Дивизионизм сформировал современную живопись, оказав влияние на таких известных личностей, как Жорж Сёра и Анри Матисс. Художники открыли для себя смелое использование цвета и света в революционном искусстве.
Дивизионизм - это художественная техника, основанная на построении изображений из небольших мазков кисти основного цвета, которые должны смешиваться в восприятии зрителя в прекрасную целостную картину.
Красочные и смелые, эти картины предлагали радикально иной способ восприятия искусства. Популярный с 1880-х годов до первого десятилетия XX века дивизионизм был ненавистен большинству художественных критиков, но по-прежнему любим прогрессивными художниками-радикалами.
Научные корни дивизионизма
Дивизионизм - это неоимпрессионистская техника живописи, которая в значительной степени основывалась на исследованиях оптики и света. Это течение в искусстве было прямым наследником движения импрессионистов, в котором эти исследования сочетались с субъективным впечатлением от мимолётного момента.
Фото: thecollector.com
В 1839 году французский химик Мишель-Эжен Шеврёль опубликовал научную работу, где рассматривал «Закон одновременного контраста цветов». В нём он исследовал, как соседние цвета влияют друг на друга и на их восприятие человеческим глазом. Помимо химических экспериментов, Шеврёль зарабатывал на жизнь реставрацией старых гобеленов. Это занятие давало ему достаточно материала для научных исследований.
Другой влиятельной работой в области теории цвета стала книга «Современная хроматика», написанная американским физиком
Огденом Рудом. Руд установил принципы цветового контраста и гармонии, а также визуальные и эмоциональные эффекты цветовых сочетаний. Исследователи оптики XIX века считали, что
человеческий мозг комбинирует сложные цвета из маленьких точек основного цвета.
Французские художники первыми воплотили эти теории в художественной практике. Такие художники, как Камиль Писсарро, Жорж Сёра, Поль Синьяк и другие, начали создавать мозаичные композиции из несмешанных основных цветов. Расположенные близко друг к другу, эти фрагменты превращались в сложные и детализированные изображения.
Как и импрессионисты, дивизионисты были озабочены влиянием света, как естественного, так и искусственного, на пространство и цвет. Они считали, что, располагая основные цвета близко друг к другу, можно добиться большей яркости и более нюансированных тонов.
Одним из самых радикальных сторонников дивизионизма в живописи был французский публицист, художественный критик и известный анархист Феликс Фенеон. Фенеон был противоречивой фигурой своего времени, его любили художники-авангардисты, но презирала консервативная публика.
Фото: thecollector.com
Фенеон покровительствовал и поддерживал молодых Анри Матисса и Жоржа Сёра в то время, когда они были абсолютно неизвестны и не оценены по достоинству. Он считал традиционные музеи кладбищами, которые убивают закапывают и навсегда останавливают развитие современного искусства, и финансировал выставки и публикации, чтобы донести до широкой публики прогрессивные произведения искусства, в том числе работы дивизионистов.
Для него радикальная политика и радикальное искусство были одним и тем же, способствуя друг другу и развиваясь рука об руку. Благодаря тому, что он оказывал поддержку искусству, Фенеон стал главным героем одной из самых известных картин дивизионистов - портрета Поля Синьяка, написанного в 1890 году.
Итальянский дивизионизм
Дальнейшее развитие движения можно проследить в Италии в момент трудного и долгого воссоединения. До 1860-х годов Италия представляла собой скопление городов-государств и королевств с постоянными конфликтами с соседями, бесконечными территориальными претензиями и глубоким чувством культурного превосходства, несмотря на плачевное состояние экономики и инфраструктуры. После долгого и кровавого объединения страны возникла необходимость сформировать общую культурную идентичность для различных регионов и культур.
Построение культурной идентичности на основе искусства общего итальянского прошлого было опасным решением, поскольку каждый регион имел свои собственные нюансы в предпочтениях. Кроме того, вновь объединённой стране нужен был толчок в будущее, а одержимость останками прошлого могла затормозить прогресс, превратив страну в ветшающий музей под открытым небом. Начиная с 1880-х годов итальянские художники начали искать современный язык живописи и охотно приняли дивизионизм как подходящий вариант.
Фото: thecollector.com
Однако дивизионистская живопись предлагала скорее технику, чем полноценное художественное направление, насыщенное стилем и тематикой. Таким образом, хотя итальянские художники последних десятилетий XIX века опирались на авангардный облик, их тематика оставалась глубоко укоренённой в ренессансном прошлом. Ранние итальянские дивизионисты часто писали религиозные сцены, иногда в виде триптихов, похожих на алтарные картины.
Этот выбор представлял собой радикальный контраст с французскими дивизионистами, которые, как и импрессионисты до них, фокусировались в основном на городских сценах и современной социальной обстановке.
Некоторые художники, например знаменитый итальянский живописец Джованни Сегантини, применяли технику дивизионизма к символистской тематике, создавая драматические пейзажи, нежные образы материнства и страшные наказания для злобных роковых женщин.
Несмотря на кажущуюся простоту, дивизионизм стал шоком для западной толпы профессионалов и любителей искусства. Он представлял собой радикально иной способ взаимодействия с изображениями и альтернативный способ кодирования реальности в переносной форме живописи.
Фото: thecollector.com
Реакция критиков была в основном негативной, особенно со стороны консервативной итальянской прессы. Помимо явного страха перед инновациями, критики выражали обеспокоенность тем, что итальянские художники учатся у своих французских коллег. Страх перед культурной и эстетической гомогенизацией мешал оценить местные достижения и уникальные качества, которые отличали французских и итальянских современных художников.
Критики называли работы дивизионистов «нарисованная корь» и сравнивали с вышивкой, но не в хорошем смысле этого слова. Во Франции такие великие художники, как
Клод Моне и
Пьер Огюст Ренуар, отказывались выставлять свои работы на одной площадке с дивизионистами.
От дивизионизма к футуризму
Решающий поворот произошёл, когда техника была взята на вооружение одной из самых радикальных и провокационных групп молодых художников XX века. Футуристы провозгласили полный отказ от всего, что связано со старыми временами и старой культурой, и призвали к радикальной модернизации Италии.
Современность стала новой религией, а тяжёлые машины и ревущие механизмы заменили традиционные эстетические категории искусства и музыки. Дивизионизм стал первым логическим шагом, предпринятым теми, кто стремился избавиться от наследия прошлых веков.
С политической точки зрения дивизионизм представлял собой более интеллектуально доступную форму искусства, не требующую дополнительных знаний о символах, иконографии и традициях, в основном он касался современности и использовал технический, неаллегорический язык.
Для футуристов, которые видели своей целью избавление от традиционных форм, символов и представлений об искусстве, яркий и динамичный облик дивизионистского искусства стал первым шагом к поиску свежих решений.
Один из ведущих футуристов Джакомо Балла начал свою карьеру с написания ярких дивизионистских полотен с изображением уличных фонарей и городских балконов. Игра света, отражаемая короткими красочными мазками, показывала сложность искусственного освещения, которое в итоге получило широкое распространение.
Пуантилизм
Пуантилизм, который часто путают с дивизионизмом, был ещё одной художественной техникой, отпочковавшейся от него. Если в искусстве дивизионизма краска наносилась небольшими мазками, то картины пуантилистов состояли из крошечных смежных точек. Пуантилизм не так сильно опирался на теорию цвета, как дивизионизм. Однако его развивали и практиковали одни и те же художники - Поль Синьяк и Жорж Сёра.
Фото: thecollector.com
Пуантилизм был недолговечен и менее универсален, чем дивизионизм. Полотна пуантилистов делали акцент на технике, в то время как дивизионизм предлагал более широкое стилистическое и политическое разнообразие.
Наследие дивизионизма
То, что сначала воспринималось критиками как «нарисованная корь», вскоре стало достаточно популярным, чтобы стать нормой, по крайней мере, в работах прогрессивных художников-авангардистов. В уникальном стиле
Винсента Ван Гога присутствовали элементы дивизионистской живописи, когда небольшие отдельные мазки объединялись в сложное целое.
В своей технике Ван Гог в значительной степени опирался на импасто-фактурное наслоение (технический приём плотного покрытия какого-либо материала) толстых мазков краски, придающее композициям дополнительный выразительный потенциал и объём.
Помимо Франции и Италии, дивизионизм стал популярен в Нидерландах. Знаменитый художник-абстракционист
Пит Мондриан взял на вооружение похожую технику, которая впоследствии превратилась в его фирменную геометрическую абстракцию, состоящую из небольших разноцветных блоков. Некоторое время в технике дивизионизма работали и такие великие художники, как
Пабло Пикассо и
Джино Северини.
Фото: thecollector.com
В целом дивизионизм просуществовал довольно недолго, его теоретические утверждения вскоре были опровергнуты практикой. Однако искусствоведы считают, что это движение послужило решающим шагом в развитии радикально нового подхода к современной живописи.
Дивизионизм предложил новый способ конструирования искусственной нарисованной реальности, создавая изображение из небольших мазков краски, а не из линий, имитирующих натуру. Он также заставил современных художников меньше бояться чистого смелого цвета, который вскоре проявился в абстрактном искусстве.