Фото: staryy.ru
Правдивость писателя
Белинский, Добролюбов, Чернышевский показывали самое ценное в произведениях литературы, самое правильное в ней, показывали, как Пушкин, Гоголь, Аксаков, Островский передавали действительность.
Слава художественных произведений С. Аксакова, начавшаяся в 1834 году признанием его таланта Александром Пушкиным, думается никогда не кончится.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (ст. стиля) 1791 г. в городе Уфе, а умер 30 апреля 1859 года.
Литературой Аксаков начал заниматься очень рано. Ребёнком любил слушать чтение матери, увлекался Хемницером, Сумароковым, помнил наизусть многие книги, которые сейчас трудно найти даже в библиотеке самого удачливого собирателя.
Он начал писать в журнале "Аркадские частушки". А мы его знаем как современника Гоголя и Тургенева.
Аксаков был талантлив, много читал, он учился в Казанском университете, где были хорошие преподаватели, но молодость свою он "потерял" на хорошее чтение плохих стихов.
Он увлекался Державиным, который был уже тогда глубоким стариком, и если для самого Державина в то время было ясно, что Пушкин сменил его (он самому Аксакову говорил о том, что Пушкин - это второй Державин), то для С. Т. Аксакова Державин был единственным поэтом эпохи.
Он переделывал трагедии Софокла, писал для театра, читал мастерски стихи, опьяняя себя звуками, не стремясь войти в смысл фразы.
Так жил С. Аксаков окололитературным человеком.
В 1832 г. познакомился он с Гоголем.
В 1834 г в альманахе "Денница", изданном Максимовичем, С. Т. Аксаков поместил небольшой, неподписанный им, отрывок "Буран".
Отрывок этот был настолько замечательным, что куски его использованы Пушкиным в описании бурана во второй главе "Капитанской дочки".
Пушкин хотел сослаться на альманах, составил набросок предисловия. Но так как "Капитанская дочка" вся написана от лица Гринёва, то сослаться в ней на альманах 1834 г.
было невозможно.
Таким образом только после сорока двух лет стал Аксаков человеком, умеющим по-новому видеть действительность.
"Буран" читателям понравился.
Был у Аксакова враг - Николай Полевой. Полевого сам Аксаков преследовал и как писатель и как цензор. Полевому "Буран" очень понравился.
С. Т. Аксаков радовался, что он надул своих врагов, что вот Полевой хвалит цензора и славянофила.
На самом деле история вела Аксакова туда, куда хотела, и работал он уже не на себя.
В 1840-ом году Аксаков начал писать свою "Семейную хронику", которую закончил в 1846 г.
Затем через год появились "Записки об ужении рыбы", через 5 лет "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" и ещё через 3 года "Рассказы и воспоминания охотника".
Все эти вещи имели большой успех.
"В Ваших птицах больше жизни, чем в моих людях", говорил С. Т. Аксакову Гоголь.
Были попытки сделать из Аксакова знамя консерваторов.
Говорили, что Аксаков показал, что старая жизнь в России, и в частности, крепостное право, не были ужасны. Добролюбов боролся с этими попытками. Он напечатал статью "Деревенская жизнь помещика в старые годы", в которой доказал, что, каковы бы ни были намерения С. Аксакова, он дал реалистическую картину прошлого.
Аксаков показал помещика не как дурного человека, а как человека страшного по власти, которую он имеет.
"Степан Михайлович вовсе не был дурным исключением из своих собратий; напротив, если он и отличался от других, подобных ему помещиков, то именно отличался своими хорошими качествами"...
..."Но при всём этом - посмотрите, что сделало из этой твёрдой, доброй и благородной натуры то положение, в каком он находился. Его понятия о чести, добре и правде перепутаны, его стремления мелки, круг зрения узок, страсти никогда не сдерживаются рассудком, внутренняя сила, не находя себе правильного, естественного исхода, разражается только домашнею грозою. Мы не говорим уже об этих диких вспышках, когда Степан Михайлович стаскивал волосник с своей старухи-жены и таскал её за косы, если только она осмеливалась попросить за свою дочь, на которую старик рассердился; в этих вспышках ясно выражается произвол, к которому всегда приводило человека полное, безответственное обладание людьми, безгласными против его воли".
Раскрывая читателю смысл произведений Аксакова, Добролюбов приводит характеристику, данную Аксаковым в "Семейной хронике" Куролесову: "Избалованный страхом и покорностью всех его окружающих людей, он скоро забылся и перестал знать меру своему бешеному своеволию".
Под этот уровень подходили все помещичьи натуры за весьма немногими исключениями.
Добролюбов настаивал на том, чтобы Аксакова издавали без сокращения. Действительно, Аксаков очень скоро попал в хрестоматии и при хрестоматийном сокращении его довольно легко превращали в добродушного рассказчика о старине.
Высоко ценил Аксакова и Тургенев, который написал о нём две рецензии.
Чрезвычайно интересно, как определяет Тургенев искусство описания у Аксакова и кому он его противопоставляет.
"...бывают тонко-развитые, нервические, раздражительно-поэтические личности, которые обладают каким-
то особенным воззрением на природу, особенным чутьём её красот; они подмечают многие оттенки, многие,
часто почти неуловимые, частности, и им удаётся выразить их иногда чрезвычайно счастливо, метко и грациозно; правда, большие линии картины от них либо ускользают, либо они не имеют довольно силы, чтобы схватить и удержать их. Про них можно сказать, что им более всего доступен запах красоты, и слова их душисты. Частности у них выигрывают насчёт общего впечатления.
К подобным личностям не принадлежит г. Аксаков, и я очень этому рад. Он и тут не хитрит, он не подмечает ничего необыкновенного, ничего такого, до чего добираются "немногие"; но то, что он видит, видит он ясно, и твердой рукой, сильной кистью пишет стройную и широкую картину".
Описания Аксакова, как говорит Тургенев, "близки к делу" и правдивы.