Прекрасный исторический роман С.Злобина "Салават Юлаев" посвящён национально-освободительной борьбе башкир против царского гнета.
Важнейшие события, наиболее полно освещённые автором, относятся к 1772-1774 гг., то есть ко времени пугачёвского восстания.
В удачно написанном прологе Злобин рассказывает о предшествующих событиях - о башкирском восстании, связанном с именем Кара-Сакала.
Первые же страницы этой книги увлекают читателя. Всё более своими, всё более близкими становятся люди, о которых пишет автор. Под его пером оживает история, и один за другим, из давно минувших времён, поднимаются и предстают перед нами герои того, столь богатого событиями, времени.
Сила Злобина в том, что с первых же глав его книги читателю делаются далеко не безразличными и Салават, и Кинзя, и другие герои романа, в том, что читатель переживает и радость борьбы Салавата и горе его неудач и поражений.
Этого автор добился потому, что пользуясь знанием конкретных исторических фактов, он сумел правдиво воспроизвести образы исторических деятелей, изобразить их не монотонной - исключительно радужной или сплошной чёрной краской, а такими, какими они были в жизни.
Могучая воля к борьбе за независимость своего народа, против царского гнёта объединяет этих людей. Это то, что является общим и для Салавата, и для Юлая, и для многих других. Но за этим общим не стерлись грани индивидуальности. Прочитав роман Злобина, читатель не спутает (как это иногда бывает) Салавата с Айтуганом или Кинзей.
Образ великого бунтаря Салавата, преисполненного отваги и революционного героизма, врезывается в память так же, как герои романов Сенкевича - Володаевский, Скшебусский, Заглоба. Но образы ясновельможных панов, боровшихся за "велику Польшу - от моря до моря", учинявших зверскую расправу с восставшими казаками и крестьянами, не могли стать ни родными, ни близкими нашему читателю, хотя Сенкевич - большой мастер слова и сделал всё, что было в его силах, чтобы расположить читателя к своим героям.
Историческая правда, правда жизни, была не на стороне Сенкевича. Князь Ерема Вишневецкий, велевший посадить на кол казацкого посла - атамана Сухую Руку, - всегда будет восприниматься российским читателем как враг, какими бы благородными чертами ни наделял его Сенкевич.
И сколько бы ни старался он оправдать этот поступок князя тем, что посол, собственно, и не посол, так как он прислан сбродом, чернью, - эта и многие другие сцены вызывают не восхищение читателей, а их гнев. Герои, выведенные Сенкевичем, чужды и враждебны нам.
По силе мастерства, по богатству исторических фактов, по умению увлечь читателя Злобин приблизился к Сенкевичу. Разница между ними та, что герои Злобина не нуждаются в приукрашивании и оправданиях, как герои Сенкевича.
Правда жизни, правда, которой добились народы нашей страны и добиваются сотни миллионов тружеников всего мира, - эта правда на стороне Злобина.
Башкирский народ, поднявшийся на борьбу с угнетателями, показан Злобиным не сплошной одноимённой массой.
Автору удалось с большой жизненной правдивостью показать расслоение, происходившее в процессе борьбы на стоянках башкир-кочевников.
Отрицательный типаж башкирского лагеря представлен Рыса-баем и муллой Шайтан-Кудейского юрта - Сакья. И тут автор показал, как бывает иногда в жизни, что иное яблочко от яблони далеко падает: сын муллы - Кинзя - верный друг Салавата.
Кинзя принимает активное участие в восстании и идёт против отца, против продавшихся царскому правительству тарханов и баев.
Автор показал и влияние на восставших башкир вредной шовинистической проповеди Айтугана и Аллагувата, которые призывали к истреблению и грабежу всех "урусов" и тем дезорганизовывали объединённые действия восставших русских крестьян и угнетённых национальных меньшинств против царизма.
Но автор показал и то, как преодолевались эти тенденции, враждебные национально-освободительной борьбе.
Так же верно изображено Злобиным и отношение русских уральских рабочих к восставшим башкирам. Далеко не сразу поняли уральские рабочие (предшественники индустриального пролетариата), что восставшие башкиры могут быть их союзниками.
Автор рассказывает о том, как перед пугачёвским восстанием рабочие одного горного завода, под влиянием поповской агитации, отражали, во главе с мастером и приказчиками, нападение башкир, стремившихся вернуть себе силой и хитростью землю, отнятую у них русскими купцами и заводчиками.
Дальше автор показывает, как в процессе борьбы против общего врага укреплялась солидарность между угнетёнными людьми разных национальностей, как остатки великодержавных и поповских идей, вдалбливавшихся русским крестьянам с младенческих лет, выветривались в ходе борьбы, но всё же проявлялись подчас и тогда, когда русские и башкирские революционеры рука об руку шли на смерть за общее дело.
Так, например, после занятия Сюмского завода одним из башкирских отрядов пугачёвской армии литейщик Голубев - вожак организовавшейся рабочей дружины - заявляет Салавату о полном согласии дружины выступать вместе с башкирами против дворян, купцов и заводчиков.
Но когда Голубев узнаёт, что соседний - Катаевский - завод занят также башкирским отрядом, во главе которого стоял Юлай, то у него вырывается реплика: "Тоже, значит, из ваших... а что же у государя русские-то есть начальники?"
И когда на Сюмский завод прибыли пугачёвские, отряды во главе с Белобородовым, заводские говорили: "Вот теперь и поверить можно, что вы правда от государя, когда русские пришли. Тут уже без фальши!"
В книге Злобина собран интересный фольклорный материал. Прекрасна сказка об утопающем мулле и притча о щуке и медведе. Особенно хороши песни Салавата.
Однако, несмотря на ценность фольклорного материала, преподнесённого автором, чувствуется, что с бытом башкир XVIII столетия Злобин знаком гораздо слабее, чем с историческими событиями того времени.
Основной недостаток книги заключается в том, что слишком вскользь и грубоватыми штрихами очерчена фигура самого Пугачёва.
В целом книга производит глубокое и сильное впечатление, которое сохраняется надолго. Такие книги нужны для пополнения исторического образования нашей молодежи, для познания прошлого народов нашей великой родины.
На исторической правде воспитывается ненависть к эксплуататорам и любовь к героям, беззаветно отдававшим, подобно Салавату, свою жизнь за благо народа.