Родился в 1814 году. Убит на дуэли в 1841 году.
Вашему вниманию представлена новая статья из серии кратких обзоров произведений русской классики.
ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
В форме народней песни, пользуясь её языком и приёмами, Лермонтов показывает драму, разыгравшуюся между московским купцом и оскорбителем его жены - любимым опричником Грозного.
Поэма даёт детям яркое, хотя и идеализированное представление о Москве шестнадцатого столетия, об обычаях того времени (кулачные бои на Москва-реке, казнь на лобном месте), о быте купеческой семьи.
Поэма написана в 1837 г.
МЦЫРИ
Герой поэмы - юный горец, воспитанный в плену православными монахами. Он с детских лет:
... знал одной лишь думы власть -
Одну, - но пламенную страсть
Его мечты звали его:
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Звучные стихи поэмы передают пафос тоски по свободной бурной жизни и красоту дикой горной природы.
Романтический образ Мцыри, его смелая, хотя и безнадёжная попытка осуществить свою гордую мечту увлекут читателя.
На поэме сильно сказалось влияние творчества английского поэта Байрона.
Написана поэма в 1839 г.
ДЕМОН
В фантастическом образе демона воплощены характерные для Лермонтова настроения.
Гордое презрение к людям сочетается в демоне с сознанием бесплодности своего существования, с мучительным ощущением отщепенства.
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться и страдать
- говорит он о себе.
Действие поэмы развёртывается на Кавказе.
Красочные картины величественной природы оттеняют трагический образ "духа изгнания". В немногих словах, но очень ярко показан быт феодалов Грузии.
Читателей увлечёт звучность лермонтовского стиха, их заинтересует романтика любви демона к прекрасной Тамаре.
Однако сложный образ демона слишком труден для детского восприятия.
На этой поэме, так же как и на предыдущей, сильно сказалось влияние западной поэзии, в частности творчества английского поэта Байрона.
Написана поэма в 1829 - 1841 гг.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
В ярких, запечатлевающихся образах Лермонтов отразил вырождение и обречённость интеллигентной дворянской молодежи 30-х годов XIX века.
Печорин - человек с богато одарённой натурой, но опустошенный праздной жизнью "света", оторванный от живой деятельности, не знающий, куда приложить свои недюжинные силы. Его собственное существование бесцельно, пусто, влияние его на жизнь других людей губительно,
тлетворно.
Обобщающее значение этого образа Лермонтов подчёркивает в предисловии к роману:
"... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии".
Образ Печорина последовательно раскрывается в серии рассказов, входящих в состав романа.
В "Бэле" читатель впервые знакомится с Печориным из рассказа старого кавказского штабс-капитана. Простым, грубоватым, но чрезвычайно выразительным языком передаёт Максим Максимыч поэтическую историю любви и гибели пленительной черкешенки, жертвы мимолётного увлечения блестящего и загадочного офицера Печорина.
В "Максим Максимыче" Печорин изображён в момент его неожиданной встречи с нежно к нему привязанным бывшим сослуживцем.
Образ закалённого в трудах и опасностях старого служаки, за чёрствой, простоватой наружностью которого скрывается глубокая человечность, подчёркивает аристократическую холодность, невозмутимое внешнее равнодушие Печорина.
Последующие рассказы написаны в форме записок самого героя.
"Тамань" - поэтический рассказ о столкновении Печорина с обольстительной девушкой - контрабандисткой.
В "Княжне Мэри" действие происходит на кавказских водах, в ничтожной и чванной светской среде. Печорин выступает здесь в роли "соблазнителя от нечего делать". Он влюбляет в себя гордую девушку, и убивает на дуэли её бывшего поклонника, недалёкого офицера, разыгрывающего Чайльд - Гарольда.
В этом рассказе Печорин раскрывает загадку своего двойственного характера - страстное стремление к цельной, содержательной жизни, к деятельности, хотя бы и без цели, и сознание бесплодности своих усилий, безнадёжности одиночества.
В рассказе "Фаталист" Печорин как бы завершает свой автопортрет, описывая своё участие в необычайных событиях, сопровождавших смерть офицера, верящего в предопределение.
Каждый рассказ представляет собой законченное произведение и вместе с тем является неотъемлемой частью романа.
"Герой нашего времени" - один из совершеннейших образцов русской классической прозы. Читателей увлекут как романтически заострённые сюжеты, так и поэтические описания величественной природы, выпуклые образы цельных и сильных людей Кавказа, красочные картины своеобразного быта вольных горцев.
Впервые роман напечатан отдельным изданием в 1840 г.
ИЗБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ
В сборник вошли произведения, относящиеся к различным периодам творчества Лермонтова.
В лирических стихах "Нет, я не Байрон", "И скучно и грустно", "Тучи", "На севере диком" и других ярко выражены настроения разочарования, гордого одиночества, сознание своей обречённости.
В стихотворении "Дума" - горький приговор своему поколению.
В "Поэме" Лермонтов раскрывает свой взгляд на поэта как на пророка и бойца.
В стихотворении "На смерть поэта" брошен вызов виновникам гибели Пушкина, надменным представителям светской черни.
В незаконченных стихах "10 июля", "Новгород", так же как и в стихотворении "Памяти А. И. Одоевского" - поэта -декабриста, выражено сочувствие борцам за свободу.
"Я к вам пищу" (в других изданиях "Валерик") - описание нападения русских на чеченцев. В этом произведении впервые в русской поэзии картина боя дана без романтических прикрас.
Большой интерес читателей вызовут стихотворения - "Три пальмы", "Спор", "Пророк" и другие, и прекрасные поэмы Лермонтова.
Глубокая эмоциональность и звучная певучесть поэзии Лермонтова захватит детей. Стихи его заставят их почувствовать трагедию богато одарённого человека, задыхавшегося в казарменной обстановке николаевской России. Стихи эти помогут осознать контраст между мрачным прошлым и радостным настоящим. Особенно показательно в этом отношении стихотворение "Дума".