Демоны составляют неотъемлемую часть буддизма, исповедуемого в Тибете. Происходя из исконной тибетской религии, эти негативные силы были поглощены буддизмом Махаяны, который утвердился в Тибете.
В тибетской мифологии эти демоны были побеждены Буддами, которые сделали их защитниками Дхармы, которая является универсальной истиной или космическим законом. Таким образом, в тибетском буддизме они играют роль могущественных, но злобных богов, поддерживающих мировой порядок. Тибетский буддизм - анимистический, поэтому количество демонов не ограничено, но самые важные демоны, покорённые Буддами, имеют сложную мифологию.
Яма: демон смерти
Яма, или Шиндже, следит за загробным миром, куда попадают души после расставания с телом. Он отвечает за оценку того, насколько хорошим был человек при жизни, и, следовательно, за его следующий шаг в кармическом колесе
реинкарнации. Он гневлив и может насылать болезни и бедствия на мир людей, чтобы напомнить всем о необходимости вести себя смиренно и правильно.
Фото: thecollector.com
Иногда
Яма держит в руках колесо жизни, также известное как колесо становления. Его часто изображают с головой буйвола или рядом с быком, который давит человека. Согласно легенде, однажды разбойники украли буйвола или быка и отрубили ему голову.
Войдя в пещеру, они обнаружили аскетичного монаха, который медитировал. Чтобы не оставлять свидетелей, они отрубили ему голову. Аскет схватил голову буйвола и надел её себе на шею, затем убил грабителей и впал в ярость. Испуганные люди обратились за защитой к Манджушри (Бодхисаттве мудрости), и тот укротил Яму. У Ямы три глаза и корона из черепов, рогов и пламени. В одной руке он держит палку, увенчанную черепом, а в другой - лассо.
Махакала: великий чёрный демон
Демон Махакала был выпущен на свободу и мучил своей жадностью и агрессивностью даже богов. Бодхисаттвы Манджушри и Авалокитешвара объединились, превратились в
лошадь и свинью, вошли в него, а затем начали увеличиваться в размерах. Когда демон, готовый взорваться, умолял сдаться, Бодхисаттвы заковали его в цепи, а затем начали процесс обращения его в мягкое и сострадательное существо.
Фото: thecollector.com
Махакала теперь является защитником образования и Дхармы и помогает направлять людей на лучший жизненный путь. Он предстаёт в разных формах в зависимости от различных школ буддизма, но всегда носит корону из пяти черепов, что символизирует трансформацию пяти клеш (омрачение сознания, его загрязнение,аффект) в пять мудростей.
Негативные аффекты - это неведение, зависть, гордость, жадность и страсть, ненависть (гнев).
Он часто воспринимается как защитное божество. Обычно его изображают чёрным или тёмно-синим, что символизирует его способность поглощать и охватывать всё сущее. Он может изображаться с двумя, четырьмя или шестью руками. Он также может быть изображён с трезубцем, символом индуистского бога Шивы.
Вайшравана: демон богатства
Вайшравана - один из четырёх небесных царей, который считается хранителем северного квадранта мира. Его дом находится на мифической горе Сумеру - пятиконечной горе, которая, как считается, находится в центре физической, метафизической и духовной Вселенных. Он - предводитель якшей, духов природы, населяющих деревья, реки и т. д.
Фото: thecollector.com
Вайшравана ассоциируется с богатством, но является противоположностью жадности. Он олицетворяет богатство, достаточное для того, чтобы человек мог сосредоточиться на своём духовном пути, а также щедрость в отношении того, что у него есть.
Обычно его изображают в виде человека с жёлтым лицом, держащего зонтик. Он часто ездит на снежном льве. Иногда его изображают с мангустом, извергающим драгоценности. Мангуст - враг змеи, которая олицетворяет жадность. Он часто появляется с цитроном, плодом растения Джамбхара, в одной руке.
Хаягрива: демон с лошадиной шеей
Имя Хаягрива означает «лошадиная шея», и первоначально демон изображался с телом человека, шеей и головой лошади, но также часто изображается с тремя демоническими головами. Иногда у него есть крылья. Как правило, у него хмурое лицо с тремя проницательными глазами и поднятым мечом.
Он - демон страсти, лежащий в основе гнева, и олицетворяет сильные эмоции, которые одновременно являются источником силы и проблем. Он может помочь буддистам направить их разочарование и досаду на преодоление препятствий. Он также является покровителем царства животных.
Фото: thecollector.com
Хаягрива известен тем, что исцеляет недуги, особенно кожные заболевания, такие как проказа. Он противостоит могущественным противникам, примером чему служат его космические битвы с Рудрой. Они сражались девять раз, пока Хаягрива не стал совсем маленьким, вошёл в Рудру и уничтожил его изнутри. Также считается, что Хаягрива подражал Рудре, чтобы оплодотворить его жену, а затем поглотил его, очистил в своём желудке и вывел Рудру в новой, более благожелательной форме.
Палдэн Лхамо: гневная покровительница мудрости
Родившись обычной женщиной, известной как Магзор Гьялмо или Ремати, она была замужем за злым королём Ланки. Она поклялась либо обратить короля в буддизм и помешать ему убивать практикующих Дхарму, либо покончить с его родом. Она почувствовала, что потерпела неудачу, когда её сына воспитывали так, чтобы убивать буддистов. В результате она убила своего сына, съев его плоть, выпив его кровь и сделав из его кожи седло.
После смерти она попала в ад, но выбралась оттуда, украв мешок с болезнями и меч. Выбравшись из ада, она почувствовала, что ей незачем жить, и взмолилась о наставлении. Ей явился
Будда и поручил стать защитницей буддизма.
Фото: thecollector.com
Палдэн Лхамо изображена верхом на муле с глазом на боку и с поводьями, сделанными из ядовитых змей. Она также стала защитницей всех Далай-лам, пообещав помощь первому Далай-ламе, Гендуну Дубе, на Лхама Та-цо, или Озеро Оракулов. Это озеро пользуется большим уважением и посещается Ламами, когда они хотят получить видения, которые помогут им найти следующего Далай-ламу.
Бег-це: демон войны
Бег-це иногда называют Чамсингом, что означает «Великий покров», или красным Махакалой. У него красная кожа и волосы, две руки, три налитых кровью глаза, и одет он как тибетский воин. В правой руке он держит меч с чёрной рукояткой в форме скорпиона. В левой руке он сжимает свежее сердце, лук и стрелы держит в сгибе локтя, а длинное копьё и знамя прислонены к его плечу. Помимо доспехов, он носит устрашающие одеяния, такие как корона из пяти черепов и ожерелье из 50 свежеотрубленных голов, характерные для многих демонов.
Согласно легенде, много веков назад в семье короля Серги родились два сына. У братьев были разные религиозные убеждения, и они не могли договориться друг с другом.
Старший брат безуспешно пытался заставить младшего следовать своей религии. Младший брат убедил брата не убивать его, пообещав, что в будущем, когда его брат достигнет просветления, он будет защищать его религию. Старший брат дал младшему доспехи и оружие и отпустил его.
Фото: thecollector.com
В другой жизни старший брат стал Буддой (Шакьямуни). Тем временем младший брат переродился в яйце. Когда яйцо было разбито, младший брат появился в доспехах, которые дал ему старший брат, и принял на себя роль Бег-це, демона войны и защитника
буддизма.
Тибетский шаманизм
В то время как Будды победили этих великих демонов и сделали их защитниками буддизма, обычные люди на пути к нирване постоянно сталкиваются со своими собственными демонами, которые могут быть внутренними, такими как болезни и
страхи, или внешними.
Опять же, поскольку не существует концепции чистого зла, это просто препятствия, которые нужно преодолеть с помощью ритуальных действий, подношений для умиротворения и медитативной отрешённости. Как правило, они предупреждают практикующих о необходимости быть более усердными в своих духовных усилиях.
Тибетские шаманы - это посредники, которые имеют более тесную связь с духовной сферой и поэтому лучше понимают демонов и справляются с ними.
Они также могут использовать своё зрение, чтобы обнаружить демонов, которые могут негативно влиять на человека. Они помогают человеку общаться с демоном, чтобы выяснить, чего он хочет, и либо прийти к соглашению с демоном, либо принять участие в действиях по изгнанию демона. Они также могут оказывать другие шаманские услуги, такие как гадание. Буддийская философия, демоническая религия, а также магия и ритуальные практики сосуществуют в Тибете без особых трений.