Фото: staryy.ru
Роман о средневековье в Англии
Вальтер Скотт (1771 - 1832) выступил со своими произведениями в то время, когда европейский романтизм воскрешал и идеализировал средневековье с его легендами, преданиями, с его готикой и причудливой стариной.
Он родился в Эдинбурге, в Шотландии. Со времён народного поэта Бёрнса Шотландия была модной страной. В английской литературе описывались шотландские горцы с их родовым патриархальным бытом, с обычаями родовой мести, с их историей.
Получив юридическое образование, Вальтер Скотт посвятил себя литературе. Он был писателем-профессионалом, работавшим с исключительным трудолюбием и упорством, и написал десятки романов, большая часть которых открывает читателю красочные эпизоды из шотландской и английской истории.
Вальтер Скотт с детства изучал средневековье, увлекаясь рыцарскими романами, сказаниями и легендами. Но материал для своих произведений писатель черпал не только из книг, мемуаров и старинных хроник. Он постоянно путешествовал по горам родной Шотландии, изучая её быт и песни.
Творческая фантазия Вальтера Скотта помогла ему воспроизводить бытовые сцены прошлого, картины охоты, пиров, турниров и празднеств. Новый и неведомый мир раскрылся перед читателями.
Основная тема "Айвенго" - национальная борьба между англо-саксами и норманнами - завоевателями, покорившими в середине XI века английские острова. В этом романе Вальтеру Скотту удалось показать борьбу феодализма с пережитками патриархального родового строя. Писатель изображает норманнов носителями более передовых идей эпохи, сторонниками развитого феодализма.
Он сочувствует норманнам, которые выполняли историческую миссию создания национального государства. В этом романе, как и вообще в своём творчестве, он идеализирует средневековье с его феодальными принципами.
Но Вальтер Скотт был родоначальником культурного исторического романа, и ценность его произведений заключается в том, что он умело воссоздавал исторический фон. В своей заметке "О романах Вальтера Скотта" Пушкин правильно отмечает, что главная прелесть их состоит в том, что они знакомят нас с прошлым временем без напыщенности французских трагедий, без чопорности чувствительных романов, "но современно, но домашним образом". Пушкин говорит о королях и героях, выведенных Вальтером Скоттом:
"Они просты в повседневных случаях жизни, в их речах нет ничего приподнятого, театрального, даже в торжественных обстоятельствах, так как великие события для них привычны. Видно, что Вальтер Скотт принадлежит к интимному кругу английских королей".
Именно в "Айвенго" больше, чем в других его романах, соблюдена эта реалистическая простота в изображении эпохи. Вальтер Скотт даёт здесь живых людей с их обыденными интересами. Но из этих интересов возникают великие исторические конфликты и события.
Он показывает, с одной стороны, Седрика-Саксонца и его приближённых, не желающих примириться с владычеством норманнов, с другой стороны, он рисует сына Седрика, Айвенго, который переходит на службу к завоевателям.
Изображает писатель также и борьбу в лагере норманнов, и здесь он даёт ряд ярких, запоминающихся образов норманнских баронов. Все эти люди наделены индивидуальными, порой оригинальными чертами. Таков, например, Буагильбер - рыцарь, презирающий средневековую церковь и мораль и готовый ради любви к прекрасной еврейке Ревекке изменить христианству.
Очень колоритна и фигура самой Ревекки, страстно любящей Айвенго, мужественно и твёрдо отвергающей притязания Буагильбера.
Увлекательность фабулы и лёгкость изложения стяжали Вальтеру Скотту, репутацию популярного детского автора. И действительно, молодёжь охотно читает романы Вальтера Скотта, знакомясь по ним с бытом и нравами прошлого.
Существенными пробелами изданий романа "Айвенго" надо считать отсутствие какого-либо введения или предисловия, рассказывающего юным читателям о Вальтере Скотте и его творчестве. Конечно, это нелёгкое дело - раскрыть перед неподготовленным читателем сущность произведений Вальтера Скотта, но это всё же нужно делать. Кратких примечаний явно недостаточно, для того чтобы читатель мог разобраться в сложности борьбы саксов и норманнов, борьбы, о которой в школьных учебниках не так много материала.