Родился в 1809 г. Умер в 1852 г.
Следующая статья - обзор произведений русской классики.
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ
Цикл ранних произведений Гоголя: "Сорочинcкая ярмарка", "Вечера накануне Ивана Купала", "Майская ночь", "Пропавшая грамота", "Ночь перед рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка", "Заколдованное место".
В поисках яркой, красочной жизни и сильных страстей Гоголь в большинстве из этих рассказов уходит в далёкое прошлое украинского народа, художественно обрабатывая народные поверья. Он даёт романтические образы дивчин и парубков, показывает их пылкую любовь, храбрость, настойчивость в преодоления препятствий.
Но присущий Гоголю реализм и юмор сказываются и в этих романтических произведениях - в них много комических образов и положений. Особенно силён и ярок юмор в "Сорочинской ярмарке"; фантастика здесь построена на ловкости героя и его пособника - цыгана, рассказ изобилует бытовыми зарисовками.
В "Вечерах" много лирических отступлений, в них автор главным образом дает опоэтизированные картины украинской природы.
Среди романтических произведений особняком стоит рассказ "Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка", который как бы служит переходом к дальнейшему творчеству Гоголя.
В этом рассказе автор вскрывает пошлость и никчёмность жизни мелкопоместных украинских дворян его эпохи, высмеивает их дикость и невежество.
Впервые рассказы напечатаны в 1830 - 1832 гг.
ЖЕНИТЬБА. Совершенно невероятное событие в 2 действиях.
В этой живой и красочной комедии действие развивается вокруг сватовства нескольких мелких чиновников к купеческой наследнице.
Читатели познакомятся с пустой и пошлой жизнью мелких чиновников и мещанства первой половины
XIX века, перед ними пройдут лежебока Подколёсин, болтун Кочкарёв, прижимистый Яичница, пронырливая, расхваливающая свой "товар" сваха.
Искренно посмеются читатели над комическими характерами, смешными положениями в комедии и языком персонажей. В языке чиновников стремление к светскому лоску соединяется с грубостью, бойкий язык свахи изобилует исковерканными, непонятными ей словами.
Комедия написана в 1833 - 1842 г.
СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ
Любовно, с мягким юмором рисует Гоголь в этой повести жизнь старой помещичьей четы.
С глубоким сочувствием к уходящему старосветскому укладу помещичьей жизни изображает автор уют старомодного домика, взаимную привязанность его владельцев, их простодушие и широкое хлебосольство.
Под покровом идиллии читатели найдут в повести выпукло отражённый художником-реалистом распад патриархально-хозяйственных отношений. Читатели увидят бессодержательность существования, ничтожество интересов старосветских помещиков.
Впервые напечатана в 1835 г.
ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ
Смешная история о том, как два соседа-приятеля из-за ничтожного повода стали непримиримыми врагами и затеяли бесконечную тяжбу.
В красочных, резко очерченных образах показано пошлое, животное существование именитых обывателей захолустного украинского городка первой половины XIX века и беззастенчивое взяточничество представителей власти и суда.
Впечатление комического усиливается нарочито серьёзным тоном, каким автор говорит о самых смешных и нелепых явлениях.
Подробности жизни и ссоры двух недавних друзей сменяются к концу произведения грустными размышлениями автора над пустотой и уродливостью обывательской жизни.
Впервые напечатана повесть в 1835 г.
ВИЙ
Повесть основана на народных сказаниях о "нечистой силе", ведьмах и прочей чертовщине.
Фантастический элемент сочетается в ней с реалистическими, подчас комическими, картинами из быта киевских семинаристов, украинских панов и их дворни в далёкое старое время.
Повесть написана чрезвычайно красочным, образным языком. Читатели с увлечением прочтут занимательные приключения бурсака Хомы Брута, богатые захватывающими, "страшными" переживаниями.
Элемент фантастики, "страшного" в этом произведении может быть легко объяснён детям как воспроизведение суеверных представлений людей того далёкого тёмного времени.
Впервые напечатана в 1835 г.
КОЛЯСКА
Юмористический рассказ, написанный в нарочито серьёзном тоне. Гоголь высмеивает нелепицу и пошлость жизни глухой провинции начала XIX века.
Дети легко прочтут рассказ, весело посмеются над глупым положением, в которое попадает герой произведения - бахвал-помещик, и одновременно познакомятся с застойным бытом захолустного городишка и паразитическим существованием офицеров и помещиков крепостной эпохи.
Рассказ написан в 1835 г.
РЕВИЗОР
Погрязшие в казнокрадстве и взяточничестве чиновники захолустного городишка, растерявшись при известии о приезде к ним ревизора, принимают за него проезжего петербургского хлыща.
В связи с этим событием Гоголь показывает картины вопиющих злоупотреблений и произвола. Он едко высмеивает дикое невежество чиновников, их показные заботы об общественном благе и образовании, бичует их лихоимство, пресмыкательство перед начальством, карьеризм, насилие над обывателями.
Читатели от души посмеются над безудержным бахвальством Хлестакова, над городничим, который объявлял себя именником "и на Онуфрия и на Антона", чтобы почаще обирать купцов, над его женой, стареющей провинциальной кокеткой, и над всем мирком пошлых и никчемных людишек.
Образы комедии, остро очерченные и предельно сгущённые, имеют широкообобщающее значение. Так, до наших дней, применяют выражение "хлестаковщина".
Написана комедия ярким и красочным языком.
Вопреки намерениям Гоголя показать только злоупотребления местных чиновников, "Ревизор" является яркой сатирой на весь бюрократически - самодержавный строй эпохи Николая I.
Впервые поставлен на сцене в 1836 г.
ШИНЕЛЬ
Повесть из жизни мелкого петербургского чиновника прошлого века.
Всё произведение построено на детальном описании переживаний маленького человека, трепещущего перед начальством, задавленного нуждой, забитого до потери человеческого образа.
Мастерски выписанные подробности серенького быта подчёркивают жалкую пустоту существования, в котором мечта о новой шинели является единственным светлым пятном, а похищение этой шинели - глубочайшей катастрофой.
Образ "значительного лица" - бюрократа, упоённого полнотой власти, - подчеркивает пришибленность и беззащитность маленького чиновника.
Язык повести, тонко передающий оттенки изображаемой бесцветной среды, отличен от обычного для Гоголя яркого и многокрасочного языка.
"Шинель" оказала большое влияние на последующую русскую литературу XIX века, в которой образы "униженных и оскорблённых" играли столь значительную роль.
Повесть заставит читателей ощутить жуткую атмосферу николаевской эпохи.
Впервые напечатана в 1842 г.
МЁРТВЫЕ ДУШИ. Поэма.
В захолустный и косный мир помещиков и чиновников дореформенной России попадает человек новой складки - Чичиков.
Предприимчивый спекулянт с недюжинными способностями, умом и волей, но с покладистою совестью,
пронырливый Чичиков изображён в постоянных странствиях и разъездах.
Это даёт возможность Гоголю показать в своей поэме в прозе широкие картины жизни и быта России эпохи Николая I.
Автор доводит до полного развития наиболее характерные особенности изображённых им лиц, опуская менее существенные их черты.
Но при всём своем уродстве все это живые, вполне реальные представители крепостнической России.
Среди выведенных им "мертвых душ" ярко очерченные образы помещиков: пустой болтун, слащавый, сентиментальный мечтатель, бесхозяйственный Манилов; грубый, невежественный, плутоватый помещик-кулак Собакевич; враль и кутила Ноздрёв; разлагающийся скряга, нищий-богач Плюшкин; невежественная, тупая стяжательница, мелкопоместная скопидомка Коробочка.
Не менее богата и характерна галерея образов чиновников - от вышивающего по тюлю губернатора и полицеймейстера, который "в лавки и гостинный двор наведывался как в собственную кладовую", до более мелких чиновников - взяточников, мошенников и казнокрадов.
Даже сама обстановка, в которой живут и действуют персонажи, вплоть до отдельных вещей, служит для автора средством дополнить и развить характеристику образов. Иногда двумя-тремя меткими штрихами даётся незабываемый образ; в многочисленных лирических отступлениях автор пытается высказать свои положительные идеи. Эти отступления значительно затрудняют чтение произведения.
Отдельно изданная глава одиннадцатая и ряд других отрывков (посещения Чичиковым Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина и Ноздрёва), могут быть с успехом использованы для громкого чтения.
Вторая (неоконченная) часть "Мёртвых душ" значительно труднее для чтения.
Фото: staryy.ru