Валентин Катаев рассказал об эпизоде из гражданской войны на Украине. Он рассказал о судьбе нескольких коренных жителей украинского села. Но рассказал так, что в этом эпизоде и в этой судьбе, - как солнце в капле воды, - оказалась отражённой великая эпоха.
"Шёл солдат с фронта", - так начинается эта маленькая повесть о великом времени.
Шел с фронта молодой крестьянин в солдатской шинели, вернулся в родной дом, начал хозяйствовать.
Не всё ещё понятно ему в бурных событиях семнадцатого года.
На развалинах царских дивизий возникают первые отряды Красной армии.
На уговоры остаться в армии на правах красноармейца-добровольца Семён Котко отвечает новому, революцией поставленному командиру Самсонову:
" - Ничего не выходит, товарищ батарейный командир... домой надо. Сеять".
Самсонов продолжает, без особой, впрочем, надежды на успех:
"... - Вон, смотри, - Ковалёв остаётся, Попиенко остаётся, Андросов остаётся. Человек двадцать остаётся. Жалованье пятьдесят рублей в месяц. Всё-таки, как никак, Рабоче-крестьянская Красная армия.
- Обратно воевать?
- Может случиться.
- С кем же это, когда скрозь со всеми замирились?
- Эх, друг ты мой ситный! - со вздохом сказал Самсонов и задумался, облокотившись щекой на кулак. -
Ну да ладно. Вольному воля. Расписывайся в получении и жарь сеять".
Семён Котко возвращается домой, в родное село, сеять. Возвращение это дано Катаевым в таких тёплых тонах, так близки автору все детали встречи его героя с матерью, сестрой, с соседями, с любимой девушкой, что как-то поневоле вспоминается столь же любовно описанное в "Войне и мире" возвращение из полка Николеньки Ростова.
Там ведь тоже с таким же наслаждением вдыхает знакомый воздух родного дома средний и верный сын своего класса; он живет непосредственными, органически присущими ему чувствами; он живёт имущественными интересами, любит, развлекается, встречается с людьми своего круга, с удовольствием слушает себя - как он разговаривает со знакомыми - в новом своём положении - мужчины, взрослого, самостоятельного человека, офицера, - с наслаждением чувствует, что всё идёт "как полагается".
С наслаждением ведёт себя "как полагается" и Семён Котко в новом своём положении самостоятельного хозяина, отвечает на расспросы, следует сельским обычаям.
"...Отвечать требовалось бойко, за словом в карман не лезть, в чём так-же был признак человека самостоятельного и свойского.
- Григорию Ивановичу, - отвечал Семён старикам, снимая папаху и почтительно кланяясь. - Дал бог побачиться. Взаимно и вам, Кузьма Васильевич".
"...Никак нет, - мелкой скороговоркой огрызался он от баб. - Зачем ныне казенные патроны даром на
немцев расходовать... Мне тама на позициях давали ще один крест, только деревянный, а я не схотел...
А погоны я на табак поменял у одного дурня".
В мире личных чувств и имущественных интересов живёт и Семён Котко. И - как и в Николеньке Ростове - чувствуется в нём средний, типичный и верный сын своего класса.
Сравнивать явления и лица следует не только по принципу сходства. Сравнивать иногда нужно, чтобы противопоставить. Полярно различных Николеньку Ростова и Семёна Котко хочется сравнить, чтобы противопоставить их друг другу, как типичных (и заурядных на первый взгляд) молодых людей разных эпох и разных классов.
Это сравнение напрашивается также и из-за подлинной поэтичности, которой отмечены страницы такого реалистического произведения, как "Война и мир", и которая не чужда Валентину Катаеву в описании - до конца реалистическом - переживаний главных персонажей его повести.
В основе этой поэтичности лежит любовь автора к своему герою.
А главное - следует сравнить этих средних типичных представителей полярно различных классов ещё в одном отношении: чтобы увидеть яснее, что же дал своему верному сыну каждый из этих классов. Средний представитель помещичьего мира Николай Ростов так и остался средним человеком, человеком заурядной судьбы.
Средний на первый взгляд человек Семён Котко, интересы которого, казалось, неспособны были выйти за плетень его бедняцкого двора, волею революции становится субъектом истории, борцом, человеком, непрерывно растущим в борьбе и на работе, становится человеком незаурядной судьбы, одним из творцов эпохи.
Заслуга автора в том, что он показал закономерность, неизбежность этого пути.
Вернувшись домой после тягот окопной войны, Семён Котко больше всего думает о личном счастье. Случай ему как будто помогает. Отец девушки, которую любит Семён, кулак Ткаченко, сверхсрочный подпрапорщик царской службы, из тех, что звались солдатами "шкурой", вынужден волею обстоятельств дать своё согласие на брак Семёна и своей дочери Софьи.
Начинается украшенное старинными обычаями и степенно проводимое самим председателем сельсовета сватовство.
Но события круто поворачиваются так, что вскоре Семён убеждается: бороться ему, бедняку-крестьянину, за свою долю, за своё счастье можно, только борясь за долю всех людей, за победу революции.
На село приходят немецкие оккупанты и отряды гайдамаков. С ними кровно связан Ткаченко, отец Софьи. Он укрывает при советской власти у себя да дворе, под видом батрака, ротмистра Клембовского, помещика.
За расправу с крестьянами Ткаченко получает от Скоропадского награду - первый офицерский чин. Клембовский намерен жениться на Софье, его дочери.
Гражданская война против гайдамаков Скоропадского и оккупантов превращается в войну отечественную. Смелым её бойцом становится Семён Котко. Партизаня, он встречается с Самсоновым, тем самым командиром артиллерийской батареи, который уговаривал его когда-то остаться служить красноармейцем.
"- Ах ты ж, боже мий! Ни за что бы на свете не подумал того! - воскликнул Семён, вытирая ладонью
глаза. - Ну что ты скажешь? Шёл солдат с фронта, тай пришел обратно на фронт!
- Я ж тебе предлагал, чудаку, остаться. Ну, чего ты попёрся?
- Сеять.
- И что же, посеял?
- Посеял.
- А собирали другие?
- Другие.
- Видишь, какие дела. Ну да ладно. А сейчас мы с тобой молотить начнём. Становись к своему орудию".
Ошибочно было бы представлять дело так: революция пришла откуда-то извне, заставила Семёна стать в ряды бойцов, спасла его. Это был бы механический показ явлений. Революция ширилась, росла вширь и вглубь, мощным потоком сметала с пути своих врагов именно потому, что росла-то она, пополняя свои ряды Семёнами Котко.
Мощь революции пришла не извне, мощь её крепла, как на незыблемом фундаменте, на миллионах Семёнов Котко. Процесс этот был органический: революция росла благодаря притоку таких людей, как Семён, революция растила таких людей, как Семён, делала из них сознательных, стойких, верных бойцов за освобождение человечества.
Этот процесс и показан Катаевым в книге "Я - сын трудового народа".
Вот почему можно так уверенно утверждать, что в этой маленькой повести отражена великая эпоха. Характеры героев раскрыты автором превосходно; этому служат не только поступки действующих лиц, не только жизненная обстановка, в которой они действуют, но и диалог, которым Катаев владеет мастерски.
Русская литература впервые услышала от Гоголя пленительные интонации чудесного украинского юмора. Они повторены Катаевым в говоре его украинцев и повторены так, что в данном случае приходится отмечать не подражание великому писателю, а плодотворное творческое влияние классического наследства на Валентина Катаева - явление закономерное для всякого художника наших дней.
К сожалению, украинизмы, столь уместные в диалоге героев-украинцев, кое-где применяются автором в косвенной речи без должной меры.
Книга "Я - сын трудового народа" написана для всех возрастов, - так прост и вместе с тем художественно выразителен и своеобразен язык автора.
Своеобразие лексических и других изобразительных средств автора помогло ему на протяжении немногих страниц раскрыть характер не только главного героя - Семёна Котко, но и его соратника Миколы, будущей его жены Софьи, тринадцатилетней сестрёнки Фроси и многих других. Даже эпизодические лица вылеплены чётко, выпукло, ясно.
Из персонажей вражьего лагеря особенно удался Катаеву Никандр Ткаченко. Жизненный путь его показан лаконически, но с исчерпывающей полнотой.
Это был путь медлительного стяжательства; на его примере читатель видит в живых образах, как умело растил капитализм своих цепных псов, своих матёрых волков.
Радостно воспринимает читатель и тот факт, что герои повести, пройдя сложный и трудный путь борьбы - любуются в наши дни на трибуне Красной площади парадом Красной армии, участвуя в празднике мощи и силы социалистической родины.
С сочувствием и радостью узнаёт читатель и о судьбе Фроси, знатной колхозницы, и её мужа Миколы Ивасенко, председателя колхоза.
Как этап, органически связанный со всей повестью, мы встречаем в ней присягу молодых бойцов, среди которых шагает сын Семёна и Софьи. Звучит она, как оптимистический и полный поэзии эпилог.
"Я - сын трудового народа..." - говорят седые стены Кремля. "Я - сын трудового народа..." - звенит бронза Минина и Пожарского. "Я - сын трудового народа..." - поёт потрясённый воздух.
Повесть Катаева "Я - сын трудового народа" - радостное событие в нашей литературе.