Островский Александр Николаевич
Родился в 1823 году. Умер в 1886 г.
Свои люди - сочтёмся. Комедия в 4 действиях.
Из жизни московского купечества 40-х годов.
Перед детьми пройдут живые и яркие картины "тёмного царства" плутней, самодурства, хищничества.
Старик-самодур Большов и его приказчик, ловкий пройдоха Подхалюзин, - представители купечества эпохи первоначального накопления капитала заключают между собой грязную сделку.
Вокруг этой сделки развёртываются сцены, вскрывающие нравственное разложение купеческой семьи.
Ярко и выпукло показано бессердечие дочери Большова глупенькой и пошлой Липочки, нахватавшейся зачатков образования, жалкое положение тупой и безвольной жены Большова.
В образе Рисположенского выявлено взяточничество и жульничество мелких чиновников.
В комедии имеется колоритная фигура бойкой свахи.
Каждый из персонажей, так же как и в других пьесах Островского, говорит своеобразным, характерным для него языком все отношения которой строятся лишь на материальных интересах.
Написана в 1851 г., но разрешена к постановке в 1861 г.
Бедность не порок. Комедия в 3 действиях.
Картины патриархального быта богатой провинциальной купеческой семьи середины XIX века.
В образе Любима Торцова, Островский хотел показать положительные стороны старого купечества: Любим хотя и беспутен, но он человеколюбив, прост, честен.
Любиму противопоставлен его старший брат Гордей - самодур-кулак, попавший под влияние богатого московского фабриканта Коршунова, властолюбивого и жестокого старика.
Любиму, некогда разорённому Коршуновым, удаётся в конце концов убедить брата порвать с Коршуновым.
Автор высмеивает налёт внешней цивилизации у Гордея Торцова, проявляющийся в немилосердном коверкании непонятных ему слов и презрительном отношении к окружающим.
Идеализируя патриархальный быт, Островский всё же вскрывает дикий произвол отца и мужа в купеческой семье.
Перед читателями пройдёт ряд колоритных и своеобразных фигур: самоучка-приказчик Митя, старающийся вводить в свою речь книжные слова, добродушная, безумно боящаяся мужа жена Торцова, его покорная дочь и другие.
Увидят читатели картины старинных русских игр и забав с песнями и плясками.
Впервые поставлена в 1854 г.
Доходное место. Комедия в 4 действиях.
В этой комедии Островский обличает беззастенчивое взяточничество чиновников предреформенного периода.
Перед читателями пройдёт история образованного и честного чиновника Жадова, порвавшего со своим дядей, крупным бюрократом-взяточником.
Под влиянием любимой им глупенькой жены, Жадов соглашается искать у дяди "доходного" места.
Безвольному Жадову противопоставлены колоритные фигуры старика-чиновника, выслужившегося из мальчиков, Юсова и его выученика безграмотного Белогубова.
Юсов - воплощение убеждённого взяточника, у него имеется даже своеобразная этика взяточничества.
Добродушный Белогубов, захлёбывающийся от восторга и трепета перед начальством, следует примеру своего учителя.
В комедии имеются типичные фигуры мелкой чиновницы Крутиковой и её дочек, ярко зарисован быт мелкого чиновничества.
Впервые напечатана в 1857 г.
Гроза. Драма в 5 действиях.
Картины жизни провинциального купечества эпохи первоначального накопления капитала.
Перед читателями пройдёт "тёмное царство", в котором безраздельно властвуют дикость, невежество, мыслебоязнь.
В живых и ярких образах предстанут перед детьми фигуры представителей старого купечества: невежественная самодурка Кабаниха, хищник и плут Дикой.
За внешней благообразностью и верностью народным традициям, Островский вскрывает звериную жестокость и дикий произвол в семейном быту купечества.
"Жестокие нравы, сударь, у нас в городе", говорит талантливый самоучка Кулигин.
В этой затхлой обстановке задыхается молодая жена сына Кабанихи. Островский рисует высоко поэтический образ Катерины - натуры страстной, впечатлительной и правдивой, гибнущей в атмосфере лицемерия, ханжества и произвола.
Напевно-романтическая речь характерна для Катерины.
Драме свойственна лирическая окраска.
Впервые напечатана в 1860 г.
На всякого мудреца довольно простоты. Комедия в 5 действиях.
Из жизни московского дворянско-бюрократического общества после реформы 1861 г.
Фигуры представителей этого общества - скорбящего о потере крепостных Мамаева, тупого консерватора Крутицкого, либерального болтуна Городулина - несколько шаржированы.
В центре пьесы - умный карьерист Глумов, втирающийся в доверие к этим людям и ловко лавирующий между ними. Циник Глумов прекрасно понимает их и издевается над ними. Простая случайность прерывает его налаженную карьеру.
Читатели от души посмеются над глупейшими нравоучениями Мамаева, над "трактатом" Крутицкого "о вреде реформ вообще", над грубой самодуркой-ханжой барыней из купчих, окружённой приживалками, гадалками, "странными" людьми, над изречениями прорицательницы Манефы.
Впервые напечатана в 1868 г.
Горячее сердце. Комедия в 5 действиях.
Сцены из жизни и быта глухого провинциального города.
В ярких типических образах даёт Островский людей, руководящих этой безобразной, жестокой и тупой жизнью.
Перед читателями пройдут спившийся и полусумасшедший городской голова купец Курослепов, невежественный богач-самодур подрядчик Хлынов, взяточник и беззаконник городничий Градобоев.
В полных юмора зарисовках увидят читатели дикие и нелепые затеи Хлынова, не знавшего, куда девать своё богатство.
На фоне произвола и разнузданности показано "горячее сердце" нежной и любящей Параши, дочери Курослепова, и её взаимоотношения с приказчиком-мечтателем Гаврилой.
Впервые напечатана в 1869 г.
Бешеные деньги. Комедия в 5 действиях.
Картины из жизни московского пореформенного дворянства.
В комедии показано, как легко проживали промотавшиеся бары не им принадлежавшие "бешеные" деньги.
Перед читателями пройдут красочные фигуры представителей барства: "неслужащий" дворянин, прожигатель жизни Телятев, светские дамы, жена и дочь разорившегося казнокрада Чебоксарова, полоумный развратник старик-аристократ Кучумов.
В образе Лидии Чебоксаровой показана фигура смелой й циничной женщины, ловко приспосабливающейся к жизни.
Всем этим паразитам и тунеядцам противопоставлен человек "делового течения" - Васильков. Васильков - представитель промышленного капитала, делец высшего калибра. Это человек технически образованный, побывавший за границей.
Островский, явно сочувствуя Василькову, всё же не скрывает, что даже личные чувства подчинены у Василькова задаче приобретения и накопления.
В этой комедии читатели увидят картину, полную экономического и морального разложения дворянства после отмены крепостного права, узнают о проникновении в дворянскую среду представителей крупной буржуазии.
Впервые напечатана в 1870 г.
Лес. Комедия в 5 действиях.
Из жизни провинциальных поместных дворян пореформенной эпохи.
В пьесе отражена жуткая действительность дворянских берлог с их бескультурьем и попранием прав человеческой личности.
Властная и развратная лицемерка, владелица усадьбы Гурмыжская, ловко присваивает себе средства своих родных. Она изводит свою бедную, но независимую родственницу Аксюшу.
В центре комедии - обворованный племянник Гурмыжской, провинциальный трагик, бедняк Несчастливцев. Это вечный скиталец, мечтатель-идеалист с глубоким чувством собственного достоинства.
Попадая в усадьбу тётки, Несчастливцев не может ужиться в этой затхлой обстановке. Он уходит из этого "леса", в котором он и его товарищ комик Счастливцев "спугнули сов и филинов".
Читателей увлечёт образ благородного, отказывающегося от последних денег Несчастливцева.
Они увидят полное нравственное разложение дворянства и постепенный переход дворянского имущества в цепкие руки купцов.
Впервые напечатана в 1871 г.
Волки и овцы. Комедия в 5 действиях.
Из жизни поместного дворянства пореформенной эпохи.
Ярко и образно выступят перед читателями ловкие мошеннические проделки властной и умной старухи-ханжи помещицы Мурзавецкой и бывшего чиновника Чугунова.
Островский вскрывает наивность приёмов этих "волков" старого типа перед деятельностью умного столичного дельца-приобретателя Беркутова. Беркутов отбивает от них обираемую ими доходную "овцу" - богатую вдову Купавину.
В образе Глафиры дана своеобразная фигура умной хищницы, скрывающей под личиной покорности и набожности страсть к роскошной жизни.
Посмеются читатели над "чудом" с появлением у Мурзавецкой нужных ей для уплаты долгов денег, над её оболтусом племянником.
Впервые напечатана в 1875 г.