Выдающийся юморист
Марк Твен (его настоящая фамилия - Семюэль Клеменс) был одним из выдающихся юмористов в мировой литературе.
Его популярность в Америке была огромна, но слава его вышла за пределы Нового света и распространилась по всему миру.
Подобострастные критики любили называть его "некоронованным королем Америки".
Ему платили огромные гонорары, ему оказывали огромный почёт и уважение, и, казалось, ничто не мешало ему быть счастливым.
И только после смерти Марка Твена были опубликованы документы, красноречиво доказывавшие, что этот человек был несчастлив и в общественной, и в личной жизни, потому что ему пришлось быть только юмористом, только увеселителем американского буржуазного общества и всего прочего мира. Между тем, он обладал чертами крупного сатирика.
Владей он большим мужеством, пойди на разрыв с окружавшей его мелкой средой - он дал бы миру исключительные образцы злой и убивающей наповал сатиры.
Так оно и было, когда Марк Твен позволял себе уйти от действительности в историческое прошлое.
В популярном романе "
Принц и нищий" он изобразил Англию XV века, в "Таинственном незнакомце" - Австрию XVI века, а в блестящем памфлете "Янки при дворе короля Артура" воссоздал образы средневековой Англии.
Сатира на феодальную систему получилась резкой и убедительной. Сатира на современность лежала под спудом. Даже тогда, когда Твен поднимался до вершин сатирического, как в романе "Вильсон - мякинная голова" или рассказе "Визит капитана Стормфильда на небеса", сатирическое начало расплавлялось в юмористическом.
Сам Твен говорил, что "каждый, подобно луне, имеет тёмную сторону, которую он никому не показывает".
Тёмной стороной Твена были уступчивость, желание идти по линии наименьшего сопротивления.
Марк Твен родился в 1835 году в среднебуржуазной семье и был подлинным сыном эпохи. Годы, когда он выступил в литературе, были годами быстрого подъёма американского капитализма. Но вместе с тем этот "позолоченный век" был порой духовной узости, интеллектуального застоя, подавления всего прогрессивного, протестующего.
Огромный талант Марка Твена, стяжавший ему мировое имя, был разменен на ряд замечательных юмористических рассказов, в которых он, тщательно обходя социальные противоречия, беззлобно и весело высмеивал мелкие страстишки и грешки американского обывателя.
Шедевром творчества Марка Твена считаются его детские романы "Приключения Тома Сойера" (1876) и "Приключения Гекльберри Финна" (1886). Также популярен и его роман "Принц и нищий" (1882).
В своих романах из детской жизни Марк Твен разворачивает галерею типов маленького захолустного городка Америки. Он показывает нам ханжеских и лицемерных, закоснелых в своем быту буржуа, бродяг, странствующих продавцов, босяков, задорных мальчишек, к которым он относится с большой и искренней симпатией.
Бунтарь-индивидуалист Гек Финн является до некоторой степени прототипом самого Марка Твена, немало бродяжничавшего по Америке и переменившего ряд профессий.
Если ко всему этому добавить мягкий и лирический юмор и прекрасное знание психологии ребёнка, то становится ясно, почему романы Марка Твена из детской жизни являются излюбленным чтением и взрослых, и детей.
В последние годы жизни Марка Твена усилилась пессимистическая струя в его творчестве. Писатель всё больше и больше понимал, что подъём на вершину славы он купил ценой своего падения.
Марк Твен умер в 1910 году. Его жизнь и творчество, избранный им путь литературной деятельности - всё это даёт нам лишний раз образец того, как капиталистическое общество калечит художника.