Опрос

Читали ли вы книгу Я - Человек автор Эндрю Хопс?


События

17.04.2024 06:16
* * *


В рамках V Международного Писательского Турнира содана финальная битва между участниками, которые добрались до большого финала.

У обоих участников Битвы Авторов больше нет шансов на проигрыш. В данной баталии определяется победитель турнира!

Следим за писательским состязанием и голосуем за понравившуюся работу!


* * *
01.04.2024 06:46
* * *

Обновлена статистика по продажам книг из Коллекции Jaaj.Club.

В статистике добавился новый магазин Bookstore Jaaj.Club, который в марте показал довольно высокий результат.

* * *
17.02.2024 09:49
* * *

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, где анонсируются самые интересные авторские работы и жизнь издательского агентства Коллекция Jaaj.Club.

Jaaj.Club Facebook

* * *

Комментарии

В Орле в любой момент можно поднять голову и ты обязательно увидишь несколько куполов ближайшего храма. Нет в городе такого места, откуда не было бы их видно.
24.04.2024 LISKI
К сожалению, сегодня среднестатистический читатель несколько далёк от стихотворных строк.
22.04.2024 89Siete
Казаки были хорошими мастерами шорного дела.
22.04.2024 44ast
До Дудинки — теплоходом трое с половиной суток в пути, а обратно — чуть более пяти суток.
22.04.2024 Клим
Вот когда мужчина во время долгого пути выпивает тихонько стопочку, никому не мешает, не дебоширит, то я не вижу в этом нечего плохого.
20.04.2024 Limon

ТОП 10

vassyap [44] 107505
Formica [41] 70113
Aist [38] 25544
Palevka-89 [38] 19215
Elizaveta3112 [27] 17440
Игорь Галилеев [29] 7999
Jerome [30] 7999
МилаЗах [40] 7146
Лодки Тактика [16] 5791
Marishka [22] 2943

Бонусы

26.04.2024 03:25
vassyap [44]
получил звание
+1
26.04.2024 03:25
vassyap [44]
получил подарок
+1
26.04.2024 02:36
Palevka-89 [38]
получил один голос
+1
26.04.2024 02:30
Jerome [30]
получил бонус
+1
26.04.2024 01:29
Auster [38]
получил один голос
+1

Поддержка

29.07.2019 Рубрика: Культура

Заметки о Пришвине. Егерь Михал Михалыч

Автор: Jaaj.Club
Пришвин редко впускает на страницы своих детских рассказов детей как участников действия. Чаще он сам, егерь Михал Михалыч, заглядывает в дупла деревьев, в питомники зверей, в болотные камыши и развертывает перед взором читателя чудесные лесные, болотные, воздушные происшествия. Но, устраняя ребят, он приближает их к себе, ибо он не поучает, не наставляет их, а только показывает.
1141 0 0 3 5098
фото: staryy.ru
Пришвин редко впускает на страницы своих детских рассказов детей как участников действия. Чаще он сам, егерь Михал Михалыч, заглядывает в дупла деревьев, в питомники зверей, в болотные камыши и развертывает перед взором читателя чудесные лесные, болотные, воздушные происшествия.

Но, устраняя ребят, он приближает их к себе, ибо он не поучает, не наставляет их, а только показывает. И юный читатель легко ставит себя рядом с егерем, как бы самостоятельно проделывая под его наблюдением многие опыты познания живого мира. Какая радость и удовлетворение охватывают юного читателя, когда он вдруг сам узнает, что одуванчики действительно на ночь закрывают свои "ладони", а потом под солнцем опять раскрывают их, что они, как и ребята, засыпают и пробуждаются вместе с солнцем ("Золотой луг"). Радость эта ни с чем не сравнима, потому что добыта собственным наблюдением.

И "Золотой луг", и "Земля показалась", и все другие детские рассказы Пришвина написаны так, как будто бы они взяты из биографии каждого любознательного юнца, независимо от того, копал ли он сам червей в огороде или только слышал о том, как копают их. Пришвин пробуждает в ребенке его охотничью мечту. Посмотри на оленя, волка, чибиса, говорит он своему читателю, и ты увидишь в них тайну, которая остается, однако, тайной только до тех пор, пока ты ее не испытаешь и, испытав, не покоришь ее.

Пришвин как бы утверждает, что в природе существует неприкосновенный запас для вечного непосредственного узнавания. Человек потеряет в себе творческий дар, если обо всем будет узнавать только из чужих рук. Делом непосредственного узнавания занимаются прежде всего дети. Все они хотят быть колумбами земель, окружающих их. В этом желании заключен источник вечного возрождения человеческих поколений. Красоту и смысл явлений природы надо прежде самому пережить, чтобы загореться желанием покорить природу на пользу коллектива. В этом и заключается глубоко воспитательный смысл пришвинского художественного "переживания детства".

***

Задача почти неразрешимая: отделить Пришвина - детского писателя от Пришвина - писателя для всех. Да и что такое особая литература для грамотных детей? Белинский писал: "Книги для детей можно и должно писать, но хорошо и полезно только то сочинение для детей, которое может занимать взрослых людей". Этим все проверяется. Пришвин такой именно детский писатель. Во вступлении к циклу рассказов "Лисичкин хлеб" он пишет, что хотел бы, чтобы его детские рассказы были "одинаково интересны для всех поколений", и в этом он видит оправдание своим поискам "идеального рассказа для детей".

О том же у него и в "Молоке от козла", написанном ещё в 1928 году: детский рассказ должен "занимать и старых и малых, как сказка". Пришвин, как видим, не делает "тайны" из своего творчества. Так что же такое детский рассказ Пришвина? Не подделываясь под "детский мирок", питая отвращение к сочинению разного рода комнатных небылиц, Пришвин - взрослый, мудрый - играет в природе и с природой.

Элемент игры как раз и делает из него писателя близкого, нужного детям. Это же дает ему возможность по-человечески плотно, душевно прикоснуться к чудесам, совершающимся на родной планете - Земле. Об игре он пишет так: "Взрослые играют гораздо более детей". И в самом деле: когда мы учим собаку стойке, гону, когда тетерев у нас токует на чердаке - разве тут мы не играем? Если уж и мы играем, то "почему нам надо рассказывать детям непременно о полезном и поучительном..."

Я так понимаю эту декларацию писателя: пусть поучительное будет, но как игра, как что-то нечаянное. Так оно и есть у Пришвина, иногда даже как в басне, но без назойливого морализирования, например, о бойкой собачонке под кличкой "Лимон": "Все забияки такие. И наговорит-то тебе, и навизжит, и пыль пустит в глаза, но стоит посадить его в шляпу - и весь дух вон: визгу много, шерсти мало!"

Вся соль тут - посадить забияку в шляпу! Но чаще у Пришвина и выводов нет, а одно живое действие, происшествие, в котором смысл глубоко запрятан в игру. Если читатель попадет в схожую - или подбную обстановку, все станет ему ясно, а покуда - происшествие, не менее грациозное, чем в сказке о козе, - "нет козы с орехами, нет козы с калеными..."

Свое "утраченное детство" Пришвин воссоздает в играх - разговорах с детьми. В чудесном рассказе о детях "Весна света" писатель "и сам такой", т.е. как те дети, которых он встретил на Малой Бронной и которых он "не обманывает" своей сказкой о некоей стране Дриандии, ибо он сам в игре перевоплощается в жителя этой лесной страны. Вот эта сократовская, мудрая искренность - "я детей не обманываю" - этот реалистический театр на одной из московских улиц и делает Дриандию страной существующей, своей: там все так же по-братски делается, как и в родной Москве.

Конечно, Пришвин, играя с детьми, не может скрыть от них своего превосходства, старшинства, добродушного лукавства, но ведь это только усиливает интригу игры. Так входит в игру фантазия, остроумие, мечта. В плотный, вещественный, реалистический мир своих рассказов Пришвин зовет желанную гостью - фантазию. Но она у него обращена не в "сферы", а служит для дорисовки конкретно ощутимого мира, для преодоления наивно-реалистических представлений, обращена к догадке и опыту.

Догадка, творческий домысел, может быть, и является главной поэтической стихией рассказов Пришвина. Догадка эта опирается на исключительное знание и понимание природы писателем-охотником. Спорт, охота, по Пришвину, - "школа любимого дела".

"Хороший охотник ищет не птицу, а характерную обстановку, в которой птица живет. По тысяче неуловимых признаков он догадывается: вот тут! пускает собаку, и обыкновенно тут как раз и находится желанная птица".

Неуловимое, многоликое в природе Пришвин стремится уловить, представить этот процесс образно, через какое-нибудь событие. Одного этого уж довольно, чтобы признать Пришвина совершенно самобытным и неоспоримо нужным писателем для детей.

Пришвин и потому еще нужен детям, что главная страсть его - охота - "неразрывно связана с детством, старый охотник - это человек, до гроба сохраняющий очарование первых встреч ребенка с природой". Об этом писал еще замечательный русский писатель С. Т. Аксаков, ныне почему-то почти забытый. Богатое, крепкое, содержательное слово "охота" наиболее полно и точно выражает писательскую индивидуальность Пришвина.

Охота - это желание," хотение. Тема охоты сближает его с детьми - охотниками по своей наклонности. В пришвинских картинах охоты ребенок бессознательно черпает силу для собственного развития. Охота выводит человека из комнаты на просторы мира. Здесь он начинает по-настоящему любить природу, а не любоваться ею. Научиться любить природу можно, только став с ней с глазу на глаз, в состязании с ней. Пытая природу, человек вырабатывает в себе бесстрашие, выносливость, сноровку, наблюдательность, закалку.

В соответствии с этим у Пришвина не встретятся люди беспомощные, сентиментальные. Его охота - общественная функция и, как всякая общественная функция, огромна по охвату объектов. Звери, птицы, лес (Дриада - душа леса, дерева) - родные ему места. Художнику порой достаточно какой-нибудь кочки в болоте, дупла в дереве, дробного стука дятла, похлопывания хвоста собаки, чтобы увидеть через это нечто существенное в мире.

Иным это может показаться странным, но Пришвин обращается не к слепым кротам, а к зрячим людям. В Пришвине-охотнике соединяются две стороны: охота ради ловли, добычи, и охота бескорыстная (по терминологии Аксакова) - ловить птичку, чтобы ухаживать за ней, изучать ее. Но без добычи нет сладости и в любви к птичке, т.е. охоте в собственном смысле предшествует у него изучение, созерцание, а все вместе и есть "охота за счастьем". Охота имеет свои разные удачи и неудачи, следовательно, имеет свой интерес. Им и живет Пришвин.

В своих рассказах он очень редко стреляет. Этим он как бы говорит: выстрел - последнее звено в охоте, ему предшествует долгая выучка выслеживания, наведения ружья, прицеливания, "стойка" самого охотника, умение сосредоточиться, собраться, сжаться для решительного действия. И в этом - своеобразие Пришвина, художественного воспитателя в детях чувства воли, самообладания.

Конечно, самое эффектное на охоте - выстрел, гон... Но есть много эффектного и в том, что до выстрела. И неслучайно Пришвин свой быстрый, как пущенная стрела, "Смертный пробег" - рассказ о гоне зверя, об опьянении охотой, о безумстве гончего пса Соловья, настигающего лисицу, - не пустил в свою детскую серию, ибо человек, в этом рассказе, "как маньяк", находящий упоение в бою, забывающий цель, с которой он начал свое предприятие. Такого накала страсти все равно не привьешь, да едва ли и нужно прививать детям.

И другое характерно для детского рассказа Пришвина: забота о том, чтобы ребята-читатели чувствовали себя с ним "равноправными гражданами", чтобы как-нибудь неосторожно не принизить детей в глазах взрослых, укрепить в них чувство собственного достоинства. Интонация его рассказов всегда поэтому естественная. Однако он помнит: многое, что нам приелось, не затрагивает нас, для детей полно новизны, свежести, у них более непосредственная реакция на внешний мир, души их постоянно раскрыты, чтобы наполниться содержанием. Отсюда в рассказах Пришвина постоянно звучит нота удивления перед происшествиями, отнюдь не "экзотическими": подумаешь, утенок взлетел или вот собака поддалась на колбасу, - но как же все это прекрасно!

Реальный детский рассказ Пришвина складывается, таким образом, из следующих элементов: волевого, охотничьего ощущения мира, игры, как средства общения, как школы воображения, и из чувства равноправия с детьми. Все это увенчивается у него мужеством, неистребимой силой духа, которую Пришвин в своих кавказских рассказах для детей называет кабардинским словом "дермант".

Много героев - четвероногих и крылатых - у него, но над всеми ними - человек, победитель, испытатель.

В своей "подмосковной" и восточной тайге егерь Михал Михалыч создает простую и величественную красоту русской природы, постоянно находя в ней все новые и новые колеры. В его любви к русской природе заключен настоящий патриотический пафос, который всегда дойдет до наших детей. Как же он творит эту красоту? Уот Уитмен писал о себе: "Все поэты из сил выбиваются, чтобы сделать свои книги ароматнее, вкуснее, пикантнее, но у природы, которая одна мне была образцом, такого стремления нет".

В этом смысле Пришвин, как и Уитмен, "не поэт", ибо он пишет под шум леса, под пение вешних вод; за единый переплеск ручья, за умный, преданный взгляд Ярика он отдаст с радостью все сладкозвучные описания природы, а заодно и все те слащавые сентенции по поводу нее, которые приводили Белинского в ужас. Таких описателей природы "для детей" великий критик называл "врагами детей".

У Пришвина описания редки. Для него главное не то, на какую грушу сел щегол, вылетев из клетки, а как он обчистился, да как запоёт свое "ши-бить-бить"! Это и есть у Пришвина
"пейзаж". Животные у Пришвина составляют нераздельную часть самой природы. Когда же попадается у него "чистый" пейзаж, то не в виде "лирического отступления", а как скупой, сильный, резко очерченный рисунок.

Эмоцию от созерцания природы Пришвин при этом прячет под спуд - пусть рисунок говорит сам за себя. В совершенстве владея искусством не говорить ничего лишнего, Пришвин дает такой пейзаж: "Небо тяжелое и такое низкое, что кажется, вот только на елках и держится", или: "Как будто кто елки гребешком расчесал сверху донизу, на каждой веточке висит длинная серо-зеленая борода, но на вершине плодов можно собрать целый амбар".

Во "взрослой" литературе эту чудесную графику пейзажа он сопровождает лирикой, полной глубокого поэтического раздумья (в "Корне жизни", "Колобке" например). Какую-то долю ее, может быть, следовало перенести и в детские рассказы.

***

У Пришвина есть два цикла детских рассказов: "Зверь-бурундук" и "Лисичкин хлеб". И в обоих неподражаемо оригинально развернута живая школа наслаждения миром, познания зверей и птиц, школа открытий, догадок, быстрая панорама интереснейших происшествий. Нет ничего труднее, однако, доказать, убедить, что такое-то произведение прекрасно.

Вспомним, как Белинский поступил, когда писал свой восторженный разбор "Героя нашего времени". Он цитировал произведение целыми кусками, делал анализ и достигал успеха - убеждал. Как, например, докажешь, да еще за детей, что пришвинская "Луговка" прекрасна?

Надо бы ее и другие его художественные, полноценные миниатюры привести полностью. Но на это нет места. Поэтому придется поступить так, как поступил сам Пришвин в рассказе про барса: отыскать маленькую "шерстинку", оставленную зверем на земле, и по ней выследить прекрасного обитателя уссурийской тайги.

Пришвин просто, иногда по-деловому начинает свои рассказы, например: "Понадобилась мне однажды на кадушку черемуха, пошел я в лес" или: "Мне попала соринка в глаз". Обычно такое вступление не обещает ничего неожиданного и уж во всяком случае никакого отгадывания, а между тем в нем, в отгадывании, все дело. Оно наступает после того, как будет показано то или иное происшествие, и тогда Пришвин вдруг разрубает узел, изящным поворотом возвращает ход рассказа к его внутренней теме: "Но я чуть было и не забыл о белых салфетках, из-за чего я завел этот рассказ".

И оказывается: то, что он долго не мог понять, почему у оленя позади, возле хвоста, большой белый кружок, вроде салфетки, означает лишь, что салфетками пугливые животные сигнализируют друг другу во время панического бегства от врагов! Салфетка и борьба за существование - можно ли рассказать об этом более изящно, более впечатлительно, более доступно для ребят?

Рассказ "Зверь-бурундук" и посвящен этому процессу отгадывания. Иногда Пришвин честно, открыто, не боясь потерять свой авторитет среди ребят, говорит, что вот этого-то он не знает и не может догадаться (например, о рачках, зачем-то в сумерки приползающих к самому берегу моря) - ведь он не Брем, а художник!

Сколько человеческой симпатии проявляет Пришвин к лесному, водяному и прочему молодняку, даже тогда, когда он как будто только изучает, зарисовывает. Вот хлопунок-утенок делает первый самостоятельный полет.

Совсем как авиатор Уточкин! Бесконечно дорого то счастливое мгновенье, когда утенок набирается смелости (смелость - от грозящей ему опасности) и отрывается от воды, чтобы тотчас же чебурахнуться, наткнувшись на тростник. "Не так ли было и со мной, - признается писатель, - когда я прыгал прыгал на велосипед, падал, падал, а вдруг сел и помчался прямо на корову!" Один трогательно-комический штрих, и вся картина оживает.

Кстати, о юморе в детских рассказах Пришвина. Он всегда у него новый, то добродушный, то лукавый, но непременно живой, совершенно необходимый, даже полезный при изображении "бесстрастного" лика природы.

Вот Домна Ивановна, домашняя хозяйка; она по-матерински тепло любит откликаться на жалостливый крик пленника-тетеревенка, живущего в подвале. На его "фиу-фиу" она неизменно отвечает: "Милый ты мой!" А нельзя ли чуть-чуть подшутить над добрейшей Домной Ивановной? И вот Пришвин, отлично умеющий подражать голосу птицы, однажды просвистал тетеревиное, и женщина тотчас же откликнулась: "Милый ты мой!"

Комизм, однако, нужен и тогда, когда событие вовсе не комическое, например, сказ о том, как старушка собирается помирать. Воробышек, капнувший в рот старушке, сразу же пробудил ее к жизни. Рановато старушка собралась переселиться в "рай"!

Юмор у Пришвина - от нежности к зверю, от "родственного внимания" к нему. Если животное не вредит человеку, он к нему нежен, заботлив. Сердце писателя загорается отзывчивостью к печальному крику чибиса: "Чьи вы, чьи вы..." Чибису охотник друг, "свойский", и рассказ о нем ("Луговка") подлинно поэтический, тонкий, чуткий.

Нужно щадить беззащитных пташек, ради этого можно даже обойти плугом то место на пашне, где лежат чибисовы яйца. Пришвин очень редко употребляет слово "жалость" по отношению к животным, но всегда впопад, он не поклонник глуповатой, слезливой жалости, он не мог бы состоять членом "Общества покровительства животным", но, когда нужно, душа его раскрывается. Жалко убивать даже зайца, когда он и ловок и бесспорно догадлив. Чтобы убивать, для этого хватит глупых зайцев! А умный только хвостиком помахал и утек. Чтобы убивать, для этого найдутся ценные, к тому же и "вредные" звери, например куницы. Пришвин не стесняется говорить о "подлости" куницы: представьте себе, заняла теплое беличье гнездо и завела в чужом доме свое семейство!

Её обязательно надо убить, нечего такого зверя жалеть, но (зачем кривить душой!) убить её главным образом надо потому, что у ней хорош мех! И Пришвин тут до конца откровенен: когда мех куницы "дешев" (летом), то "мне она не надобна", хотя и прогнала она бедную белку...

Пришвину нет нужды скрывать от детей и утилитарной цели охоты. В отношении к кунице "жалеть" и прочее было бы, конечно, лицемерием. Так занимательно, умно и откровенно писать может только настоящий, убежденный в своем деле человек. В рассказах Пришвина содержится сложная гамма самых разнообразных чувств: тут и жалость, и юмор, и практицизм.

Отдельное место занимают рассказы, в которых наблюдение, догадка незаметно переходят в эксперимент, и тут можно говорить о своеобразии воображения у Пришвина. В этих рассказах охотник создает как бы естественную обстановку для плененных животных, чтобы они легко жили вместе с ним, позабыв неволю.

В "Еже" Пришвин раскрывает живую, остроумную механику этого приспособления, создавая для зверька подобие правды. И здесь безраздельно играет его фантазия. Он зажигает лампу - это луна взошла для ежика, и зверек побежал по комнате, как по родной лесной полянке при луне. Взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко, потом ежик брошенную на пол газету надел себе на колючки, получилась сухая листва.

Далее идет ряд других манипуляций, совершенно игровых, театральных, создающих иллюзию действительности. Искусно экспериментируя над зверьком, Пришвин играет не столько с ежиком, сколько с детьми. И будет очень хорошо, если ребенок поверит в то, что ежику действительно уютно и весело живется в человеческом жилье. Замечательно при этом, что ежик в рассказе так похож на малыша, создающего для себя фантастические картины.

Вот мальчик с пальчик уходит в траву, где каждая травинка для него огромное дерево, подобно тому, как для ежика ноги хозяина тоже кажутся деревьями.

Разобрав этот замечательный рассказ, я нашел в нем второй, детский, план и думаю, что не зря сделал, хотя конкретно, образно в рассказе имеется только первый план: ежик и сам писатель. В этом-то и сила образного мышления Пришвина, его умение проникать в самую глубину детской психологии.

Давнишний и спорный вопрос о том, в какой пропорции и в какой интонации вводить в художественное произведение элементы естественных наук, Пришвин разрешает поистине виртуозно. И не будет преувеличением сказать, что он тут является блестящим новатором...

Известно, что волк-самец подкармливает волчат своей отрыжкой, содержащей соляную кислоту. Как же сделать, чтобы такая "проза" составила поэтическое содержание рассказа?

И вот пришвинский самец оказывается большим эгоистом: ему жалко дать волчатам отрыжку - самому, дескать, нехватает! Суровая волчица здорово, по заслугам оттрепала за это волка, клочья шерсти летели во все стороны. "Такой выпал памятный день - всем волкам по серьгам: старому - взбучка, маленьким - соляная кислота!" - это в концовке рассказа.

Вводя в рассказ кусочек биологической химии, Пришвин не пожертвовал ради нее ни чем художественным. Наоборот, действие от этого еще более заиграло, и кажется, что теперь-то уж волки навсегда поняли, что значит для их волчат соляная кислота! Им будет стыдно теперь услышать от Пришвина упрек: "Нечего сказать, отцы! Вот так отцы!" О чем бы Пришвин ни повествовал, он никогда не покидает позиции художника: будь ли то научный эксперимент, научное понятие или практический, полезный совет.

***

В художественном произведении о животных невозможно обойтись без того, чтобы животные не разговаривали. Если совсем не передавать языка бессловесных, неизбежно поблекнет образность, пропадет увлекательность. Детям будет скучно в немом мире природы. Естественно, что у Пришвина животные разговаривают, и он сам с ними разговаривает. Но вся задача в том, как избежать при этом очеловечивания, как сделать так, чтобы звери оставались зверями, даже тогда,- когда они разговаривают словами.

Сетон Томпсон в своем известном всему миру рассказе "Рваное ушко" уверяет читателя, что он "ничего не говорит такого, что не было бы сказано кроликами". О, если бы разговоры кроликов у него действительно были языком звуков, запахов, прикосновений усиков, если бы была соблюдена мера в словах, в "сознательности" животных...

В "Рваном ушке" не видно, где кончается царство животных и начинается царство человека. И американский писатель и Пришвин - оба прекрасно знают "лесную науку, древнейшую из всех наук на земле", но у Сетона Томпсона кролик с каждой новой страницей делается не по праву все более "разумным", а у Пришвина мы читаем: "Не требуй от птицы того, что ей не дано", - разума, чувства благодарности к человеку, любознательности. Не требуй того и от лисицы, оленя, зайца.

У Пришвина очень гибкая форма обращения к животному, и всегда разная. Часто он сам говорит за зверей, еще чаще обращается к ним. Но, чтобы внутренний мир животных раскрыть по возможности глубже, писатель предоставляет слово самим животным. Заметьте, однако, как осторожен, деликатен и экономен тут Пришвин. При передаче разговора животных он постоянно делает оговорку такого рода: "как я догадался", "фиу-фиу" это, по-видимому, "мама, это ты?", или: "я спросил бабушку, как это она понимает, почему дергач кричит: "тпрусь", и т. д.

И только один раз, в "Говорящем граче", Пришвин не соблюдает меры в передаче языка. Но самый натуральный и богатый разговор получается тогда, когда животные обходятся средствами своего языка, обходятся без слов, при помощи носа, чутья, уха, языка, запахов, слуха. О таком разговоре есть у Пришвина особый рассказ "Разговор птиц и зверей". Старый егерь досадует, что ноне даже молодые, неопытные лисицы уходят под флаги при облаве. Оказывается, это от того, что у них есть свой, особый разговор.

"Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему и отойдет. А другие потом и далеко не подойдут. Ну, вот, скажи, как же они узнают?
- А как ты думаешь?
- Я думаю, - ответил егерь, - звери читают.
- Читают?
- Ну, да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде - на столбиках, на кучках, на кустиках - оставляют свои заметки, другие потом идут и все разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц я считаю голос. Летит ворон и кричит - нам хоть бы что, а лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица! А разве не случалось тебе о чем-нибудь догадываться по сорочьему крику?.."

То же и в рассказе "Гаечки", где одна птичка замерла, а другая предупреждает ее об опасности. Большой, многоязычный переклик раздается на страницах пришвинских рассказов. И ребята-читатели понимают этот переклик, потому что в нем слышен неподдельный голос природы.

Не подлежит сомнению, что наблюдения, догадки, эксперименты Пришвина не противоречат материалистической философии естествознания - дарвинизму. Не занимаясь популяризацией этого учения, потому что это не входит в задачу искусства, Пришвин вносит в познание природы, ее "культурного слоя" свою высокохудожественную, полноценную догадку, доступную для детского интереса и восприятия.

Академик Павлов термин "высшая нервная деятельность" относит к животному миру. Пришвин этот мир называет "культурным слоем" природы. Это некоторым образом говорит о качественном единстве мышления ученого и художника. Наука разгадала у животных пока что только первичные рефлексы, и тут художнику-натуралисту открыт широкий простор для живого творческого домысла.

В этом отношении особый интерес имеет рассказ Пришвина "Копыто", но а нем есть, однако, какая-то сложная недоговоренность, неясность - о собачьей власти и "воздухе собственности". Это Пришвину не идет, ибо он никак не похож на древнего лесного человека, который, не любя оставаться в неизвестности, создавал из непознанного им символа, тайны и суеверия.

***

Все лучшие качества Пришвина-художника наиболее отчетливо проявились в его рассказах о собаках. Собаки - самые родственные ему, он любит их и за "разговор", и за "ум", и за "службу", и за "дружбу". И нигде человек так не чувствует своего превосходства в природе, как среди собак - умнейших из четвероногих. Но и тут еще остается поле для узнавания, для "сказки догадок". Собака - душа ружейной охоты, и особенно собака, хорошо выученная. Поиск собаки так выразителен, точно она говорит с охотником, а в ее мертвой стойке столько пластичности, что только равнодушный к красоте может оставаться при этом спокойным.

Человек в рассказах Пришвина о собаках выступает властителем, учителем. Наука выучки собаки интересна для всех, а детей способна очаровать. На первых порах охотник больше думает о собаке, чем об охоте, - как приласкать собаку, умно, без запальчивости наказать ее, как развить в ней ее природные качества - чутье, слух, чтобы собака служила человеку на "отлично". Это как при стрельбе по дичи: смотри вначале на птицу, а не на ружье, на собаку, а не на охоту. Но вот собака понята, подготовлена. Как приятно быть обязанным самому себе.

Пришвинские Ярик, Ромка, Лада, Трубач западают в память, как давние наши знакомые. Писатель и они понимают друг друга без слов, сжились, сдружились.

Вот Ярик за тетеревом, на вырубке - тут вся сложная наука охоты, кто кого перехитрит: птица или человек с собакой; сколько препятствий, ухищрений надо проявить, чтобы в конце концов покровительственно сказать тетеревам от имени человека и собаки: "Вот как мы вас одурачили, граждане!" И Пришвин честно признается: без собаки он один не перехитрил бы! Глядя на поиск своего пса, он - царь природы - испытывает благородную зависть к непостижимому чутью собаки, ее влажному трепетному носу, и смиренно говорит себе: "Вот если бы мне такой аппарат... и ловил бы, ловил бы интересные мне запахи..." Так простодушно толковать может только мудрец, в котором душа не заражена буржуазным скептицизмом и пресыщением. Почему бы не заразить этой хорошей завистью, неуспокоенностью и детей?

Пришвин сам превращается весь во внимание, когда следит за недостижимой для человека способностью животных инстинктивно замирать - в минуту ли опасности или в минуту выслеживания. Предел окаменения - это стойка собаки.

В жизни охотничьей собаки первая стойка является экзаменом на право существования, на дружбу с человеком. Этому и посвящен замечательный рассказ "Первая стойка" - он весь в диалоге, в сверканье совершеннореальной фантазии, очаровательный и глубокий по смыслу. Милый, глупый Ромка вдруг оцепенел при виде катящегося по ступенькам кирпича, его охватили ужас, удивление, столбняк.

Как взрослый к ребенку, снисходительно-любовно, заранее прощая ему глупость, обращается охотник к щенку, наталкивая его на понимание: "Не считай галок, а то кирпич соберется с духом, да вверх подскочит, да тебе даст прямо в нос". Но что слова, - они для Ромки покуда еще чистая метафизика, кирпич для него - живой персонаж, смутный образ дичи, которую ему еще только предстоит увидеть и выследить. И вот начинается соревнование в выдержке у собаки и... кирпича. Оба - каменные. Конечно, победа останется за кирпичом: "Ему можно хоть сто лет лежать, а живому щенку трудно - устал и дрожит..." Песик пришел в себя только тогда, когда его опытная мать Кэтт заставила его понюхать врага - мертвого, безопасного, неинтересного.

***

Существующему еще до сих пор предубеждению, что "охотничья" литература далека от жизни, от общественных вопросов и пр., Пришвин дает своими рассказами, решительный, достойный художника отпор. Вульгаризаторы не сумеют при этом опереться и на Аксакова, для которого "уженье рыбы" вовсе не было уходом от суеты земной. Не говоря уже о том, что в сочинениях отца русской высокохудожественной натуралистской литературы очень сильна прикладная сторона (промысловая сторона охоты), он в своем "созерцании" природы был очень зорок к социальным явлениям жизни.

Аксаков рассказывает в "Необыкновенном случае" о крепостной девочке, которую он чуть не застрелил на охоте. Стреляя в витютеней, он вдруг увидел, как с дерева упала не птица, а живая девочка. Выяснилась замечательная "деталь" крепостнической эпохи: сбежав самовольно с барщины, девочка пошла за черемухой, взобралась на нее и стала лакомиться,, но, "увидев барина с ружьем", смертельно испугалась и так замерла, что даже витютени ее не заметили. Вот вам обыкновенный охотничий рассказ, но какой в нем колорит времени, социального строя.

***

Пришвин пишет замечательным чистым русским языком. К сожалению, у нас никто еще не обратил на это должного внимания. Словарь языка его народен, нет в нем ничего трафаретно-литературного. Особенно же богат, самобытен в языке детских рассказов Пришвина синтаксис: гибкий, свежий, интонирующий, выразительный. Слог Пришвина сохраняет всю непосредственность народной речи и обладает в то же время своим стилевым совершенством. У Пришвина есть какой-то особый ключ к мастерству очень на вид простого сочетания слов. "С этой Кастрюлькой может такое случиться, что придет под окошко..."

Про новорожденного олененка: "И вот только что черненькие глазки блестят и только что тельце тепленькое, а то бы и на руки взять, и все равно сочтешь за неживое: до того притворяются каменными". Нет сомнения, это синтаксис народной певучей речи, кристально чистый, естественный. "То ли вода еще была холодная, то ли Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды..." Образец живого "детского" синтаксиса, столь же естественного, яркого: "Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам..."

Пользуется Пришвин и сказовым слогом, избегая при этом балагурства и декламации. В такой манере написана игровая реалистическая сказка о старой крестьянской нужде - "Матрешка в картошке". Она не учит, а приучает детей к житейскому правилу - играй, да не заигрывайся, - приучает незаметно, без сенсации. "В прежнее время в нашей деревне пастуха никогда не нанимали, все, бывало, дети пасут, а дед Михей на пригорке сидит, лапти плетет, детей пасет, чтобы не зевали, ворон не считали. Бывает с дедом, забудется, лапти тачает, свои годы считает и не видит, что дети все полезли на дерево Москву смотреть..." И потом, время от времени, повтор - как дед лапти плетет, весь в свои старые годы ушел, а дети "ворон считают", в беду попадают. "Матрешка в картошке" фольклорна по своему характеру - и по языку, и по интонации, и по содержанию. Пришвин как-то сказал о себе, что он создает фольклор.

В несколько парадоксальном этом высказывании писателя, а не сказителя есть, однако, большая доля истины.

Чувствуя себя сыном народа, Пришвин-писатель имеет право считать себя одним из деятелей народного творчества - он близок к нему, он разрабатывает, обогащает народные мотивы, приметы, опыт современности и опыт веков, как это делает и любой сказитель-крестьянин.

Слово у Пришвина не оторвано от предмета, оно материально. Сила смысловой выразительности падает у Пришвина на предмет, вещный образ, освещаемый с определенной точки наблюдения. При этом образ у него никогда не бывает статичным, в нем содержится огромный концентрат действия, движения. О чрезвычайной плотности, собранности своих образов он сам писал так:

"Нам предстоит эпоха коротких сильных слов, подобных редким крикам летящих на юг журавлей".

Детей эта строгость может вначале испугать, но потом они заметят скрытую в этой интонации интимность, нежность, певучесть. Материя жизни в рассказах Пришвина просвечена светом мысли, она дрожит в ней, как серебряная нить.

Ованес Туманян. Давид Сасунский

Наступает новая пора расцвета армянской поэзии. Одно из первых мест в этой замечательной поэтической плеяде занимает Ованес Туманян. Как все большие поэты, Ованес Туманян вступил в литературу со своей собственной темой, со своеобразным, ему одному присущим поэтическим стилем. Читать далее »

Марко Вовчок. Литературное наследство М. А. Вилинской

В середине пятидесятых годов 19 века украинский поэт, историк и этнограф П. А. Кулиш, в то время работавший над составлением этнографического сборника "Записки о Южной Руси", получил в числе других материалов тетрадку рассказов неизвестного автора, назвавшегося Марко Вовчок. Недели две тетрадка поджидала своей очереди. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий


Сборник статей
Топ соавторов
Jaaj.Club (89)
Произведения русской классической литературы, которые стоит перечитать во взрослом возрасте.
Статей: 92 Просмотров: 197402 Рубрика: Культура
Подписаться на обновления
Классика русской литературы
Могучий сын родины. Чернышевский как критик детской литературы
Жизнь Чернышевского - "могучего сына родины", - так называл его Некрасов, была беззаветно отдана служению русскому народу. Историческая роль Чернышевского - великого революционера, демократа, борца за перестройку общества, за установление новых общественных отношений - необычайно многогранна.
1739 0 0 2
17.08.2019 Рубрика: Культура Автор: Jaaj.Club
История русской культуры
Мне бы хотелось воспользоваться возможностью, и в данном эссе, затронуть проблему, которая сегодня стоит намного острее: «История русской культуры – история или будущее».
10429 0 0 7
23.11.2019 Рубрика: Культура Автор: Jaaj.Club
Культовая личность на флоте - Виктор Конецкий
«Флот извечно стоял одной ногой на воде, другой — на юморе», – писал Виктор Викторович Конецкий, моряк и один из самых любимых авторов XX столетия. Рассказы и связаны с морем и людьми, весьма автобиографичные.
24612 0 0 2
17.11.2020 Рубрика: Культура Автор: МилаЗах
Книжный голод восьмидесятых
Гениальные мысли не теряют своей актуальности с веками, приглашаю перечитать – переосмыслить антиутопию «Мы».
23793 0 0 3
03.12.2020 Рубрика: Культура Автор: МилаЗах
Несколько необычных фактов о русской литературе
В позапрошлом веке литературные романы заменяли людям телесериалы. Публиковались они небольшими порциями в журналах. Поэтому читатели с нетерпением ждали выхода очередного номера.
5120 1 0 7
17.06.2022 Рубрика: Интересное Автор: ArtemisiaA
Читать полностью
Другие книги и сборники из рубрики Культура
Сборник статей

Обзор книг

Основной соавтор
Jaaj.Club
Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.
Сборник статей

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club
Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!
Сборник статей

Обратная сторона картины

Основной соавтор
Jaaj.Club
В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.
Сборник статей

Философия искусства

Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации.

В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе.
Сборник статей

Великий и могучий русский язык

Основной соавтор
Jaaj.Club
Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.
Сборник статей

Народные промыслы и ремёсла

Основной соавтор
Auster
Сборник статей

Великие художники

Основной соавтор
Jaaj.Club
В разделе «Великие художники» собраны уникальные авторские статьи о самых важных моментах в биографиях живописцев. Интересно и с уважением рассказывается об особенностях их мастерства, о творческих взлётах и жизненных трагедиях.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.
Сборник статей

Классика русской литературы

Основной соавтор
Jaaj.Club
Произведения русской классической литературы, которые стоит перечитать во взрослом возрасте.
Дело в том, что моя работа не подразумевает частых рабочих поездок. А иначе бы, да, конечно, я и такую бы беду предусмотрел. Чтобы в чужих городах по «зубным», случись чего, не бегать. Однако говорю я это, так сказать, «задним» умом. То есть, после того, как всё нижеописанное уже случилось.
В маленькую деревню переехала девочка Даша со своей мамой. Женщина с утра до ночи пропадала на работе, а её дочь была одна, соседские ребята не хотели с ней дружить, потому что она "городская". Даша слепила снеговика, когда она любовалась своей подделкой, ей в голову прилетел кусок льда. Слёзы ярости и обиды потекли по щекам девочки. «Как же я хочу чтобы они пожалели о своих поступках». Как только она произнесла последнее слово, снеговик зашевелился.
Сознание как-то само выхватило из набора слов одно – beer. Тут не надо быть полиглотом, ибо слово «пиво» любой мужик поймёт на любом языке, не зная оного, особенно тот, кто учился в советском ВУЗе. Уж больно слышится в его звучании негромкие удары кружек друг о друга, тихое журчание пивной струи, лопанье пузырьков пены, которая шапкой стоит над кружкой и гул мужских голосов.
Самым знаменитым из всех моих персонажей всегда была няня из "Затворницы". Этот стих - небольшая фантазия о том, как живётся няне в нашем мире.
Люди, настолько уникальные, необычные, эмоциональные страницы каждой новой, красочной книги, которую мы читаем, трепетно, без остановок, глазами по строкам. Это были чудесные 7 дней из моей жизни с сочным, образным романом в руках. Делюсь эмоциями, атмосферой сухих губ и состоянием отсутствия сна...!
Вздумали меня спросить: С кем хотела бы дружить, Из героев сказок я? Задала вопрос семья. И задумалась вдруг я.
Рыжий в Африку летал, Много он там повидал: И слона, и бегемота, Обезьян и носорога.
События, о которых я хочу рассказать, действительно произошли со мной и моей двоюродной сестрой Алисой, когда мне было двенадцать лет. Однажды я заметила, что тётя Марина, мама Алисы, ведёт себя как-то странно. Всегда дружелюбная и весёлая, Она вдруг стала сторониться нас с мамой и придираться к Алисе по мелочам. Мне было очень жалко сестру, и чтобы обдумать, как ей помочь, я отправилась в лес, располагавшийся недалеко от дома Алисы. Я долго шла по лесу, как вдруг услышала, как кто-то зовёт на помощь.
- А, мамы бывают злыми? - Наверное, нет, ведь это МАМА, как она может быть злой, если в ней находится любовь сразу на всех? Где-то вдалеке проехал грузовик и нарушил полуночную тишину.
Дима проснулся попить воды и увидел её, стоящую у окна. Дряхлая женщина в чёрных лохмотьях, её длинные тёмные скрученные волосы развивались на ветру. Кожа была вся в трещинах, пустые глазницы уставились на мальчика, а рот оскалился в подобие улыбки.
В 1815 году после битвы при Ватерлоо возрастает продажа зубов у мертвецов. Мародёры ходили по полям битвы и просто выдёргивали у мёртвых зубы и продавали их врачам, цирюльникам и даже кузнецам, так как многие занимались зубами. Потом, в конце концов это пресекли, но тот момент запомнился и даже был записан в истории, как «зубы Ватерлоо».
Существует метод видения, своего рода транса, направленного на созерцание отражательной поверхности. Это может быть кристалл, стеклянная сфера, зеркало или даже гладь воды. Традиционно эта практика рассматривалась как форма предсказания будущего или гадания с элементами духовного видения.
Две стеклянные бутылки, наполненные вишней вековой давности, были найдены спрятанными внутри исторического дома Джорджа Вашингтона в Вирджинии.
Пираты под командованием госпожи Чжэн обложили поборами и налогами многие прибрежные деревни. Флот Красного Флага не смогли победить ни китайская династия Цин, ни британцы, ни португальский флот. Китайское правительство пыталось уничтожить пиратов, но госпожа Чжэн всегда грабила и присваивала правительственные корабли.
Бельгийского мужчину оправдали за вождение в нетрезвом состоянии, поскольку он страдал синдромом автопивоварни.
До девятнадцатого века полиции не существовало. Так почему же города стали создавать полицейские департаменты именно тогда? Экономисты Дуглас В. Аллен и Йорам Барзель утверждают, что во многом это заслуга или вина промышленной революции.
Средневековая Европа, возможно, была жестокой, и её стандарты управления сегодня не заслуживают похвалы. Но люди, безусловно, могли распознать дисфункциональную политику, будь то при королевском дворе или в церкви, и предлагали решения.
Что предпринять для того, чтобы с любовью и радостью прожить осеннюю пору и научиться наслаждаться ею? В статье об этом подробно рассказано. От третьего лица.
Онтология суфизма базируется на его антропологии. Человек в этом учении рассматривается как его субъект. Многие философы понимают под суфизмом духовную практику, направленную на стремление человека справиться с собственными душевными пороками.
Не переживайте, усвоив представленный материал, вы прекратите бояться жестоких истин, которые портили вам жизнь до этого момента. Вы устремитесь вперёд к новым приятным событиям и к победам. Будьте готовы к неприятной правде, которая взбодрит и отрезвит вас.
Медная пятикопеечная монета эпохи императрицы Екатерины I является «самым тяжёлым пятаком», выпущенным Екатеринбургским платовым двором. От названия этого предприятия все монеты квадратного вида и получили наименование «медных плат».
Среди ряда интересных предметов, обнаруженных за последнее время на городище Маджар (современный Будённовск Ставропольского края) по своей исторической значимости следует особо выделить два динара, чеканенных делийскими султанами из династии Хальджидов и Таглакидов.
Медицинское заболевание названо в честь образа вымышленного рассказчика, который в свою очередь был основан на реально существовавшем немецком дворянине, известном тем, что придумывал небылицы. В 1951 году лондонский врач Ричард Ашер написал статью о «распространённом синдроме, с которым сталкивалось большинство врачей, но о котором мало что было написано». Он описал картину внешне больных пациентов с драматическими, но правдоподобными историями болезни, которые бесконечно посещали врачей и больницы.
Когда человек думает о растениях, которые сыграли важную роль в развитии цивилизации, он обычно вспоминает о тех, которые можно употреблять в пищу, готовить напитки или даже курить. Однако было и есть одно растение, которое оказало огромное влияние на человеческую цивилизацию. Это растение - хлопок.
Группа астрономов обнаружила самую маленькую звезду из когда-либо наблюдавшихся. Звезда, горячий субкарлик TMTS J0526B, является частью бинарной системы и в семь раз больше Земли, то есть меньше Сатурна и Юпитера.
В 60-х и 70-х годах прошлого столетия стали популярны теории о предполагаемом контакте между некоторыми древними и внеземными цивилизациями. Теория древних астронавтов или так называемая палеоастронавтика представляла собой набор псевдонаучных идей, которые выдвигали гипотезы о контактах между инопланетянами и такими цивилизациями, как шумеры и египтяне.
Японский лунный посадочный модуль Slim возобновил работу после того, как остановился на неделю по причине проблем с электропитанием.
НАСА отправит роботизированный ровер на поиски водяного льда на южном полюсе Луны. Миссия будет изучать лёд вблизи лунного кратера Нобиле в надежде, что его можно будет добывать в качестве ресурса для ракетного топлива или питьевой воды.
Пиренейская выхухоль - уникальная для Пиренейского полуострова жемчужина эволюции, потерявшая до 70% географического ареала, который она занимала три десятилетия назад.
Анатомически группы динозавров различают по строению таза. Ящерицы сохранили структуру таза своих предков: у них лобковая кость обращена вперёд. У некоторых же групп лобковая кость в процессе эволюции повернулась назад, как у птиц, дромеозаврид, а также у герреразавров и теризинозавридов.
Южный кузнечиковый хомячок не боится яда скорпиона и в трудные времена прибегает к каннибализму. Его латинское название - Onychomys torridus, а обитает маленький хищник на юго-западе США и северо-западе Мексики.
Около 83-78 миллионов лет назад, в позднем меле, жил род водоплавающих птиц, похожих на бакланов и называемых гесперорнисами. Их окаменелости были обнаружены в морских сланцах России и Канады, а также в морских известняках Канзаса. На суше в кайнозойском периоде, но уже в Южной Америке, этих птиц сменили фороракосовые птицы.
Всего в 48 километрах от юго-западного побережья Англии находится архипелаг, настолько маленький, что его часто не указывают на картах Великобритании. Острова Силли, являющиеся частью материкового графства Корнуолл, предлагают туристам познакомиться с особенной историей и ни на что не похожей окружающей средой.
Арктический архипелаг - это не только индикатор глобального изменения климата, но и средство защиты в случае катастрофы планетарного характера. Норвежский аналог названия Шпицберген (включающее остров Шпицберген, островную группу Конг Карлс Ленд, остров Бьёрн (Медвежий) и шесть других основных островов) – это «Свальбард», означающий «холодные берега».
Салоники были основаны в 315 г. до н. э. диадохом Кассандром на западной стороне полуострова Халкидики, в дельте рек Аксиос и Алиакмон. Кассандр был генералом, а также зятем Александра Великого.
Эта история о путешествии, которое было создано с бухты барахты, реализовано очень быстро и как выяснилось, недорого, но очень интересно. Итак, мы решили вновь попутешествовать по Узбекистану и тыкнули пальцем в небо, а точнее, в карту Узбекистана. Наш жребий пал на посёлок городского типа Красногорск
После того как «Портрет фройляйн Лизер» Густава Климта был признан пропавшим без вести в течение десятилетий, 24 апреля 2024 года он был продан за 32 миллиона долларов (30 миллионов евро) в венском Аукционном доме Кински (im Kinksy). Яркий портрет австрийского художника, созданный в конце его творческого пути, окутан тайной, в том числе его неопределённое происхождение со времён Второй мировой войны и неизвестная личность его объекта.
В каменном веке в Северной Америке жили немногочисленные и сильно разбросанные культуры охотников-собирателей, для которых были характерны каменные орудия со сколами и таким же способом изготовленные наконечники для копий. Этот период в большинстве мест можно датировать от 13 000 до 8000 года до нашей эры. Некоторыми примерами его являются культуры Кловиса и Фолсома.
Изучая черепа викингов с острова Готланд в Балтийском море, команда исследователей обнаружила одну преднамеренную модификацию тела. Три черепа были подвергнуты модификации , чтобы придать им продолговатую форму. Черепа принадлежали взрослым женщинам, жившим примерно 1000 лет назад.
У стервятников, возможно, самый плохой маркетинг во всём птичьем мире. В действительности они одновременно и важны, и величественны, и красивы, и всё же эти прилагательные редко кому приходят на ум, когда он слышит слово «стервятник».
Разведка США докладывала, что на психотронные исследования Советский Союз тратит 60 миллионов рублей ежегодно, причём с определёнными результатами. Тогда ЦРУ решило, что им тоже следует провести расследования, чтобы узнать об этом как можно больше. Задачей участвующих в первых экспериментах было уловить информацию о событиях на расстоянии.
Эмпатия – это умение распознавать эмоции и чувства других людей, понимать их эмоциональное состояние. Определение сформулировал Зигмунд Фрейд, когда посоветовал коллегам ставить себя на место пациентов, чтобы лучше понять их переживания.
Креативное мышление нужно всем. Оно помогает находить нестандартные решения и быстро решать возникающие проблемы. Креативность важна не только в работе, но и в жизни.
Можно подумать, что рефлексия – это анализ прошлого, но на самом деле она помогает принимать решения в настоящем и планировать будущее.
Способность человека обходиться долгое время без пищи, а иногда и без воды, называется по разному: неедение, инедия (что по латыни означает «пост»), но чаще такую практику называют бретарианство. Как и многое паранормальное, это является псевдонаучным убеждением, и многие приверженцы этой практики умирали от голода или обезвоживания.
По свидетельству древних историков, Пифагор обладал способностью к билокации, то есть нахождению одновременно в двух местах, даже очень отдалённых друг от друга. Единогласным подтверждением нескольких свидетелей он присутствовал в один и тот же день в Таормине на Сицилии и в Метапонте, ныне несуществующем городе, расположенном раньше недалеко от современной итальянской Матеры.
В современном мире, насыщенном быстротечными изменениями и глобальными трансформациями, философия продолжает играть важную роль в нашем понимании сущности бытия и осмыслении ключевых аспектов человеческого существования. В этой статье мы ближе познакомимся с известными современными философами.
Легальные игорные площадки хотят задержаться в сфере iGaming. Стараются угодить клиентам, идут им на уступки. Предоставляют дополнительные бонусы, промокоды на бездепы, проводят опросы с целью выявить недочёты.
Свежие бонусы приносят дополнительные средства для заключения пари, что позволяет справочникам гарантированно сберечь собственные деньги. Бонусы предоставляются только зарегистрированным пользователям.
10 ошибок начинающих фрилансеров - принятие заказов от всех клиентов сразу, работа без плана отсутствие, узкой специализации, боязнь продвигать себя, недооценка услуги и платы за неё и др.
Инвестирование в акции - это прекрасная возможность увеличить капитал и обеспечить финансовую стабильность в будущем. Однако необходимо разработать стратегию и основательно подходить к выбору ценных бумаг.
Кто из нас не покупал что-то, чтобы поднять себе настроение? Покупки часто становятся способом справиться со стрессом или плохим днём. Однако это может привести к проблемам. Всё дело в психологических аспектах потребления, которые оказывают влияние на наши решения.
Работая над текстами, копирайтер должен помнить, что читателя могут отвлечь разные факторы, поэтому ваши тексты должны быть лёгкими и понятными. Воспользуйтесь этими советами, и вы убедитесь, что такое изложение облегчает восприятие сложной информации, позволяет выделить наиболее важные пункты.
Очень много интернет-ресурсов публикуют списки отсортированных по разным признакам операторов. Это только усложняет проблему - не все авторы беспристрастны и одинаково профессиональны.
В 1916 году Кларенс Сондерс запатентовал продуктовый магазин самообслуживания. В его представлении покупатели могли перемещаться по проходам самостоятельно выбирая покупки, но им понадобились тележки, чтобы перемещать выбранные товары по магазину и доставлять их к машинам.
Заполняю накладные паспортными данными, уже даже не глядя, что в них напечатано. Пришёл товар и отлично! Но каково же было моё удивление, получить одну посылку, не имеющую схожести с остальными. И только перевернув её, в глаза бросились незнакомые слова Канада, Монреаль. Откуда? От кого?
Долгие два тысячелетия лежал на дне Средиземного моря деревянный остов погибшего корабля. В поле зрения подводных археологов этот корабль попал совсем недавно. «Кулинарный сюрприз» обнаружили учёные в обломках античного корабля, затонувшего у южного побережья Испании в районе Аликанте. В амфоре найдены остатки соуса и рыбьи кости, из которых он был приготовлен. Такой соус считался в Древнем Риме деликатесом.
30 октября 2023 года в Японии произошло примечательное природное явление: извержение вулкана образовало новый остров у берегов групп островов Огасавара и Иводзима.
Ламасcу с крыльями птицы, телом быка и головой человека - внушительная фигура, особенно когда форма ассирийского божества воплощена в 18 тоннах алебастра. Именно такую фигуру обнаружили французские и иракские археологи в Дур-Шаррукине, древнем городе на севере Ирака.
Windfoi - не новый вид спорта, а скорее модификация древнего виндсерфинга. Это настоящая революция в мире виндсёрфинга, эта новинка привлекает больше и больше любителей спорта по всему миру. Этим летом, несомненно, встретитесь с практикующими в море, а также на озёрах. Не колеблясь начните упражняться в этом модном виде спорта.
Айкидо для детей - это не только занятие спортом, но и возможность развития физических и психических навыков. Практика айкидо помогает детям укрепить своё тело и улучшить координацию движений. В процессе тренировок они учатся работать в команде, слушать инструкции тренера и соблюдать этикет.
Фехтование является древним искусством ведения боя, описание которого зафиксировали многие книги средневековья. Правила этого спорта просты и доступны, только встав на дорожку, можно ощутить всю его суть.
К сожалению, наш мир не идеален, а задачи, которые ставятся перед программистом, часто напоминают следующее: "напиши то, не знаю что, но чтобы можно было делать вот это, вот то и даже вот это, причем, всё должно работать к завтрашнему утру".
Тому, кто в будущем захочет продать что-то на eBay, вряд ли придётся беспокоиться об описании товара - именно для этого новую функцию обещает онлайн-торговая площадка. Искусственный интеллект анализирует фотографии товара и использует их для создания названия и описания продукта.
Появление практически реализуемых квантовых компьютеров потенциально несёт угрозу для информационной безопасности. А именно - для шифрования, используемого сегодня для защиты конфиденциальных данных в Интернете, включая финансовую и личную информацию.
У Восточного входа в гостиницу «Россия» уже несколько часов ожидали приезда знаменитого Жерара Депардье. Появился он, когда почти совсем стемнело. Усталый, заросший многодневной щетиной. Журналисты обступили его со всех сторон. Депардье обвёл их взглядом и тихо произнёс: «Бесчеловечно набрасываться на меня сейчас». Это было так неожиданно, что подействовало.
Юлия Григорьевна создаёт совершенно другой мир. Он полон радостных красок, излучает тепло жизни, полузабытую любовь человека к человеку. Мне было пять лет, - отвечает Юлия Григорьевна, - когда моя талантливая подружка Яна научила меня рисовать. С тех пор я и рисую всю жизнь, правда, моя профессия врача-психиатра заставляла делать перерывы на целые годы…
Мужская депиляция - это тема, которая всё чаще обсуждается в современном обществе. Однако, мы редко слышим мнение самих мужчин на этот счёт. В этой статье мы представим несколько коротких вырезок из интервью с мужчинами, которые поделились своими мыслями о мужской депиляции.
Те, кто читал «Хижину дяди Тома», роман американской писательницы Гарриет Элизабет Бичер-Стоу, современницы, тёзки и почти ровесницы Гарриет Джейкобс, поразятся удивительному сходству судеб самой Гарриет, её близких и героев романа.
Благодаря маме и папе обладаю приятной внешностью. Мужчины часто оказывают мне знаки внимания. Но, до определённого времени, в любви мне не везло. Я ходила периодически на свидания, но дальше чашечки чая с тортом отношения не заходили. Но в один миг моя жизнь круто изменилась.
В жизни каждой женщины наступает момент, когда она встречает человека, который кажется идеальным. Однако, часто бывает так, что за этой внешней оболочкой скрывается подлец. В этой статье мы рассмотрим отрезвляющую правду для каждой женщины и предоставим информацию из трех источников.
В XVII-XVIII веках во Франции и Италии мюли получили статус будуарной обуви. В XIX столетии там, да и в большинстве других европейских стран, мюли обули женщины «лёгкого поведения». Приличные с моральной точки зрения женщины не могли позволить себе иметь такую обувь. Хотя в восточных странах мюли повсеместно признавались домашней обувью.
Скифская обувь не была раньше объектом детального исследования, хотя о ней учёные упоминают в общих очерках о материальных остатках скифской культуры. Обычно речь идёт о мужских коротких сапожках и женских башмачках.
На основе самых простых предметов одежды можно создать очень оригинальный и стильный образ. Пример - тельняшка, которая отлично сочетается с множеством разных моделей.
Когда женщина переходит порог четвёртого десятилетия, её гардероб требует внимания и пересмотра. Важно отпустить старые тенденции и представления о моде, приняв новый, более зрелый и утончённый подход.
Сегодня гуакамоле можно встретить повсюду, но пятьдесят лет назад он был практически неизвестен. Как же это блюдо превратилось из деликатеса ацтеков в любимую закуску для вечеринок и семейных обедов.
Ви любите готувати, але не знаєте, де шукати нові ідеї, рецепти, поради і відгуки? Ви хочете вдосконалити свої кулінарні навички? У вас є чудова можливість реалізувати свою мрію за допомогою продукту CookVillage.
Взглянув в будущее без мяса, мы видим огромное количество возможностей для лучшей жизни нашего поколения и грядущих поколений. Это шаг к устойчивости, заботе о нашем здоровье, охране природы и солидарности в обществе.
После пандемии COVID-19 еда для выживания стала пользоваться большим спросом. Всплеск спроса привёл к появлению целых новых предприятий, которые рекламируют свои продукты как «продукты специального назначения».
Вальс Хувентино Росаса «Над волнами» («Sobre las Olas») - пожалуй, самая известная песня своего поколения. Сейчас, спустя более 130 лет после её написания, мелодия по-прежнему кажется актуальной - пронзительной, мечтательной и, прежде всего, в высшей степени уверенной.
Несмотря на стереотипные ассоциации, всё чаще возникающие между басом и девушками-музыкантами, этот инструмент всё же выступает как своего рода проводник, с помощью которого девушки претендуют на своё место в исконно мужской среде рок-музыки
Пираты, короли и похитители фигурируют в песнях на сайте, рассказывающем об истоках современной музыкальной индустрии. Музыкальная индустрия жаждала хитов, поэтому выпускались тысячи песен - любовных, грустных, шуточных, патриотических.
Продолжаем разбирать тему "своих" и "чужих".
Мв уже разобрались, как поступать с трупами "своих" и "чужих". А что делать, если человека полностью съели зомби?
Сегодня рассмотрим способы погребения в "Ходячих мертвецах". Как люди интуитивно создают различия между "своими" и "чужими".
Сделанный в виде часов фотоаппарат Lancaster - интересная реликвия 1890-х годов, позволяющая заглянуть в интригующий мир тайной фотографии. Не будучи классической шпионской камерой, она демонстрирует блестящее сочетание мастерства и технологий.
Заработок на продаже фотографий требует времени и усилий, но он может принести не только дополнительный доход, но и удовлетворение от того, что творчество оценено и используется людьми по всему миру.
Между энтузиастами плёночной и цифровой фотографии всегда велись споры, и каждая сторона отстаивала свою точку зрения. Несмотря на удобство цифровых камер, плёночная индустрия продолжает процветать.
всех с весной я поздравляю, кто обидел - всех прощаю!!!
Дарить подарки - это давняя рождественская традиция, тесно связанная с Рождеством, корни которой уходят в глубокую древность. Эта древняя традиция выходит далеко за рамки широко распространённой коммерции и ловких маркетинговых кампаний, связанных с Санта-Клаусом. Хотя рождественские подарки наиболее тесно связаны с христианским празднованием рождения Иисуса Христа, традиции дарения подарков сегодня также являются смесью культурных событий из различных моментов истории.
Неизбежно наступает момент, когда в истории о Санте начинают появляться трещины. Родители, родственники или учителя на этом этапе общения с детьми, возможно, задаются вопросом, как лучше реагировать - или чем может обернуться для ребёнка утрата веры.
В столице Уэльса, Кардиффе, в Великобритании, между 1997 и 1999 годами был построен многоцелевой, но предназначенный, в основном, для регби, спортивный комплекс «Миллениум». Он расположился в центральном районе города Армс-Парк, вдоль реки Тафф.
Глядя на современные здания, удивляешься, да, стили постоянно совершенствуются, мода меняется, но качество от этого лучше не становится. Словно девиз современных строителей: быстро и дёшево.
Расположенный в населённом пункте под названием Ден Бош в Нидерландах, Болвонинген - это единственный в своём роде район, созданный в 1984 году. Район состоит из 50 сферических бетонных домов, имеющих уникальную форму и соединённых извилистыми дорожками.
Мозг в отсутствии нагрузки склонен всё упрощать и постепенно тупеть. Исправить ситуацию довольно легко. Находясь даже в самом технически оснащённом автомобиле, достаточно контролировать свои действия и принимать решения осмысленно.
Когда, наконец, после нескольких лет упорного труда, 29 января 1886 года, Карл Бенц получил патент на первый автомобиль, перед супружеской парой встала новая проблема: покупками никто особо не заинтересовался. Карл впал в уныние, но для Берты неудача стала толчком совершить первое в истории автомобильное путешествие, которое состоялось 5 августа 1888 года. Ойген и Рихард сопровождали тридцатидевятилетнюю мать, мальчикам было пятнадцать и тринадцать лет.
Когда игрушек стало много, учёные решили распределить их по видам. «Что нам даёт игрушка?» - такой вопрос поставили учёные. И в зависимости от ответа на него разделили игрушки по группам. Вот что у них получилось.
Во многих странах мира преобладает мнение, что наличие детей - это ключ к счастью, а люди, у которых нет детей, не реализовывают себя в жизни. Самореализация человека в жизни независимо от того, решит ли он завести детей или нет, зависит от множества сложных факторов.
В современном обществе всё больше мальчиков проявляют интерес к бальным танцам. Они видят в этом спорте возможность самовыражения, развития координации и изящности движений. Однако, как и любое другое хобби, бальные танцы для мальчиков имеют свои "за" и "против".
Сегодня хотелось бы поговорить о сказке, к которой у меня множество вопросов. Вы уже догадались, что речь пойдёт о Снежной Королеве. И действительно, в этой сказке есть много непонятных моментов.
все, конечно, хорошо знают историю Красной Шапочки. Но у меня, например, к этой сказке много вопросов. Допустим, почему мама Красной Шапочки, если она так любила её, посылает своего, насколько известно, единственного ребёнка в лес одного? И действительно ли волк – самый злой персонаж этой сказки? А может, он вовсе не злой, и у Шапочки есть более опасный враг?
Алиса стояла на тропинке, по небу плыли облака и… летели какие-то большие белые птицы. Алиса сразу поняла, что попала в сказку, и увидев птиц в небе, очень обрадовалась. Алиса бежала за птицами, пробежала через небольшую рощу и оказалась возле какого-то озера, на берегу которого сидела девушка.
Жили - были дед да баба. Хорошо жили, не болели, потому что пенсия у них была маленькая, а лекарства дорогие. Однажды бабка решила сделать пирожков и испечь большой пирог, но на пирог муки не хватило. Тогда она заглянула в шкаф, и в углу увидела какой-то пакет, содержимым которого оказался белый порошок, похожий на муку.
Мария прижала младенца к себе и умоляюще посмотрела на мужа. Иосиф жестом успокоил жену, прокашлялся и подошёл к чиновнице: - «Извините, а как ваше имя-отчество?». «Я уже представилась! Старший специалист органов опеки и попечительства по городу Вифлеему Кац Елена Павловна.» - отвечая, старший специалист одновременно копалась в своей папке, вынимая оттуда нужные бланки: - «Мы изымаем ребёнка и слушать я ничего не хочу. Здесь младенцу находиться нельзя».
Мы начинаем онлайн трансляцию из Монреаля Международной Клубной Премии "Золотая Пчёлка" 2023.
Примите вызов пера! Участвуйте в литературных турнирах, где слово становится мечом, а ваши идеи — бескрайним космосом возможностей.
Прямо сейчас вышло новое обновление Jaaj.Club, о котором нельзя не упомянуть. Обновление затрагивает коммерческих авторов и пользователей мобильной версии.
FAQ
Для тех, кто только что зарегистрировался на этом сайте и не знает, что делать.
Jaaj.Club предлагает всем желающим заработать на статьях. Тариф оплаты зависит от вашего опыта работы в Jaaj.Club и может варьироваться от 1 до 50 рублей за 1000 знаков.
Подробная инструкция как вывести средства из Jaaj.Club.
Этот Новый год я впервые встречаю в одиночестве. Грею руки обжигающей чашкой горького американо, радуясь другим сценариям людей в эту невероятно красивую ночь. Слишком ценное для меня время - наедине с собой. И в этот раз совершенно ни с кем не хочу его делить.
Наше внутреннее подсознание кричит поделиться, ведь должен кто-то это увидеть или услышать, или узнать.
Дураки и дороги - антагонистичны ли они в нашей повседневной реальности, или гармонично дополняют друг друга, как мицелий грибов - корни дубовой рощи?