде Влассовской". С небольшой вариацией тот же мотив встречается и в повести "Некрасивая" (Записки Ло), в которой имеется "чертов грот" - площадка на черной лестннце института, тоже неблагополучная по части призраков. Призраки, таинственные подземелья, "белые фигуры", появляющиеся в полночь на церковной паперти, весь этот радклиффовский реквизит, перенесенный в обстановку института или петербургских окрестностей, - часто фигурируют в произведениях Чарской. Правда, все эти призраки, за исключением "серой женщины", являющейся Лиде Воронской ("За что?"), имеют рациональное объяснение: фигура в белом окажется институтской прислугой ("Записки институтки"), призрак черной женщины в "Люде Влассовской" окажется сумасшедшей сестрой классной дамы Арно п т. д. Но стоит обратить внимание на технику печатания вещей Чарской в "Задушевном слове", чтобы убедиться, что ударение у ней стояло на эмоциональном воздействии чудесного на читателя, на заинтриговывании его необычайным, "сверхъестественным" феноменом, а не на разоблачении и рациональном объяснении мнимых чудес. Надо иметь в виду, что особенно сильные эффекты достигались именно при чтении в журнале, тогда как читатель отдельного издания такого удовольствия уже не получал. До Чарской подобный прием применяли многочисленные авантюрные романисты, печатавшие свои романы в газетных фельетонах и размещавшие наиболее эффектные моменты "под занавес", так, чтобы, например, вслед за какой-нибудь находкой трупа белокурой женщины в запертом номере отеля или в квартире почтенного викария стояли сакраментальные слова: "Продолжение в следующем номере". Так, в повести "На всю жизнь" Чарская на протяжении двух страниц мучит читателей загадкой, что это за таинственный огонёк мелькает на кладбище, в склепе купца Гаврюшина, чьи шаги слышатся в склепе. При этом она определенно настраивает на мистическую разгадку ("Громче, яснее скрип ветхих ступенек, слышнее, ярче по звуку шлепание легких, таинственных шагов... Живые так не ходят"), И после таких заключительных слов: "Еще минута... Легкий стон или кашель... и белая фигура мгновенно вырастает перед нами, помертвевшими от ужаса, заслоняя собою черный провал", иллюстрируемых рисунком и ставится: "Продолжение следует". Нужды нет, что таинственная белая фигура окажется всего лишь мальчишкой-беспризорником, избравшим склеп местом для ночлега. Читатель на целую неделю, до следующего номера журнала, будет повергнут в состояние, близкое к приступу перемежающейся лихорадки. Таких примеров - перерыва печатания повести "на самом интересном месте", причем прерванный кусок как будто наталкивает читателя на сверхъестественное объяснение,- у Чарской немало. Укажу хотя бы на два места в "Большом Джоне" ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 2, 1908 и № 12, 1909), на "Записки институтки" ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 11, 1902 и др.) Так Чарская применяет к изображению жизни института радклиффовокую или традиционно считающуюся радклиффовской технику - разъясненной тайны объединяя ее с манерой романистов-фельетонистов середины XIX века и позднейшего времени печатать свои произведения, подгоняя моменты, заключающие сюжетную загадку, к перерыву и перенося разъяснение загадки "в следующий номер". Таким образом и волки были сыты, и овцы целы. Все "тайны" разъяснялись, законы природы оказывались ненарушенными, все оставалось на своем месте, но читатель испытывал вместе с героинями "помертвение от ужаса" и, должно быть, считал по пальцам дни до выхода номера журнала с продолжением.

*

Нина Джаваха, героиня двух повестей Чарской - "Записки институтки" и "Княжна Джаваха", - в ранней юности умирает от чахотки. Ирина Камская, героиня повести "Огонек", умирает от чахотки, которую она получила, спасая двух девочек, унесенных в море оторвавшейся льдиной. От чахотки же умирает в "Княжне Джавахе" мальчик Юлико - "паж" Нины. Над душераздирающими описаниями их смертей сколько читателей рыдало во всех уголках России! Хорошо знавшая свое ремесло писательница, прежде чем уморить свою героиню, много и успешно старалась, чтобы вызвать к ней любовь читателей, окружить ее чем-то вроде поклонения и сделать из ее смерти большое эмоциональное событие в жизни читателя, которое переживалось им, как переживается большое личное горе. Давно отмечено, что проблема создания положительного героя особенно остро стоила перед русской литературой, которой как раз положительный герой удавался меньше всего. Чарская, оперируя средствами примитивными и эстетически неполноценными, беззастенчиво играя на слезливости своих читательниц, легко и безболезненно разрешала для себя эту проблему. Первая же созданная ею героиня - Нина Джаваха - стала кумиром, на которого молилось целое поколение юных читателей, образцом для подражания и, наконец, существом, преступившим ту условную грань, разделяющую литературу и жизнь, за которой обречено оставаться большинство создаваемых писателями литературных героев: в существование княжны Джавахи многие читатели верили решительно и безусловно, не допуская сомнений в ее реальности. "Я уверена, что княжна существовала, писала двенадцатилетняя Зоя Бездетнова из Углича ("Задушевное слово" для старшего возраста, № 38, 1911). Иногда вера в реальность Джавахи принимала наивно-трогательные формы. Две подруги, Лида Охлобыстина и Маруся Чеглокова, отправились на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге, чтобы отыскать могилу княжны. Могилу им отыскать не удалось, причем в конторе кладбища им сказали: "Много уже приходило и справлялось о ней". Другие читательницы посылали из провинции советы, как найти могилу. "Почтовый ящик" "Задушевного слова" содержит множество детских писем, свидетельствующих, что среди читателей Чарской шла оживленная дискуссия о созданных ею образах. Взрослые спорили о Гамлете или о Базарове, дети обсуждали характер Лиды Воронской и других героинь Чарской, и сколько было сломано копий в этих бурных турнирах, сколько было высказано противоположных мнений на эту животрепещущую тему! Хорошо ли сделала "Вторая Нина", когда подслушала разговор Рамзай с Аннушкой? Правильно ли поступила Нора Трахтенберг, выдав Запольскую? Была ли Лида Воронская избранной, исключительной натурой или же просто заурядной, избалованной девочкой? Сотни подобных проблем разделяли читателей "Задушевного слова" на лагери и вызывали потоки писем в редакцию. Галерея персонажей Чарской оказалась достаточно разнообразной; писательница умела угодить на все вкусы. Кому импонировали гордые, неприступные, ледяные девицы-аристократки вроде Норы Трахтенберг или Вари Голицыной, кто предпочитал добродетельную и выдержанную Люду Влассовскую, кто - и этих было большинство - восторгался смелыми, необузданными, непосредственными героинями: Ниной Джавахой, "Второй Ниной", Лидой Воронской и другими. Чарская сумела уловить вкус читателя своей эпохи. Она чувствовала, что подрастает порожденное эпохой реакции поколение "непонятых", "непризнанных", "загадочных", "исключительных" натур (вернее, считавших себя такими), жаждавших найти свое выражение в литературе. Очень много дает для уяснения причин успеха Чарской помещенное в "Почтовом ящике" "Задушевного слова" письмо четырнадцатилетней Маруси Хоменко и вызванные им отклики:
"Дорогие подруги по журналу! Письмо, в котором Лиду Вороненую называют "капризной", "плохо воспитанной", меня возмущает. О, как мало поняли ее те, которые так пишут! Лида - сложная, загадочная, больная натура. Чтобы понять ее мнимые "капризы", ее шалости, ее "упрямство", надо или самой пережить все то, что переживала она, или близко наблюдать девушку, похожую на Лиду. Таких девушек- немного. Счастливы те, у которых уравновешенная натура, которым не приходилось задавать себе вопроса: "За что?"... Много ли таких? Мне кажется, что немного, по крайней мере я вокруг себя не вижу ни одной подобной исключительной натуры. Но зато, как я полюбила Лиду! Мне кажется, точно она моя близкая, моя родная сестра, точно она - я. Да! Потому что, вдумываясь, я в поступках Лиды, в ее характере, ее нервности вижу самое себя. Вот почему мне кажется, что повесть "За что?" не может понравиться всем: ее нужно понимать и перечувствовать, как перечувствовала я - вторая Лида. О, как хотелось бы знать, есть ли еще среди читательниц-подруг много таких же "вторых Лид".
"Непонятость" (условно назову так психическое состояние, описанное Марусей Хоменко) была явлением, типичным для той эпохи. Недаром вскоре после публикации ее письма в "Задушевном слове" в редакцию качали чуть ли не пачками поступать письма таких же "непонятых".
"Милая Маруся Хоменко, - писала двенадцатилетняя Тамара Грассевич из Одессы, - с какой радостью, прочтя ваше письмо в № 15, я, наконец, нашла в вас, кроме себя, еще одного человека, который понял дорогую для мрня героиню повести "За что?", Лидюшу Воронскую. Я давно собиралась опровергать высказанные мнения о поступках Лидюши многих подруг по "Задушевному слову", но решила, что правильно судить Лидюшу может только человек, переживший все вместе с ней, а в крайнем случае обладающий очень чуткой душой. Но пусть лучше наши подруги неправильно судят Лидюшу, чем переживать им все то, что пережила я с Лидой".
Некая Зинаидка писала: "Мой характер называют странным, своеобразным. И никто, никто, ни единый человек до сих пор не понимает меня, но вы, дорогая мне Маруся, поймете меня. Как только я прочла ваше письмо, напечатанное в "Почтовом ящике", я тотчас же в вас угадала родную, близкую мне душу, точно так же как и в Лидии Воронской. Когда я читала повесть "За что?"- повесть дорогой нашей писательницы Л. А. Чарской, - я, как и вы, Маруся, как бы все переживала с Лидой, и мне все казалось, что все действия Лидии - мои, мои собственные. Я так горячо, так страстно люблю Лиду. Я очень люблю читать, прочла сочинения очень многих писателей, как русских, так иностранных, но ни одно не производит яа меня такого сильного впечатления, как произведения Лидии Алексеевны. В ее произведениях, по-моему, есть какая-то непонятная, чарующая, целиком захватывающая читателя сила". Таких писем можно было бы еще привести немало, но и этого достаточно. Итак, налицо существование особой, хотя и не оформленной официально секты, круга посвященных, определяющим признаком которой является поклонение героиням Чарской, в частности Лиде Воронской, в образе которой адепты этой секты усматривают изображение своих собственных персон, причем настаивают на том, что подлинное постижение этого образа, проникновение в его эзотерический смысл доступно лишь для них, обладающих непомерным внутренним, почти мистическим и недостижимым для окружающих опытом. В чем же состоят особенности этих героинь, какие именно качества сделали их кумирами читателей, в чем заключается та "непонятная, чарующая, целиком захватывающая читателя сила", о которой писала восторженная Зинаидка? Очень близки к истине, ближе суждений многих критиков, писавших о Чарской, ответы тринадцатилетней Маруси Подоляковой из Кременчуга и двенадцатилетней Нины Гаевской из Чернигова.
"Меня больше всего в них (в повестях Чарской), - писала, первая из них, - увлекает то, что главный тип героини (или героя) почти всегда у Чарской представляет нечто незаурядное, необыкновенное, но, тем не менее, возможное. Этим, мне кажется, больше всего объясняется, почему повести Чарской всем нам так нравятся". "Мне больше нравятся типы необыкновенные, т.е. редко встречающиеся, потому что такие, каких описывает Лукашевич, Макарова и другие, встречаются часто, и к ним больше привыкаешь, а типы, описываемые Чарской, интересуют и увлекают именно своей необыкновенностью".
Итак, по четкой формулировке Маруси Подоляковой, героев Чарской отличает "нечто незаурядное, необыкновенное, но, тем не менее, возможное". В письме Нины Гаевской указаны имена Макаровой и Лукашевич - писательниц, представлявших тот унылый литературный фон, на котором Чарская выделялась так ярко и выигрышно в глазах читателей. Действительно, как заманчивы должны были быть для девочек, живших в скучных Кременчугах и Черниговах, в мертвящей атмосфере окуровской России, книги Чарской с их необыкновенными героями, совершающими отчаянно-смелые поступки и после неудач и преследований достигающими "заслуженного счастья" (название одной из повестей Чарской) или же гибнущими в расцвете юности, подобно Нине Джавахе, которая "прозрачная, чистая, как маленький Эльф, утонула в эфире бессмертия" (слова Чарской). И, главное, все это "незаурядное и необыкновенное" казалось, "тем не менее, возможным". Необычайные приключения героев Майн-Рида, Густава Эмара, Жаколио, Буссенара и других классиков авантюрного романа обычно развертывались где-нибудь на берегах Ориноко или в "трущобах Индии", в местностях экзотических и бесконечно удаленных от российской действительности. Поэтому в сознании читателей авантюрного романа обычно возникала непроходимая пропасть, воздвигалась стена между окружающей, повседневной жизнью и миром романтики и приключений, о котором говорили книги. Некоторые пытались найти выход в виде "бегства в Америку", одно время ставшего для России явлением социально типичным. Не то ждало читателя у Чарской. Там события, быть может, не многим уступавшие по необычности майнридовским и буссенаровским, происходили где-то тут, под боком, грань между романтикой и действительностью, "поэзией" и "прозой" стиралась, становилась неощутимой. Призрак серой женщины появляется в Царском Селе, под Петербургом; цыгане похищают Лиду Воронскую в Шлиссельбурге, тоже недалеко от столицы ("За что?"); в петербургской гостинице где-то около Нарвской заставы страшный беглый каторжник Иван Зуб пытается похитить Сибирочку ("Сибирочка"); лунатик бродит по мрачным коридорам и лестницам института ("Некрасивая") и т. д. Казалось, что небольшого усилия достаточно, чтобы прямо из серого нровинциального города попасть в такую увлекательную, наполненную волнующими переживаниями и приключениями жизнь. Для Маруси Подоляковой и для сотен и тысяч других Чарская как бы открывала перспективу найти в окружающем их мире возможность приобщиться к тому, о чем раньше можно было лишь мечтать, или читать в книгах, или видеть на подмостках театра. Бегства, погони, похищения, разбойники, героини в плену, нападения диких зверей, предательства, героизм, призраки, сбывающиеся предсказания, театральные позы героев, как бы находящихся на невидимых подмостках (вероятно, тут сказалась вторая профессия автора), приключения, следующие одно за другим, причем читатель обычно сразу вводится в гущу событий; природа, взятая обыкновенно в своих наиболее эффектных проявлениях: наводнениях, бурях, грозах, молниях, раскатах грома, - вся эта, хотя и эпигонская, взятая из вторых рук, романтическая бутафория в соединении с напряженной, доходящей подчас до исступленности эмоциональностью повествования и с "роскошным" стилем типа: "Орион весь янтарный, с зеленым блеском, с алмазным сиянием, выливающимся из очей, как бесплотный дух, взирающий на землю", "брала за душу" читателя, внушая ему волнение, беспокойство за героя, заставляя жить его скорбями, радостями и несчастиями. Раз заинтересовав читателя судьбой героя, Чарская уже не давала ослабнуть интересу, поддерживая и увеличивая его всевозможными сюжетными аттракционами и острыми эмоциональными конфликтами, возникающими обычно в институте или гимназии - сфере, хорошо знакомой и близкой читателю. Героиня "Записок маленькой гимназистки" - Лена Иконина - несправедливо обвинена в краже книжки, принадлежащей учительнице немецкого языка. Действительная виновница - кузина Лены горбунья Жюли, враг Лены, причинившая ей много неприятностей. На Лену надевают лист с надписью: "Она воровка! Сторонитесь ее!". С этим листом она должна сидеть на уроке и ходить во время перемены. Первое движение души ее - немедленно назвать действительную виновницу и тем избавиться от позорного наказания.
"Взгляд мой отыскал горбунью в толпе прочих девочек. Она смотрела на меня. И что за глаза у нее были в эту минуту! Жалобные, просящие, молящие! Печальные глаза. Какая тоска и ужас глядели из них! "Нет! Нет! Ты можешь успокоиться, Жюли! - мысленно произнесла я, вся исполненная жалостью к маленькой горбунье. Я не выдам тебя. Ни за что не выдам! Ведь у тебя есть мама, которой будет грустно и больно за твой поступок, а у меня моя мамочка на небесах и отлично видит, что я не виновата ни в чем... Нет, нет, я не выдам тебя, ни за что! Ни за что!" И, конечно, как бы в награду за проявленный высокий героизм и готовность пожертвовать собой, даже за врага, через шесть страниц та же Жюли будет, склонившись до пола и охватив ноги Лены, покрывать их поцелуями и слезами: "Лена... Лена! Бедная! Святая! Да, да, святая! За что ты так страдаешь? Что ты перенесла из-за меня сегодня! Лена! Бедная, милая Лена! Какая я злая, гадкая, негодная... Я злодейка перед тобою, а ты! Ты святая, Лена. Я поклоняюсь тебе!"
Вот показательный для Чарской пример эмоционального конфликта высокого напряжения, без которого обходится редкое ее произведение. Героиня или берет на себя чужую вину (кроме "Записок маленькой гимназистки", этот мотив встречается в "Записках институтки", "Княжне Джавахе", "Некрасивой" и других произведениях), или идет одна против класса, не желая, например, участвовать в "травле" какого-нибудь педагога, после чего на нее обрушивается гонение со стороны всего класса ("Записки маленькой гимназистки", "Некрасивая", "Княжна Джаваха" и др.), или считает себя виновницей постигшего кого-нибудь несчастия и мучается угрызениями совести ("Люда Влассовская", "Большой Джон", "Южаночка" и др.). Разрешается эмоциональный конфликт Чарской неизменно благополучно - настоящая виновница признается, класс признает правоту героини и примиряется с ней и т. д. Подобные конфликты представляют собой в произведениях Чарской узловые пункты повествования, моменты наибольшего эмоционального напряжения. Именно тут сосредоточивалось максимальное читательское волнение, именно тут клокотали институтские и гимназические страсти, и возбуждение поклонниц Чарской достигало высшего предела, чтобы разрешиться на всегда благополучном исходе. Показательно, что причина конфликта почти всегда носит комнатный, "местный" характер. В социальный он и не пытаетея перерасти. Но это подводит нас к рассмотрению того, что можно назвать социальной проблемой у Чарской.

*

Дореволюционная буржуазная детская литература не знала четкой постановки социальной проблемы. В громадном большинстве детских книг мир кончался на пороге буржуазной детской. Если в поле ее зрения попадали такие явления, как бедность, нужда, нищета в плане сентиментального "жаления", то разрешение вопроса обычно оказывалось попыткой его замазать. Чарская не составляла исключения из общего правила. Было бы напрасно искать у нее сколько-нибудь четкой позиции в этом вопросе. В статье Е. Данько отмечено любопытное явление: социальная идеология произведений Чарской менялась в зависимости от того, в каком издательстве они выходили. Большая или меньшая степень демократизма, очевидно, диктовалась заказом издателя. Товарищество "М. О. Вольф" и его "Задушевное слово" культивировало в своих изданиях монархически-верноподданнические добродетели. Редкий номер "Задушевного слова" обходился без заметок, посвященных царям, царицам и великим князьям, их переездам, смертям, балам и парадам в их присутствии и т. д. Книги Чарской, вышедшие в издании Вольфа, вполне отвечают вольфовским установкам. Почти каждая вольфовская книга Чарской содержит в той или иной степени аристократический элемент. "Благороднейший губернатор, великодушный генерал, пленительный тайный советник, очаровательный министр - принадлежность каждой ее книги" - написал К. Чуковский в "Лица и маски". Юные героини Чарской, кажется, с самых пеленок преисполнены сознанием достоинств своего рода. "Я грузинка. Мое имя Нина, княжна Нина Джаваха-оглы Джамата. Род князей Джамата - славный род; он известен всему Кавказу, от Риона и Куры до Каспийского моря и Дагестанских гор", - так отрекомендовывается читателю героиня одной из популярнейших книг Чарской - "Княжна Джаваха". Не отстает от нее и "Вторая Нина": "Я племянница знатного и известного русского генерала, князя Георгия Джаваха". И на бледном личике девушки-подростка выразилось столько гордого достоинства, что горцы невольно должны были убедиться, что она сказала правду и что дитя это принадлежит к знатному аристократическому роду". Когда у Чарской происходит соприкосновение двух, имеющих каждый свою замкнутую орбиту, но пересекающихся социальных миров, то нередко чванство и пустота аристократов разоблачаются и им противопоставляются добродетели бедняков, но даже для некоторых ее сентиментально-филантропических вещей остается характерным тот снисходительный "тон свысока", который ярко проявляется, например, в "Счастливчике" и в "Юркином -хуторке". Когда Чарская вводит в свои произведения картины нищеты, нужды и горя, то избавление приносят те же растроганные несчастьем бедняков идеальные богачи, великодушно приходящие им на помощь. "Вы говорите сами, что за ваши звонкие песенки вас прозвали окружающие Феей... Ну, а если вы будете приносить добро, например, помогать бедным семьям крестьян, обшивать их детишек, учить их грамоте, забавлять малышей, когда родители их заняты работой, - так не прослывете ли за это добрым ангелом среди них". Так обращается к беззаботной девочке Мае князь Виталий, нередкий у Чарской аристократ-народолюбец. Такое своеобразное преломление получила в творчестве Чарской традиционная для дореволюционной русской литературы тема "долга перед народом". С другой стороны, имеются произведения, в которых затушёванно проводится идея о незыблемости существующего распределения жизненных благ, о том, что нужно довольствоваться своей участью. Вот бедная, но тем не менее счастливая семья Лоранских ("Семья Лоранских" (Не в деньгах счастье). В ней "веселились так, как, наверное, уже не умеют веселиться в княжеских палатах". Стоило им получить неожиданное наследство, как все пошло кувырком, и их жизнь чуть не была совершенно погублена. Богатство подействовало на детей Лоранских развращающим образом: сын Граня и дочь Валентина потребовали себе роскошных костюмов. Граня даже проигрался в карты и влез в неоплатные долги, и, только когда все деньги вышли, все пришло в норму, и Лоранские вернулись к состоянию прежнего благополучия. Не в деньгах счастье.

*

Литературная деятельность Чарской продолжалась бесперебойно, не проявляя никаких признаков творческого оскудения, вплоть до закрытия буржуазных издательств в 1918 году. В 1918 году в "Задушевном слове" для старшего возраста печаталась ее новая повесть "Мотылек". Но читателям так и не удалось узнать, чем закончатся приключения дочери бедного чиновника - Шуры Струковой, поехавшей в Петербург на курсы. "Задушевное слово" разделило судьбу множества своих собратьев и закрылось, так и яе доведя до конца печатание "Мотылька". Лидия Чарская была явлением литературного распада. Она разделяла свою печальную славу с желтыми, ремесленническими изданиями Ник-Картера и Нат-Пинтертона, которые конкурировали в успехе с "Княжной Джавахой" и "Лидой Воронской". В детской литературе Чарская выполняла ту же роль, которую Арцыбашев и К° играли в общей литературе. После 1918 года появилась новая литература для детей, совершенно не похожая на дореволюционную. За все время существования русской детской литературы в первый раз, исключая нечастых случаев обращения к творчеству для детей русских классиков, ее стали создавать не литературные неудачники, халтурщики и компиляторы, а настоящие, полноценные мастера, давшие ряд, без преувеличения, классических книг. Совершенно изменился и сам читатель. Стали нетипичными и почти исчезли "непонятые" натуры. Перестали задавать тон самовлюбленные, истеричные, деспотичные дети. В общем это означало неизмеримый качественный рост литературы и оздоровление ее и читателя. Однако, как правильно заметил С. Маршак,
"убить Чарскую, несмотря на ее мнимую хрупкость, и воздушность, было не так-то легко", хотя "революция нанесла ей сокрушительный удар".
Несмотря на все преграды, по каким-то подземным каналам сохранившиеся до нашего времени экземпляры книг Чарской распространялись, передавались из рук в руки и находили своего читателя. Мало того, несмотря на совершенно изменившуюся социальную обстановку, Чарская удерживала свою позицию любимого автора, ею по-прежнему зачитывались. Характер интереса к Чарской в послереволюционное время изменился: на первое место выдвинулась романтически-экзотическая сторона, компенсировавшая до некоторой степени почти полное отсутствие романтики в советской детской литературе. Обстановка и герои утратили всякую связь с окружающей жизнью и воспринимались, как нечто очень занимательное, но далекое от действительности. Сохранившийся интерес к Чарской означает, что в детской литературе какое-то определенное место осталось незамещенным. Это относится прежде всего к ярко эмоциональным, остро сюжетным вещам о чьей-нибудь драматичной индивидуальной судьбе, за которой читатель следит с волнением, к насыщенности произведения сильными и бурными чувствами, к показу близкой читателям школьной жизни. Чувствуется, что глубокого интимного знания психологии современного школьника писателям не хватает, и школьный быт они знают довольно поверхностно.

512

Могучий сын родины. Чернышевский как критик детской литературы

Жизнь Чернышевского - "могучего сына родины", - так называл его Некрасов, была беззаветно отдана служению русскому народу. Историческая роль Чернышевского - великого революционера, демократа, борца за перестройку общества, за установление новых общественных отношений - необычайно многогранна. Читать далее »

Критика книги А. Некрасова "Приключения капитана Врунгеля"

Барон Мюнхгаузен совершает невероятные поступки, он - враль, но все, о чем он рассказывает, по-своему мотивировано. Возьмем хотя бы известный эпизод с медведем. Хитрый барон вымазал оглоблю медом, медведь стал ее лизать и проткнулся ею насквозь. Так Мюнхгаузен поймал медведя. Это не больше, чем гипербола, основанная на вполне реальных, вполне возможных медвежьих склонностях. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий


Сборник статей
Топ соавторов
Jaaj.Club (89)
Произведения русской классической литературы, которые стоит перечитать во взрослом возрасте.
Статей: 92 Просмотров: 121391 Рубрика: Культура
Подписаться на обновления
Классика русской литературы
   
Несколько необычных фактов о русской литературе

Несколько необычных фактов о русской литературе

В позапрошлом веке литературные романы заменяли людям телесериалы. Публиковались они небольшими порциями в журналах. Поэтому читатели с нетерпением ждали выхода очередного номера.
Рейтинг статьи: 2 Просмотров: 1293 Комментариев: 0
17.06.2022 Рубрика: Интересное Автор: ArtemisiaA
Книжный голод восьмидесятых

Книжный голод восьмидесятых

Гениальные мысли не теряют своей актуальности с веками, приглашаю перечитать – переосмыслить антиутопию «Мы».
Рейтинг статьи: 3 Просмотров: 23429 Комментариев: 0
03.12.2020 Рубрика: Культура Автор: МилаЗах
Культовая личность на флоте - Виктор Конецкий

Культовая личность на флоте - Виктор Конецкий

«Флот извечно стоял одной ногой на воде, другой — на юморе», – писал Виктор Викторович Конецкий, моряк и один из самых любимых авторов XX столетия. Рассказы и связаны с морем и людьми, весьма автобиографичные.
Рейтинг статьи: 2 Просмотров: 24176 Комментариев: 0
17.11.2020 Рубрика: Культура Автор: МилаЗах
История русской культуры

История русской культуры

Мне бы хотелось воспользоваться возможностью, и в данном эссе, затронуть проблему, которая сегодня стоит намного острее: «История русской культуры – история или будущее».
Рейтинг статьи: 8 Просмотров: 10111 Комментариев: 0
23.11.2019 Рубрика: Культура Автор: Jaaj.Club
Могучий сын родины. Чернышевский как критик детской литературы

Могучий сын родины. Чернышевский как критик детской литературы

Жизнь Чернышевского - "могучего сына родины", - так называл его Некрасов, была беззаветно отдана служению русскому народу. Историческая роль Чернышевского - великого революционера, демократа, борца за перестройку общества, за установление новых общественных отношений - необычайно многогранна.
Рейтинг статьи: 0 Просмотров: 767 Комментариев: 0
17.08.2019 Рубрика: Культура Автор: Jaaj.Club
Другие книги и сборники из рубрики Культура
Сборник статей

Обзор книг

Основной соавтор
Jaaj.Club
Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.
Статей: 85 Просмотров: 811864 Рубрика: Культура
Сборник статей

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!
Статей: 205 Просмотров: 384150 Рубрика: Культура
Сборник статей

Великий и могучий русский язык

Основной соавтор
Jaaj.Club
Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.
Статей: 20 Просмотров: 374166 Рубрика: Культура
Сборник статей

Народные промыслы и ремёсла

Основной соавтор
Auster
Статей: 28 Просмотров: 347728 Рубрика: Культура
Сборник статей

Философия искусства

Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации.

В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе.
Статей: 18 Просмотров: 317621 Рубрика: Культура
Сборник статей

Обратная сторона картины

Основной соавтор
Jaaj.Club
В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.
Статей: 31 Просмотров: 217237 Рубрика: Культура
Сборник статей

Великие художники

Основной соавтор
Jaaj.Club
В разделе «Великие художники» собраны уникальные авторские статьи о самых важных моментах в биографиях живописцев. Интересно и с уважением рассказывается об особенностях их мастерства, о творческих взлётах и жизненных трагедиях.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.
Статей: 116 Просмотров: 191223 Рубрика: Культура
Сборник статей

Классика русской литературы

Основной соавтор
Jaaj.Club
Произведения русской классической литературы, которые стоит перечитать во взрослом возрасте.
Статей: 92 Просмотров: 121390 Рубрика: Культура
На кровати лежал одноглазый медведь, его любимый друг, напёрсник и хранитель его секретов. Единственный подарок покойной матери. Она купила его, когда была беременна. Он в отчаянии сильно сжал своего плюшевого друга. Что-то сильно кольнуло ему руку.
Кто-то всучил Эбби шлем, и она надела его, правда, не очень умело и совсем не удобно. На мотоцикле ей и вправду ещё не приходилось кататься, и предстоящая поездка начала внушать некоторый страх.
Сразу скажу: садовод из меня еще тот. Из всего разнообразия овощей и фруктов на своей даче я могу только лук определить. И то – зачастую по вкусу… За всю свою садовую жизнь на участке я занимался исключительно приготовлением шашлыка и созерцанием природы.
Правильно! Петербург - это набор разнородного шоколада! Только посмотрите как выкрашены домики! Вон, на повороте «булочная» в постройке едко-желтого цвета. Это кусок шоколада с арахисом с приторным хрустом. Смотрю дальше на ту сторону. Малиновые домики с парфюмерной вывеской. Я уверен, что совсем скоро из ливневок этих домов потечет ягодная начинка, которой будет сильно бить по зубам.
Разбужена зовом дороги, Теперь не сомкну уже глаз, И в путь снова просятся ноги, Чтоб видеть весь мир без прикрас. И сердцем горя беспокойным, Я дома вновь не усижу. Костром что пропахли невольно, Я вещи в рюкзак уложу.
Чёрный кирпич крошу я руками, Облизываю пальцы, скриплю песком во рту. Сижу склонивши голову, уставившись в пространство. А лампочка качается, рождая суету.
Я не знаю, может это небыль, Но твердила мама мне всегда, Что с рождением на небе Загоралась новая звезда.
У каждого народа есть свои мифы и легенды про это существо. Считается, что домовые защищают дом, оберегая его от злых ангелов. Если приходилось переезжать в другой дом, то обязательно проводился ритуал переселения домового.
Аделина сидела на неудобном жёстком стуле и положив ногу на ногу, читала газету. - Лешка, глянь, чего нового? - воскликнула девушка, пристально вглядываясь в буквы. - Чего? - подбежала Леся, вытирая руки о передник. - В Петербург приехал зна... знаме-нитый ме-диум. - читая почти по слогам, озвучила Аделина.
От эпической поэзии Гомера и Вергилия до трагедий Эсхила и историй Геродота и Тацита люди рассказывали истории о привидениях на протяжении всей истории цивилизации. В этой статье рассматриваются некоторые из самых жутких историй о призраках далёких времён из древней Месопотамии, Греции и Рима.
Из коридора стали доносится шаги, одиночные медленные. Я подумал, что бабушка проснулась попить воды и решил пойти спросить, что за шаги я слышал, но потом вспомнил наставление бабушки и оставил свои мысли. Но затем я услышал звук падения и голос бабушки. - Внучик, помоги... Вну-чче-кк.
Детёныш шерстистого мамонта по имени Нун Чо Га, имеет длину около 140 см, что немного больше, чем у другого детёныша шерстистого мамонта, который был найден в Сибири в России в мае 2007 года.
Ответ, на удивление, да, несколько десятилетий исследований выяснили это. Наука предполагает, что слова не являются необходимыми для мышления.
Он сделал очень многое для организации Церкви, а его сочинения о христианской нравственности оказали влияние на средневековую этику и мораль. Он сам называл себя "рабом рабов Божьих", и этот титул сохранился за папами и в дальнейшем.
С 1942 по 1944 г. Анна вела в этой квартире свой личный дневник, где рассказывала свои мысли и мучения, свои пережитые преследования, своё заключение.
Археология может раскрывать прошлое увлекательными и великолепными способами. В этой статье рассмотрим пять самых интригующих и захватывающих археологических тайны, которые всё ещё ждут своего разрешения.
На днях верховный суд США сыново отдал право на аборт на откуп штатов. Для женского движения это огромный шаг назад. Движение за жизнь набирает оборы по всему миру, в том числе, в России и это становится серьёзной проблемой. Почти у каждого абортария женщину могут встретить люди с осуждающими плакатами. Это серьёзно действует на психику и не помогает в и без того трудной ситуации.
Сегодня для человечества зависимость от социальных сетей стала глобальной проблемой. К сожалению социальные сети засасывают людей любых возрастов и занятий. Никто не знает убережётся ли от этого капкана. Чем так манит человека виртуальная жизнь?
Многие мечети являлся достопримечательностями культуры и туда можно спокойно пройти. Посетители немусульмане часто бояться входить лишь потому, что не вполне понимают, как себя там вести, чтобы не обидеть чувства верующих. Рассмотрим простые рекомендации для посещения мечети.
Помню, когда еще недавно в разных странах бурно обсуждалось избрание Трампа, тоже все, кому не лень, высказывали свое весомое мнение. Если эта новость про Иерусалим - не вранье, то Трамп меня опять удивил. Я понимаю, что ввиду своего семейного положения, он явно принимает близко к сердцу то, что происходит в Израиле. Но то, что человек признает столицей город в совершенно другом государстве, мне напомнило Мюнхаузена, который объявил войну Англии. В таком случае я объявляю Прагу столицей мира. Письмо #47 (от 7.12.2017) из книги #ПисьмаТебе, написанные для моего больного раком Друга.
Еда очень сильно влияет на организм. Очень полезно в себе пронаблюдать, какая пища каким образом на нас воздействует. Напр я о себе знаю, что на завтрак мне ни в коем случае нельзя переедать и кушать мучное. Это может способствовать сонливости. Чаще всего, если у меня есть важные или срочные задачи, то до 9 часов я вообще не кушаю. То есть позволяю себе завтрак только после того, как поработала 2-3 часа.
Истоки египетской цивилизации остаются неясными. У большинства самых ранних королей сохранились только их имена. Вот 10 фактов, которые известно на сегодняшний день о Нармере, первом египетском фараоне.
В Древнем Египте к магии обращались через божеств, в первую очередь, обученные жрецы, а также фараоны, маги и обычные люди. Она была неотъемлемой частью лечебных ритуалов и возникла с помощью заклинаний и священных текстов.
Видение загробной жизни сформулировано каждой культурой, древней или современной, в попытке ответить на вопрос о том, что происходит после смерти. Древняя Персия интересовалась этим так же, как и любая культура прошлого или современности, и дала один из самых интересных и сострадательных ответов.
Царь Александр II начал своё царствование, когда Российская империя потерпела унизительное поражение в Крымской войне. Понимая, что Россия не может конкурировать с другими крупными европейскими державами, он провёл ряд реформ, направленных на модернизацию страны.
Исследователи говорят, что новые данные, опубликованные на прошлой неделе, потенциально могут произвести революцию в текущих знаниях людей о собственном планетарном окружении, а также о Млечном Пути и других более далёких галактиках.
Конструкция любого космического корабля подвергается непосредственному воздействию суровых условий космического пространства, что может привести к его повреждению, но дополнительно — в случае с МКС — стрессовые манёвры стыковки и расстыковки с другими космическими кораблями приводят к износу.
На сегодняшний день последний марсоход, прибывший на поверхность Марса, — Zhurong, часть китайской миссии Tianwen-1, — обнаружил гидратированные минералы, которые указывают на жидкую воду, сохранившуюся в самый последний геологический период Красной планеты.
Звучит как некий мистический сюжет, или даже фильм ужасов. А сам Великий Аттрактор представляется тёмным властелином. Но всё ешё страшнее, чем кажется.
Каждый октябрь стрекоза Pantala flavescens мигрирует из Индии в Африку через Мальдивы в Индийском океане. Беспосадочный путь от Мальдивских островов через Индийский океан до Сомали составляет 2500 километров.
В исследовании, опубликованном в журнале Science, впервые задокументировано, что черепахи, саламандры и крокодилы имеют более медленную скорость старения и большую продолжительность жизни по сравнению с их размером.
За два миллиона лет эволюции, учитывая, что современный человек принадлежит к семейству гоминид, мы очень изменились. В запутанном и ветвистом эволюционном пути человечества, появлялось и исчезало множество видов.
Вопрос о том, были ли динозавры теплыми или холоднокровными, обсуждался десятилетиями, с противоречивыми взглядами и доказательствами обоих теорий.
Приезжая в Карелию, словно оказываешься в отдельном маленьком государстве, где всё так необычно и привлекательно, что невозможно оторвать глаз от местных красот, налюбоваться пейзажами, надышаться здешним воздухом.
Я очень люблю посещать здания, построенные по проектам великого и неповторимого Фриденсрайха Хундертвассера. И в эти эти выходные нашей целью было неспешно посетить два его объекта: в первый день - “Пивную” башню и Кунстхауз в баварском городе Abensberg, на второй день - “Крытый рынок” на озере Бодензее = Market hall Altenrheim, Staad am Bodensee, Switzerland. И на все про все у нас было два дня, чтобы вернуться к понедельнику к 7 часам утра в Прагу.
Когда мы ездим в Германию, не пожив в этой стране больше пары- тройки дней, мы уже ею восхищаемся: какое там прекрасное обслуживание, как там все сделано на благо человека и так далее.
Руссо получил известность только после смерти. Пикассо восхищался им, а сюрреалисты начали называть его "великим первопроходцем снов".
Сюжет «Алхимика» увлекателен, атмосферный, поучительный, местами таинственный. «Надо выбирать между тем, к чему привык, и к чему тянет» прямая цитата как нельзя лучше описывает происходящее в книге. Так, главный герой Сантьяго, пастух из Андалусии, видит сон, манящий к египетским пирамидам и спрятанным в них сокровищам
Популяризация фотографии вызвала большой резонанс в мире искусства и привела к изменениям в его восприятии. Поскольку фотография могла изображать мир точнее, чем живопись, последней пришлось изобретать себя заново.
В 1998 году гватемальский аквалангист заметил что-то странное, скрывающееся в глубинах озера Атитлан. Его открытие привело к десятилетиям раскопок, в ходе которых были обнаружены руины древнего места паломничества майя: забытого острова огромного религиозного значения.
Все семейные ссоры, в основном, возникают по обоюдной вине двух сторон. В таком случае не следует заниматься выяснением степени виновности второй стороны, а лучше попытаться найти решение проблемы.
Пожалуй, все хотя бы однажды сталкивались с таким чувством. Но, если стеснительность начала портить вам жизнь, пришло время принять меры. Иначе, вам придется отказаться от множества идей и планов.
Мы все время про свободу рассуждаем, а сами же себя лишаем ее, когда есть возможность. Наверное, это правильно: сладок лишь тот плод, который недоступен (=запретный). Поэтому свобода для нас - это такая мечта недостижимая, о которой приятно мечтать, но страшно осуществлять. Письмо #44 (4.12.2017) из книги #письмаТебе, написанные моему больному раком Другу.
Знать основы психологии необходимо каждому человеку, так как с помощью этих знаний человек строит гармоничные отношения с внешним и внутренним миром.
Контекстуальные причины заставили Сократа, Платона и Аристотеля размышлять о мудрости, наряду с их различными представлениями о ней. Их цель была практической, так как они были заинтересованы в поиске ответа на вопрос: как можно жить хорошо?
Этика добродетели, хотя и оставляет место для правил, законов, последствий и результатов, фокусируется главным образом на внутренних качествах человека. Одним из самых известных сторонников этики добродетели в истории философии был знаменитый греческий философ Аристотель.
- Раньше всё свободное время я отдавал духовным практикам, стараясь найти высшую Истину. И даже, как казалось, приблизился к осознанию. Но вот уже долгое время не до этого - ежедневные заботы, какие-то дела, дворцовые интриги. И главное, интерес к поиску совсем исчез.
Две философии, которые выделяются среди других, — это экзистенциализм и нигилизм. Издалека они могут показаться похожими, но вскоре вы поймёте, насколько они разные. В этой статье будет обсуждаться взгляд Жана-Поля Сартра на экзистенциализм и экзистенциальный нигилизм.
Мои размышления о том, что такое финансовая независимость и от чего она зависит. Деньги в банке под проценты зависят от банка и законов государства, которое стремиться иметь под контролем все финансы людей, чтобы иметь возможность в любой момент их изъять. Криптовалюта - это виртуальные деньги, которые ничем не подкреплены, и они тоже от чего-то зависят.
Дзен обещает блоггерам хороший заработок и даже пассивный доход. Просто рассказывай то, что тебе интересно и получай за это деньги. Так ли это на самом деле? Частично это правда.
Ведь "яблоко от яблони...". Если человек безалаберный и неряшливый, то хорошим часовщиком ему не стать. Так и у предпринимателя с балансом.
Кстати, чтобы напомнить, раунды — это тоже монеты, только не являющиеся государственными денежными знаками, они выпускаются, как правило, частными монетными дворами. Один из таких серебряных раундов представлен читателю на фото.
Типичная грелка имеет прямоугольную форму и вмещает до двух литров воды. Однако, несмотря на свой унылый имидж, грелка в последнее время претерпела ряд интересных нововведений.
В последнее время о маркетинге в социальных сетях или SMM не говорит только ленивый. Каждый теперь знает, что для того чтобы продвинуть свой бизнес и привлечь лояльную аудиторию, просто необходимо присутствовать в социальных сетях. Но мало кто на самом деле имеет представление о том, что это такое.
Однако всё это было бы не слишком интересно, если бы не изобретение, которое навсегда изменило жизнь братьев.
Что нужно для успеха в будущем маркетинга? Семь новых тенденций могут помочь руководству высшего звена ориентироваться на неизведанной территории более эффективным и, в конечном итоге, более человечным способом.
Во время Второй мировой войны Джоан Хендрик Смидт ван Гелдер пытался сохранить свою коллекцию картин голландских старых мастеров от немцев. Но в 1945 году нацисты разграбили его галерею. Теперь, более 75 лет спустя, картина была возвращена его дочери, Шарлотте Бишофф ван Хемскерк, которой 101 год.
Гигантская бактерия была впервые обнаружена в 2009 году в морских мангровых болотах Гваделупы, острова на Малых Антильских островах, соавтором исследования Оливье Гро, биологом из Антильского университета.
В ночь на 13 июня местный рыбак на острове Ко Преа позвонил исследователям и сообщил, что поймал «очень большого» ската — он оказался практически 4 м в длину и 2,2 м в ширину.
Таракан 18-го века по имени Пери, обнаруженный в бухгалтерской книге французского судна, стал неожиданным дополнением к Национальному архиву после того, как книга была открыта впервые более чем за два столетия.
Славяно-горицкая борьба построена на основе ведических знаний. Вселенная, по представлениям древних славян, была организована по принципу четырех углов: север - юг - запад - восток; утро - день - вечер - ночь; зима - весна - лето - осень и т. д.
Помимо Олимпийских игр каждые четыре года они проводили игры на других религиозных праздниках — Пифийские игры для Аполлона в Дельфах, Истмийские игры для Посейдона и Немейские игры, которые чествовали Зевса. Игры Короны, как все вместе назывались эти соревнования.
Тем не менее, растяжка по-прежнему считается основой фитнеса, несмотря на имеющиеся доказательства. По иронии судьбы, эта позиция, полная беспрекословной исторической инерции, очень жёсткая. Ей не хватает гибкости.
-Если тебе нужна информация, где ты её ищешь? -В интернете. -А ты не задумывался, кто пишет все эти статьи? ??? -Вот я, один из тех людей.
Идея возможности полностью перенести своё сознание в цифровую среду стала прародителем целого жанра литературы – литРПГ. Вся соль в том, что погрузившись в вирт капсулу создаётся полное ощущение реальности.
Этапы моего становления, как блогера-фрилансера. Блог желательно вести регулярно, чтобы “подсадить” читателей и сохранить их, постоянно предлагать новые темы, провоцировать интерес. Блог - это, как личная газета, которая выходит ежедневно, с той разницей в том, что блоги могут быть комментируемыми.
В истории человечества много чего удивительного. Вычислительная техника, можно сказать первые ЭВМ, а это — первые «компьютеры без электричества» появилась, как считается, в Древнем Вавилоне и Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Речь идёт об «абаках».
Специально для Jaaj.Club интервью с автором книг об апокалиптическом будущем человечества, написанных в стихотворной форме, автор, который продолжает оставаться самым загадочным лицом современности - Одиум Хэйтрэд.
Почему исполнители, которых зрители награждают овациями на концертах, часто неизвестны массовой аудитории? О цене славы, курьезах на сцене и о новогодних чудесах - откровенно рассказала Татьяна в этом интервью.
Известная китайская писательница Ян Цзян умерла в возрасте 105 лет. Она оставила молодым людям свой жизненный посыл в этих нескольких изречениях.
Фильм - это фикция, которая претендует на реальность. Реальность и фикция часто проплетены, а у меня настроение сейчас именно такое, как в этой песне из фильма «Nine», так что да здравствует синема, потому что позволяет заглянуть за грани возможного и расширить границы… 13.4.2010
Слышала, что некоторые пары следят друг за другом в соцсетях: отслеживают, кто у кого в друзьях, кто кого лайкает, что пишет в комментах. Тут я вообще в ужасе. Если ревновать ко всем, кто лайкает любимого человека, так недолго и в психушку загреметь. Письмо #45 (5.12.2017) из книги #ПисьмаТебе, написанные для моего больного раком Друга.
Только для девчонок! Рылась в выходные по своим старым тетрадкам и откопала вот это. Несколько лет назад я встречалась с парнем. Мы разошлись, я сделала выводы. Может, кому-то и пригодятся.
Смело можно утверждать одно – «конго» универсальны и могут дополнить любой образ. Совет – приобретите серьги-«конго», пылиться в шкатулке они точно не будут!
В наши дни косынка находится в гардеробе женщин практически любой страны на всех континентах. О времени и месте появления первой косынки говорить, наверное, не имеет смысла. Её носили и сотни лет назад, и, скорее всего, тысячи.
К сожалению, статья Адорно не представляет особого философского интереса к текущим дискуссиям о музыке. Статья интересна с исторической точки зрения и освещает важные аспекты роли рынка в формировании музыки.
Со временем джаз перерос среду темнокожего населения юга США и стал музыкой XX века. Один из самых ярких представителей данного жанра музыки является Монк. Почему его считают легендой джаза?
Моя биография через призму любимой музыки. "Агата Кристи" подкупала меня своей безысходностью, тревожностью, безнадегой и в то же время какой-то дикой безрассудностью. Никогда бы не подумала, что мне может нравится такая музыка, но их песни я люблю до сих пор, даже, когда мой эмоциональный контекст изменился.
Театральное представление, в котором сочетается вокальная и инструментальная музыка, называется оперой. Любите ли вы этот вид искусства? Были ли вы в оперном театре? В чём, по вашему мнению, секрет чудесного голоса оперных певцов?
Фантастический боевик удался и вместил в себе несколько дополнительных жанров. Мне больше всего понравились и запомнились герои, более десяти персонажей, которые вам точно знакомы по проектам Марвел.
Открытием стал для меня уже возмужавший Дмитрий Нагиев, который в сериале играет себя или персонажа Дмитрия Нагиева. И здесь я оценила его выдающийся актёрский талант. На мой взгляд, это игра, достойная Оскара.
На главную роль в этом фильме был приглашён Николас Кейдж, которого в последнее время ощутимо тянет на мистику. Всего два года назад он же воплотил героя "Призрачного гонщика", заключившего сделку со злом. Случайность или нет, но во время съёмок не обошлось без непредвиденных происшествий.
Какой жанр у фильма «Всё везде и сразу»? По сути, это мешанина жанров, но учитывая, на какой научной теории основан сюжет, полагаю, это было сделано намеренно.
Peel P50 (Пил Пи 50) — трёхколёсный микромобиль-мотоколяска производства Peel Engineering Company. Автомобиль вмещал одного взрослого человека и сумку, обладал лишь одной дверью слева и имел одну фару, и в настоящее время удерживает рекорд самого маленького серийного автомобиля.
Многие из нас видели на просторах интернета старинную фотографию, где двое мужчин держат огромное ружье. Оно настольно огромное, что сразу возникает вопрос: а стреляет ли оно?
На просторах интернета популярна винтажная фотография с мужчинами, позирующими в купальниках. Мужчины разных типов внешности и единственное, что их объединяет, они все среднего возраста, и им явно за 30. Фотография подписана «Финалисты конкурса красоты, 1919 год».
На фото 1904 года дореволюционного мастера Селиверстова М. Н. изображена воронежская церковь в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», 1863-1869 годов постройки, пережившая бесчисленные бомбардировки в 1941-1942 годах, находившаяся на оккупированной гитлеровцами территории и выжившая. Спустя 20 лет после войны она была взорвана советскими безбожниками.
Эти башни обязаны своим существованием недавним достижениям в области материалов и техники, а также ограниченному пространству, которое вынуждает разработчиков строить, а не расширять. В ноябре на собрании Американского акустического общества в Сиэтле Шнитта представила то, что она и её команда узнали, решая проблемы со звуком в тонких небоскрёбах.
Не секрет, что Страна восходящего солнца находится в зоне повышенной сейсмической опасности. Разрушительные землетрясения случаются там каждый год, а бывает, что и раз в несколько месяцев.
Наши предки постройку любого жилья начинали с выбора места. Следующим шагом было выяснение - удачно ли оно.
Аккумуляторы не только увеличивают углеродный след автомобилей во время производства, но и увеличивают вес и привязывают их к мощным зарядным станциям. Lightyear решает эту проблему, отказываясь от батареи.
Самой знаковой целью квантовой телепортации, можно сказать её венцом, к сожалению, пока недостижимым даже в обозримом будущем, является буквально передача по "телеграфу" человеческого существа. Пока такие опыты учёные проводили на уровне фотонов. Этот процесс возможен в случае, если у «квантового телеграфиста» будет на руках весь набор атомов, по сути, полное и подробное описание человека.
Исследователи во Франции работают над созданием таких индивидуальных звуковых зон, которые к тому же могут адаптироваться к изменению условий в вашем автомобиле.
Сие творение я назвала “странный суп или внезапная солянка". Очень хотелось супа. Но мяса дома не было. Приготовила из всего, что нашла в холодильнике и в закормах.
Приготовление на гриле может показаться простым, но есть много химии, которая отличает барбекю от других способов приготовления и приводит к таким восхитительным впечатлениям.
Еда часто является способом выразить свою культуру. В этом смысле римская еда также отражает изобретательность римлян. Римский метод подачи блюд и назначение определённых блюд соответствуют повседневной жизни и верованиям римлян.
Маринованный Hermelin (это мягкий сыр с плесенью) - вегетарианская закуска или закуска к пиву, которую подают во многих чешских пивных и ресторанах и которую не во всех магазинах можно купить. Письмо #42 от 26.11.2017 из книги #ПисьмаТебе
Собирается толпа людей на разным местах, которые танцуют у костра и жарят всякую еду. Метают зажжённые копья и уносят их обгоревшие части к себе домой, якобы, для охраны от ведьм, которые, якобы, в эту ночь слетались на шабаш и их предводителем был сам дьявол.
Люди веками праздновали осеннее равноденствие. В Северном полушарии сентябрьское равноденствие совпадает с осенним урожаем, и многие древние праздники урожая проходят в день осеннего равноденствия или около этой даты.
Конечно же, я пробовал поздравлять буквально всех своих знакомых женщин с праздником и даже дарил чего-то – так сказать, с перспективой на будущее. Но в этом году все пошло не по плану. Вся моя принципиальность полетела в тартарары.
Днём же сельская молодёжь спешила за околицу с "жаворонками" - испечёнными накануне фигурками птиц из особого теста. Здесь деревенская ребятня и молодые девушки жгли костры и пели специальные песни - "веснянки", зазывая долгожданное тепло.
В определенный период своей жизни великому Данте пришлось покинуть Флоренцию и поселиться в Вероне. Веронский правитель не оказывал поэту должного внимания, уделяя его больше своему придворному шуту. Имярек указал Данте на это неприятное обстоятельство, на что тот ответил.
Как-то раз Тополино приехал в Рим и привёз с собой свою скульптуру. Это была статуя, изображавшая бога Меркурия. Микеланджело снова стал смеяться: «Тополино, твой Меркурий просто непропорциональный уродец. Его ноги на треть короче, чем должны быть».
Однажды великий итальянский композитор Россини присутствовал в театре на своей опере. Послушав немного, он обратился к своему соседу: «Ужасный певец! Первый раз в жизни слышу такое отвратительное исполнение! Возмутительно!»
На сидении в салоне сидит аккуратный мальчик в наушниках и думает: Пора жить в свое удовольствие! Я же все таки уже состоявшаяся личность. Мне уже целых 19 лет! Я не могу больше выполнять рутинные обязанности! Они бессмысленны!
Однажды супруга Жана де Лафонтена зашла к нему в кабинет и застала его горько рыдающим. «Что случилось, дорогой?» На что Лафонтен стал ей читать главу из своей новой книги, в которой влюбленные никак не могли пожениться из-за различных препятствий.
Великий древнегреческий математик Эвклид тоже был маленьким и учился в школе. Учитель юного Эвклида на уроке задал ему необычный вопрос: «Как будет выгоднее взять: два целых персика или четыре половинки?»
Однажды Шекспиру указали на то, что в его пьесах главные герои, как правило, умирают, и многие не по своей воле. «Нельзя ли, дорогой Уильям, написать произведение со счастливым концом?»
- Послушай,- сказала мышь, – Хочу попросить тебя об одном одолжении. Надо спуститься в подземелье к машинисту волшебного паровоза и сообщить о приходе весны. Это очень важно. А то он опять вовремя не запустит «Алого». Под землёй время бежит по-другому и понять, когда наверху наступает день или ночь, а тем более весна, очень сложно. К тому же гном уже старый.
В лесу стало совсем тепло, но в оврагах ещё лежали кучи потемневшего снега. Он был мокрый и насквозь дырявый от весенней капели и тёплого солнца. Лучики, пробивающиеся сквозь ветви деревьев, нещадно прожигали оставшиеся сугробы. От сотен ручейков талой воды по дну пересохшей липовой балки потекла настоящая речка. Она весело журчала, сообщая всем жителям леса о наступившей весне.
В этом году зима выдалась морозная и снежная. Снег выпал в начале декабря и не таял. В волшебном лесу его скопилось особенно много. Под огромными сугробами давно спали кусты и маленькие деревца. Но Вилл не скучал. Он стал много читать и научился писать. В свободное время, грамоте его обучала старая мышь Клавдия Васильевна, которая зимой замещала Хомяка Моисеевича. Теперь, долгими вечерами, мальчик часами просиживал с книгой.
В 2007 году одно реалити-шоу решило выяснить это, выпустив 40 детей на съёмочную площадку ранчо без присмотра взрослых. Идея «Kid Nation» заключалась в том, чтобы посмотреть, смогут ли дети создать функционирующее общество с нуля, самостоятельно создавая экономические, государственные и социальные системы.
Так и познакомился с Алёнкой. По дороге в детский дом, который в нашем районе, рассказала, что живёт там три года. Самой восемь "стукнуло" - взрослая, говорит, уже. Родители в аварии как раз три года назад погибли. На дороге... Бабка воспитывала. Но год назад инсульт случился, самой уход нужен. Вот и забрали органы опеки.
Все свободные места в зале заняты, а это значит, что пора начинать ежегодную клубную премию "Золотая Пчёлка" 2021.
Сегодня завершился регулярный чемпионат Jaaj.Club уходящего 2021 года. Администрация Jaaj.Club поздравляет всех участников. Битва была действительно жаркой, в ход шло всё - топоры, дубины, люди, кони.
Первый календарный зимний день уже начал наступать на порог в восточных регионах, а это значит, что настало время запускать наш долгожданный новогодний турнир.
С радостью сообщаем о завершении огромного пакета технических обновлений Jaaj.Club. Скорее всего вам всё понравится.
По традиции год открывает ежегодный международний писательский турнир. В турнире участвуют 16 человек с наивысшим писательских уровнем. Первые 3 места зарезервировано для победителей прошлогоднего регулярного чемпионата Jaaj.Club. Тематика разносторонняя.
FAQ
Jaaj.Club предлагает всем желающим заработать на статьях. Тариф оплаты зависит от вашего опыта работы в Jaaj.Club и может варьироваться от 1 до 50 рублей за 1000 знаков.
Подробная инструкция как вывести средства из Jaaj.Club.
Основным преимуществом Писательской Гильдии является организация своих единомышленников под единым флагом. Ниже перечисленны более подробно, какие возможности открываются для членов гильдии и её организатора.
Статья о предметах Jaaj.Club. Что это такое, как их использовать и для они нужны.
настоящий гуру, на мой взгляд, это не только тот, кто умеет заботиться о своей «пастве», но который в первую очередь управляет СОБОЙ. «Познай себя, познаешь мир» - говорят. Поэтому, дать СЕБЕ мудрый (а не тот, что пишут в популярных журналах) совет — это дело не простое. Сейчас прямо и потренируюсь. Письмо #46 (от 6.12.2017) из книги #ПисьмаТебе, написанные для моего больного раком Друга.
Ломала сегодня голову над странными событиями в своей жизни, логику которых не всегда могу понять. Мы всё обязательно должны делать со смыслом, полезное для себя. А если полезности и смысла не видим, то не делаем. Я думаю, ВСЁ происходящее в нашей жизни имеет смысл, только мы его не знаем или не понимаем. Или понимаем позже в виде цепочки событий. Письмо #43 (от 1.12.2017) из книги #письмаТебе, написанные для моего больного раком Друга
В который раз убедилась, какой же это удивительный и красивый город - Прага. И какое же это счастье, что у нас в районе нет небоскребов.
О том, как я хотела выпустить в свет первый номер своего нового журнала в Сети и что из этого вышло. 22.02.2009