Фото: staryy.ru
В литературном наследстве Эдуарда Багрицкого есть поэма «Дума про Опанаса».
«Дума про Опанаса» (1926) - одно из лучших произведений о гражданской войне, в поэме Багрицкого мы имеем острую, занимательную фабулу. Читатели горячо воспримут грустную и трагическую историю Опанаса, который, мечтая в разгар гражданской войны о мирном труде, бежал из продотряда комиссара Когана, против воли стал махновцем, а потом убийцей Когана.
Действенные эпизоды, лирический комментарий поэта, описания, предельно скупые и предельно яркие, донесут идею произведения до сознания читателей во всей полноте.
Мастер описания Багрицкий, чутко отбирая поэтическое слово, делает изображаемые предметы видимыми, слышимыми и осязаемыми, как и в великолепных описаниях вещей и природы в его «Трактире», «Тиле Уленшпигеле», «Трясине». И описания природы, и описания вещей у него всегда лиричны, всегда романтически приподняты.
Поэт никогда не прячется за описание; наоборот, он стремится к тому, чтобы в описании сквозило его, поэта, отношение к вещи, его любовь или ненависть, его восхищение или ирония.
Эмоциональная сила стихов Багрицкого поэтому весьма велика особенно в тех произведениях, где героями выступают не люди-странники, а люди-борцы. Эта конкретность и эмоциональность, отличающие поэзию Багрицкого, делают её доступной для юного читателя.
В «Думе про Опанаса» лирический комментарий автора играет особенно большую роль. Он выражается и в подчёркивании тех или иных черт в описаниях (о Когане: «растеклось на белом теле солнце молодое»), и в лирических обращениях к герою, и в прямых высказываниях:
Опанасе, наша доля
Туманом повита...
Украина. Мать родная.
Молодое жито.
Шли мы раньше в запорожцы,
А теперь - в бандиты.
...Украина, мать родная,
Песня - Украина! ..
Весь эпилог, заканчивающийся четверостишием:
Так пускай и я погибну
У Попова лога
Той же славною кончиной,
Как Иосиф Коган... -
является таким же лирическим комментарием к поэме, как и отдельные восклицания и обращения, и поможет юному читателю глубже, взволнованней воспринять «Думу».
Общеизвестно, что школьники недолюбливают даже очень хорошие описания, решительно предпочитая им диалог или изображение действия. Но описания «Думы про Опанаса» настолько динамичны, что они не только не вызовут ослабления внимания, но усилят его напряжённость.
Превосходному описанию боя -
Ну, и взялися ладони
За сабли кривые.
На дыбы взлетают кони,
Как вихри степные.
Кони стелются в разбеге
С дорогою вровень -
На чумацкие телеги,
На морды воловьи. -
предшествует описание предгрозья, напоминающего образы «Слова о полку Игореве»:
Прыщут стрелами зарницы,
Мгла ползёт в ухабы,
Брешут рыжие лисицы
На чумацкий табор.
За широким ревом бычьим -
Смутно изголовье,
Див сулит полночным кличем
Гибель Приднепровью...
Очень ярко дано описание тесноты городского здания, куда привели на допрос Опанаса, - описание, отражающее горькую тоску человека по широким ковыльным степям:
Ой, чумацкие просторы -
Горькая потеря...
Коридоры в коридоры,
В коридорах - двери.
И по коридорной пыли,
По глухому дому
Опанаса проводили
На допрос к штабному.
Эмоциональная сила описаний определяется не только изобразительными средствами, но и ритмикой.
Воспитательное значение «Думы» велико. И дело конечно не только в ценности её основной идеи, не только в образах Когана (Коган как раз спорный образ) и Котовского, одного из самых популярных героев гражданской войны, но и в общем революционно-романтическом характере поэмы.