Тургенев Иван Сергеевич
Родился в 1818 году. Умер в 1883 году.
Записки охотника
Записки охотника - под этим заглавием объединён цикл рассказов, ведущихся от лица передового дворянина, который в своих охотничьих скитаниях сталкивается с разнообразными представителями поместно-крепостной среды.
Либерал-дворянин Тургенев стремится к уничтожению крепостного права, но в своих рассказах он не показывает крестьян-бунтарей; большинство его героев - дворовые, покорно и безропотно переносящие гнёт помещиков.
Рисуя рядовых помещиков, Тургенев выявляет их дикость, безудержный произвол и бесчеловечность крепостничества.
Автор уделяет мало внимания экономическому угнетению крестьян, его главным образом интересует унижение человеческого достоинства в крепостном.
Перед вами пройдёт галерея ярких образов, ряд мастерски зарисованных картин природы средней полосы России.
Рассказы написаны простым, изящным и колоритным языком, тонко передающим не только своеобразие речи героев, но и оттенки пейзажа.
Рассказы печатались с 1847 г. Впервые сборник вышел в 1852 г.
Хорь и Калиныч
Калиныч, бедняк с поэтической душой, идеалист и мечтатель, глубоко воспринимающий природу, не замечает, как его эксплуатирует грубый и мелочный помещик.
Калинычу противопоставлен положительный Хорь - хозяйственный, рассудительный мужик, занимающийся торговлей.
Попутно рассказано, как обманывали крестьян купцы (при продаже им кос и серпов) и фабриканты (при закупке у них тряпок для бумажных фабрик).
Ермолай и мельничиха
Трагедия мельничихи Арины, жизнь которой изуродовала капризная самодурка - барыня. Тургенев любовно зарисовывает образ мельничихи, безропотно переносящей свою судьбу.
Ермолай, охотник из дворовых, оторвавшийся от земли и ушедший от жены, проводит всю жизнь в скитаниях ио лесам и болютам. Он фигурирует почти во всех охотничьих рассказах Тургенева как спутник и слуга.
В рассказе попутно показана чета дворян Зверковых, внешне культурных, но по существу жестоких крепостников.
Малиновая вода
Даны образы двух стариков из бывших дворовых: безропотный и покорный, вечно голодный Стёпушка и бывший дворецкий Туман, который с благоговением вспоминает своего барина - развратника и насильника.
В рассказе показано полное разорение крестьян и дворовых.
Уездный лекарь
Воспоминание забитого жизнью уездного лекаря о романтической встрече с умирающей образованной девушкой - дочерью бедной помещицы.
Мой сосед Радимов
В рассказе показано, как под влиянием любви ушли из своей среды заурядный мелкий помещик и его свояченица, не имевшие права на брак по церковным законам.
Однодворец Овсяников
Колоритная фигура умного старика - представителя своеобразной социальной группы, находящейся между дворянами и крестьянами.
Овсяников рассказывает Тургеневу о насилиях и самодурствах помещиков конца VIII и начала XIX века и даёт меткие характеристики современных молодых и образованных, но ни к какой деятельности не способных помещиков.
Попутно Тургенев даёт образ племянника Овсяникова, бескорыстного ходатая по делам обездоленных крестьян.
Автор любовно описывает патриархальный быт Овсяникова.
Льгов
С глубокой симпатией зарисован образ забитого и обездоленного старика Сучка.
Сучок по произволу и капризу своих бар переменил ряд профессий - от повара и актёра до рыболова. Он безропотно переносит свою участь.
Сучку противопоставлен бывший камердинер Владимир, развязный и говорящий с потугами на образованность.
Бежин луг
На фоне лирически зарисованной летней ночи мягко и любовно даны образы деревенских ребят, стерегущих табун лошадей - умного и решительного Павлуши, нежного и мечтательного Кости, забитого и запуганного Илюши.
Из разговоров ребят видно, что они всецело во власти суеверий, которым автор придаёт поэтический характер, связывая их с природой и деревенским бытом.
В рассказе имеются упоминания о работе детей на бумажной фабрике, но не показан весь ужас детского труда.
Несмотря на это, советские дети почувствовали разницу между своим счастливым и радостным детством и детством крепостных детей, которые с ранних лет принуждены были работать, как взрослые.
Касьян с Красивой Мечи
Вопиющая нищета крестьян, переселённых по произволу помещика на выселки.
Своеобразная фигура старика из дворовых, живущего на выселках. Касьян, натура мягкая и поэтическая, нежно и проникновенно любит природу.
Он глубоко страдает при убийстве охотником птиц, любовно рассказывает о своём ремесле птицелова.
Бурмистр
Мастерски зарисованная фигура Софрона, кулака - мироеда, беспощадно эксплуатирующего своих бедняков - односельчан.
В рассказе показано невероятно тяжёлое положение крестьян, изнемогающих под двойным гнётом - барина и его бурмистра (управляющего имением).
В образе цивилизованного, с мягкими манерами Пеночкина, Тургенев вскрывает крепостническую сущность жестокого и жадного помещика.
Контора
Действие происходит в усадебной конторе богатой самодурки-помещицы.
Даны образы служащих конторы, показан их дикий произвол и беззастенчивое взяточничество.
В рассказе показано выступление крепостного фельдшера Павла, доведённого до исступления главным конторщиком, который разбивает жизнь Павла и любимой им девушки.
Бирюк
Образ нелюдима-лесника нз крепостных крестьян, строго исполняющего приказы барина об охране леса.
Тургенев показывает, как в этом угрюмом человеке просыпается чувство жалости к бедняку - крестьянину, ворующему лес.
Фигура Бирюка дана на фоне поэтического описания грозы в лесу.
Два помещика
Метко зарисованные фигуры стариков-крепостников.
Тупой и самодовольный отставной генерал Хвалынский - "жила", но плохой хозяин. Он подобострастен с высшими, груб и презрителен с низшими.
Хлебосол и балагур, но по существу прижимистый и жадный Стегунов разоряет своих крестьян. С "ясным и кротким взором" и "добрейшей улыбкой", прислушивается Стегунов, как производят телесное наказание дворового на конюшне.
Тургенев подчёркивает безропотность наказанного, считающего, что его наказали "поделом".
Лебедянь
Картина конной ярмарки. Ярко зарисованные фигуры продавцов лошадей и различные типы окрестных помещиков, съехавшихся на ярмарку, - от молодого богатого князя до приживальщика Хлопкова из обнищавших дворян.
Сцены продажи лошадей барышником и ловким плутом-помещиком.
Татьяна Борисовна и её племянник
Идиллия патриархального быта простой и душевной старушки, мелкопоместной помещицы.
Старушке противопоставлен её племянник, живущий у неё на хлебах, неудачливый художник, невежда и бездельник.
В рассказе дан ряд метко зарисованных второстепенных персонажей.
Смерть
Образные зарисовки смерти ряда людей - подрядчика, убитого деревом при рубке леса, восторженного чахоточного студента.
Попутно дан ряд кратко, но метко зарисованных образов различных представителей поместной среды и описание примитивной сельской больницы.
Певцы
Поэтическая сцена соревнования двух певцов в сельском трактире - рядчика-мещанина и фабричного из дворовых.
Авгор проникновенно воспроизводит своеобразие пения каждого из исполнителей. Он показывает, как отражалось пение на слушателях, деревенских любителях и ценителях.
На примере одарённого, но глубоко несчастного Яшки-турка читатели остро почувствуют, как гибли в крепостной России талантливые самородки из народа.
Пётр Петрович Каратаев
Образ спившегося мелкого помещика; рассказывающего автору историю своей любви к крепостной девушке.
Из рассказа Каратаева выясняется роль самодурки-соседки, разбившей его жизнь и жизнь любимой им девушки.
Свидание
Сцена прощального свидания глубоко любящей крестьянской девушки с фатоватым и глупым барским камердинером, уезжающим с барином в столицу.
Свидание дано на фоне осеннего дня и увядающего леса. Опоэтизированный образ девушки зарисован в мягких и нежных тонах.
Гамлет Щигровского уезда
В рассказе выведен ряд поместных провинциальных дворян - "великолепный трутень" князь Козельский, "Сахар Медович", толстый и мягкий Кирилл Селифанович.
На фоне этих глупых и самодовольно-пошлых людей выделяется фигура образованного и начитанного неудачника, бедного дворянина.
"Гамлет Щигровского уезда" - образ "лишнего человека", исковерканного воспитанием и условиями жизни крепостной эпохи.
Чертопханов и Недопюскин. Конец Чертопханова
В этих двух рассказах читатели увидят, как воспитание дворянских детей и условия крепостного строя коверкали людей.
Перед ними пройдёт ненужная, бесполезная жизнь мелкого помещика Чертопханова, по существу хорошего человека, способного на великодушные поступки.
Тургенев не скрывает отрицательных черт своего героя, но с большим сочувствием говорит о его "бедствиях".
Несколько смешная фигура Чертопханова к концу становится почти трагической.
Недопюскин - прихлебатель, человек мягкий, чувствительный, но бесконечно ленивый. Он преклоняется перед своим покровителем Чертопхановым, освободившим его от насмешек и издевательств богатых гуляк.
Живые мощи
В рассказе показан образ медленно умирающей дворовой девушки.
Тургенев поэтизирует покорность и всепрощение покинутой всеми Лукерьи.
Стучит...
Картина ночной поездки по глухой дороге.
Выпукло передано чувство грозящей опасности, вызванное стуком нагоняющей телеги, и философски - спокойное отношение возницы-крестьянина к возможной смерти.
Лес и степь
Поэтические зарисовки природы средней полосы России.
Тонко и с большой любовью показано разнообразие красок пейзажа - их изменение в разные времена года.
Постоялый двор
Повесть из поместно - крепостной жизни.
Появление ловкого, плутоватого мещанина разрушает устоявшийся быт зажиточного крестьянина.
Наряду с основной линией сюжета - трагической судьбой крепостного владельца постоялого двора - в повести сжато, но выпукло показан быт средней помещичьей усадьбы и дан образ помещицы.
Лизавета Прохоровна, женщина не жестокая, но глупая и жадная, из корыстных побуждений разрушает жизнь Акима.
В повести ряд образов дворовых - пронырливой и лукавой старшей горничной, несчастной жены Акима
и других.
В этом произведении дети познакомятся с жутким экономическим бесправием крепостных, имуществом которых распоряжался помещик по своему усмотрению.
Написана в 1852 г. Впервые напечатана в 1855 г.
Муму
Повесть из жизни дворовых.
Перед вами пройдёт история глухонемого дворника, лишившегося из-за каприза вздорной барыни своего единственного друга - собаки Муму.
В высокохудожественных образах познакомятся дети с жутким бесправием крепостных, судьба которых
всецело зависела от смены настроений их владельцев.
В ярких зариоовках увидят читатели быт богатой московской дворянской усадьбы.
Написана в 1852 г. Впервые напечатана в 1854 г.
Рудин
Роман в 12 главах с эпилогом.
В этом романе дети познакомятся с жизнью и интересами дворянской интеллигенции 40-х годов, с её отношениями к моральным и философским вопросам современности.
В центре романа - представитель передового дворянства, человек образованный, восторженный, но с неясными идеалами.
Рудин, порождённый условиями крепостного строя, не способен ни к какой творческой деятельности. Он неоднократно пытается приложить свои познания в разных областях - от сельского хозяйства до преподавания в школе, но все его попытки оказываются] неудачными из-за непонимания реальной обстановки и отсутствия настойчивости и терпения.
Рудин, человек увлекающийся и бескорыстный, захватывает своими настроениями молодёжь, но не умеет удержать своего влияния на неё.
Тургенев выпукло и ярко вскрывает беспочвенность и обречённость дворянской интеллигенции в условиях нарождающегося буржуазного общества, давая в Рудине обобщённый тип "лишнего человека" из умирающего класса.
Рудин показан на фоне усадебного быта в своих взаимоотношениях с представителями владельцев усадеб и окружающими их лицами (учитель, приживальщики и др.).
Читатели познакомятся с противопоставленным Рудину хозяйственным помещиком Лежневым, с мечтательной, начитанной дочерью светской дамы и богатой помещицы Ласунской, с озлобленным неудачником Пигасовым.
Каждый из персонажей романа говорит языком, который подчеркивает особенности его характера. Так, блестящая и яркая речь Рудина несколько туманна, Пигасов говорит желчно, а старуха Ласунская манерно.
Напечатан впервые в 1856 г.
Ася
Повесть в форме воспоминаний одинокого интеллигентного дворянина о своём кратком, незавершённом романе с очаровательной и своеобразной девушкой Асей.
Безвольный, вечно колеблющийся герой противопоставлен молоденькой, страстной девушке, дочери богатого помещика.
Взаимоотношения героев развиваются на романтическом фоне старинного германского городка близ Рейна.
Читателей увлечёт сюжет повести, её поэтический колорит, яркая и порывистая натура Аси, блестящие картины незнакомой им природы. Познакомятся они с некоторыми сторонами быта немецкого студенчества и бюргерства середины XIX века.
Впервые напечатана в 1858 г.
Дворянское гнездо
На фоне идиллии культурного дворянского быта в романе показана полная обречённость лучших представителей умирающего класса.
В образе Лаврецкого автор вскрывает зависимость психики образованного дворянина от привитых ему патриархально - поместным воспитанием правил и понятий.
Лаврецкий сознаёт своё бессилие и безволие, он понимает ненужность людей своего типа, "байбаков", в новом буржуазном обществе.
В поэтическом образе Лизы дана цельная и страстная девушка, гибнущая от воздействия на неё религиозных предрассудков.
В мягких зарисовках дан усадебный пейзаж, который соответствует настроениям и переживаниям героев.
За поэтизацией патриархально-дворянского быта чувствуется разложение и умирание "дворянских гнёзд".
Вы познакомитесь с паразитическим существованием дворянства, с характером воспитания в дворянской среде.
Впервые напечатан в 1859 г.
Накануне
Роман из жизни интеллигентного московского дворянства на рубеже 60 годов.
В образе болгарина-разночинца Тургенев показывает фигуру общественного борца. Вся жизнь Инсарова сосредоточена на борьбе за национальное освобождение своей родины.
Замкнутому, волевому и целеустремлённому Инсарову противопоставлены мягкотелые и многоречивые дворяне: добросовестно умеренный ученый Берсенев и художник-эпикуреец Шубин.
Глубокой и жертвенной натуре Елены Стаховой с детства свойственна "жажда деятельного добра". Это образ новой для своего времени девушки - дворянки, которой абсолютно чуждо паразитическое прозябание дворянства.
Она порывает со своей средой, уходя за любимым человеком на жизнь, полную борьбы.
В романе ряд тонко зарисованных второстепенных персонажей - добродушная и хлебосольная московская барыня Стахова, либеральствующий чиновник - делец Курнатовский, вечно сонный, иногда глубокомысленный Увар Иванович и другие.
Многочисленные картины природы в романе служат фоном для переживаний героев и соответствуют их настроениям.
Читатели увлекутся интересным сюжетом, образами Елены и Инсарова. Они познакомятся с бытом московской богатой дворянской семьи, с прекрасными картинами природы Венеции.
Впервые напечатан в 1860 г.
Отцы и дети
В романе отражен один из самых ярких и интересных моментов истории России XIX века - появление на общественной арене новых людей, представителей революционно-демократической интеллигенции.
Тургенев не столько противопоставляет людей двух поколений - "отцов" и "детей", сколько изображает конфликт между культурным дворянством и разночинной интеллигенцией.
В романе широко охвачена жизнь усадебного дворянства.
Лучших представителей этого дворянства автор выводит в братьях Кирсановых.
Павел Петрович, мечатель и романтик, живёт идеями и чувствами прошлого, охраняет традиции аристократизма в дворянстве.
Николай Петрович, человек культурный и передовой, по своим настроениям, отличается крайней беспомощностью и неустойчивостью своих взглядов и стремле&нйй. Новой жизни и её требований он, как и его брат, не в состоянии осознать, хотя и пытается по мере сил идти в ногу со временем.
Сын его Аркадий рассматривает себя как нового человека, на самом же деле он ближе к "отцам", чем к представителям разночинцев-демократов.
Характерен образ Анны Сергеевны Одинцовой. Умная, образованная, богатая помещица, она остаётся праздно-мечтающей и холодно-любопытной наблюдательницей окружающей жизни.
Всем этим людям Тургенев противопоставляет разночинца Базарова, сына штабного лекаря, человека сильной воля и действия, высмеивающего либеральных бар с их тонкими романтическими настроениями и отвлечёнными гуманными взглядами.
Нигилист Базаров подвергает резкой критике все установления и весь быт своего времени, кончая крестьянской общиной.
Однако отношение Тургенева к своему герою - двойственно и противоречиво. Он привлекает его многими своими положительными чертами, противоположными "лишним людям" из дворянства.
Но понять полностью новых людей Тургенев не мог, и потому его Базаров в целом является искажением и даже пасквилем на подлинных демократов -шестидесятников.
В романе есть ряд красочных описаний природы. Часто пейзаж утверждает воззрение на природу самого Тургенева, противопоставленное воззрениям Базарова.
Описание вещей домашнего обихода, одежды служат Тургеневу средством подчеркнуть характерные особенности отдельных персонажей. Каждое лицо в романе говорит своим языком.
Впервые напечатан в 1862 г.
Наши послали
Эпически спокойно вспоминает Тургенев о рабочей революции в Париже в июне 1848 г.
Читатели познакомятся с героическим образом старика - рабочего. Старик прошёл линию правительственных войск, чтобы сообщить немецкому поэту Гервегу о том, что его ребенок находится вне опасности.
Тургенев, далеко не сторонник рабочей революции, признаёт величие поступка старика и рабочих-революционеров, пославших его к Гервегу.
Впервые напечатано в 1874 г.
Пунин и Бабурин
Повесть написана в форме отрывков из воспоминаний интеллигента - дворянина о ряде своих встреч с двумя неразлучными приятелями - разночинцами.
В образе бедняка Бабурина дана фигура протестанта против насилии помещиков и купцов над своими крепостными и подчинёнными.
Он вечный скиталец, так как за защиту угнетённых его не держат ни на одной службе.
Мягкий, старозаветный, поэтически настроенный Пунин преклоняется перед "республиканцем" Бабуриным, на заработок которого он живёт.
Рассказчик прослеживает жизнь Бабурина с момента своего знакомства с ним в 30-х годах.
Он сообщает об участии Бабурина в революционном кружке и процессе 1849 г. - петрашевцев, о его культурной работе в сибирской ссылке и примирении с русским правительством после манифеста 1861 г.
Ряд эпизодических фигур в повести - от бабушки рассказчика, властной самодурки - помещицы, до своеобразной и вольнолюбивой Музы Павловны - ярче оттеняют фигуру Бабурина.
Юных читателей заинтересуют образы Бабурина и Музы Павловны. Они узнают о тяжёлой борьбе за существование интеллигентного разночинца при крепостном строе.
Впервые напечатан в 1874 г.