I. Значение Пушкина как великого русского поэта - создателя национальной литературы и общелитературного языка.
II. Детские годы Пушкина в Москве на Немецкой (Бауманской) улице, где он родился 26 мая (6 июня) 1799 г. Встреча годовалого Пушкина с
Павлом I (о чём Пушкин упоминал в своём письме к жене от 22 апреля 1834 г.).
Неловкость, вялость и молчаливость Пушкина до семилетнего возраста. Перелом в характере. Роль в детстве Пушкина матери, не любившей и часто наказывавшей его (ласку матери Пушкин узнал только во время её предсмертной болезни, а это было менее, чем за год до смерти поэта). Роль в жизни Пушкина бабушки М. А. Ганнибал, а затем няни Арины Родионовны. Влияние живой русской речи бабушки и няни на развитие Пушкина как поэта.
III. Писатели, посещавшие дом Пушкиных (Карамзин, Жуковский, Дмитриев, Вяземский, В. Л. Пушкин). Интерес Пушкина к литературе уже в детские годы. Любовь Пушкина к чтению в долицейские годы, когда он для удовлетворения своей любознательности пользовался французской библиотекой отца.
Французский язык - родной язык Пушкина в детстве. Ранние, несохранившиеся французские стихотворения Пушкина: поэма "Толиада", осмеянная его гувернером-французом; эпиграммы на гувернёра; комедия "Похититель", разыгранная Пушкиным перед своею сестрою. Собственная эпиграмма Пушкина на свою пьесу.
IV. Поступление в Царскосельский лицей. Общий характер жизни и учения в лицее. Превосходное знание Пушкиным классиков французской литературы. "Француз" - прозвище, данное Пушкину в лицее.
Ближайшие друзья Пушкина по лицею - Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин (двое последних - будущие участники восстания декабристов).
Общение Пушкина с историком Карамзиным, проводившим летнее время в Царском Селе, с либеральными офицерами гусарского полка, стоявшего в Царском Селе (выезды из Царского Села не были дозволены воспитанникам лицея, и они о Петербурге мечтали, как о чём-то недоступном для них).
Посещения крепостного (драматического и оперного) театра гр. В. Толстого в Царском Селе, оставившие некоторый след в лицейской поэзии Пушкина.
Преподаватели лицея: Куницын, Кайданов, Кошанский, Галич. Влияние либерализма первого; поощрение к поэзии со стороны последнего. Необычайная память Пушкина, особенно на стихи.
Отзывы преподавателей и воспитателей о способностях и характере Пушкина.
Не дошедшие до нас лицейские произведения Пушкина: роман, комедия, комедия в стихах, восточная сказка.
Лицейские журналы и сборники стихотворений воспитанников лицея (Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева, Илличевского). Место Пушкина-поэта среди товарищей. Стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", прочитанное на переходном экзамене в старшее отделение лицея. Восторг присутствовавшего на экзамене престарелого Державина, крупнейшего поэта предшествовавшего периода.
V. Выступления Пушкина в печати.
Успех у литераторов, обновителей содержания и языка литературы (Карамзин, Жуковский, Вяземский и др.), противопоставлявших себя сторонникам устарелых литературных традиций и языка, "друзьям непросвещенья" (слова Пушкина). Объединение первых в шуточное общество "Арзамас", в члены которого Пушкин был избран, ещё будучи в лицее, под прозвищем (это полагалось по уставу общества) "Сверчок" (как подававший свой голос издали - из Царского Села). Влияние Державина и особенно Жуковского, Батюшкова и французских поэтов Х?III века (Вольтер и др.) на лицейскую лирику Пушкина.
Воспевание лёгких радостей жизни и черты сентиментализма и грусти в лицейской лирике Пушкина (из отдельных её мотивов можно отметить: воспоминания детства, радости и страдания первых любовных увлечений).
VI. Общественно-политическая оппозиционность Пушкина. Влияние соответственно настроенных литературных деятелей и известного декабриста Чаадаева. Воздействие на Пушкина революционных брожений за границей. Начало работы над поэмой-сказкой "Руслан и Людмила", оконченной уже после лицея в Петербурге. Быстрый рост Пушкина как поэта: от подражательности к самостоятельности, от условностей в изображении к верному воспроизведению своих переживаний и окружающей действительности. Принципиальное отличие стиля Пушкина от стиля Жуковского.
Элементы пародии на Жуковского в "Руслане и Людмиле".
Расставание с лицеем и стихи Пушкина о лицейских товарищах ("Разлука", "В альбом Пущину", "К товарищам перед выпуском").
VII. Жизненный и творческий путь Пушкина по окончании лицея (летом 1817 г.).
Трехлетие свободы в жизни Пушкина. В Петербурге. Сближение с либеральными и революционными кругами. Политические стихотворения Пушкина ближайших послелицейских лет, выражающие его ненависть к самодержавию, протест против крепостного состояния крестьян, надежду на скорое изменение общественного строя в России. Высмеивание
Александра I и его ближайшего помощника Аракчеева. Политические стихотворения Пушкина и его (а также приписывавшиеся ему) политические эпиграммы. Высылка Пушкина из Петербурга в Екатеринослав как "прощение" царём Пушкина вследствие ходатайства влиятельных при дворе его
друзей-писателей - Карамзина, Жуковского (Пушкину грозила ссылка в Соловки или в Сибирь). Поездка Пушкина с Раевскими на Кавказ и затем в Крым.
Эпилог к "Руслану и Людмиле", отражающий кавказские впечатления. Переезд Пушкина в Кишинёв. Поездки в Каменку Киевской губернии, место встреч членов южного тайного политического общества - будущих декабристов. Поездка по Бессарабии. В Одессе под начальством Воронцова. Отклики Пушкина на революционное движение на Западе, на греческое восстание. Обостренные отношения с Воронцовым.
Попытка бегства за границу.
Увольнение Пушкина со службы "за дурное поведение" и за его письмо (перехваченное) с сочувственными строками об атеизме. Высылка Пушкина в конце лета 1824 г. под надзор в родовое имение Михайловское Псковской губ. (вторая ссылка).
VIII. Поэмы "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", написанные Пушкиным в период южной ссылки; начало "Евгения Онегина" и "Цыган". Преодоление романтизма, движение к реализму.
IX. В Михайловском. Тяжесть поднадзорности. Новая попытка бегства из России. Приезд Пущина. Отношение Пушкина к восстанию декабристов. Намерение поэта накануне восстания конспиративно уехать в Петербург. Ожидание ареста после восстания. Няня Арина Родионовна, её сказки и песни. Собирание народных песен и самостоятельное творчество в духе народной поэзии. Интерес к русской истории, к народным движениям. Изучение Шекспира. Продолжение "Евгения Онегина".
Окончание "Цыган". Драма "Борис Годунов".
X. Вызов Пушкина в начале сентября 1826 г. в Москву, непосредственно к Николаю I, - "свободно под надзором фельдъегеря, не в виде арестанта". Разговор Пушкина с Николаем I.
Мнимое освобождение. Намерение правительства использовать Пушкина в своих целях.
Восторженный приём Пушкина в московском обществе. Установление секретного надзора за Пушкиным. "Полтава".
Сватовство к Н. Гончаровой. Поездка Пушкина на Кавказ. Пушкин при действующей армии (поход в Арзрум). По возвращении в Москву снова предложение Н. Гончаровой. Пушкин - жених.
XI. Огромное творческое напряжение во время пребывания в Болдине осенью 1830 г. (окончание "Евгения Онегина", "маленькие трагедии", "Повести Белкина", "История села Горюхина" и др.).
Развитие и углубление реализма. Создание образцов художественной прозы. Изображение новых социальных слоёв. Борьба за демократизацию литературного языка.
XII. В Петербурге. Занятия русской историей. Осознание им закономерности общественного развития. Острый интерес к вопросу о взаимоотношениях помещика и крестьянина. Ожидание Пушкиным резких общественно-политических перемен. Поиски прогрессивных путей общественно-исторического развития - "История Пугачева", "Капитанская дочка".
XIII. Получение Пушкиным унизительного для него придворного чина камер-юнкера. Одиночество в придворном и вообще в светском кругу; упадок литературной популярности, поднадзорность; запрещение Пушкину обосноваться где-либо вне Петербурга, например, в своем имении. Нарастание у поэта политической оппозиционности.
Главные враги Пушкина: шеф жандармов Бенкендорф, министр Уваров.
Великосветская интрига против Пушкина. Сплетни о его жене. Анонимные письма к Пушкину. Намёки на отношение Николая I к жене Пушкина. История дуэли Пушкина с Дантесом. Смерть Пушкина от раны на дуэли.
XIV. Отношение к гибели Пушкина светского общества, с одной стороны, и интеллигенции и более широких кругов - с другой. Опасения со стороны правительства народного возмущения при похоронах Пушкина. Тайный увоз тела Пушкина и похороны на кладбище близ Михайловского. Стихотворение
Лермонтова "На смерть поэта".
XV. Значение Пушкина для литералурно-общественного развития России.
Пушкин и наша современность. Значение Пушкина для воспитания молодёжи.
Всенародное значение творчества Пушкина: богатство и красота его языка, широта охвата и глубина проникновения в воссоздаваемых им картинах русской жизни его эпохи.
Великий сын великого русского народа, гениальный мастер художественного слова, друг декабристов, борец за правду и разум.
Пушкин вошёл в нашу эпоху как современник.
Реализм, жизнерадостность, народность, проникновенная лирика, созвучная лучшим устремлениям человечества, - вот черты пушкинского творчества, делающие его таким близким и дорогим для нас. Он близок и дорог нам, как глашатай свободы в эпоху реакции, как борец за счастье человечества.