На территории южной Мексики, Центральной Америки, Перу и Боливии в 1200-х годах, когда
ацтеки,
инки и
майя уже почти заканчивали свои культуры, войдя в постклассическую фазу, развились такие цивилизации как Чиму и Чанкай. Народы, стремящиеся к урбанизации, строили города вокруг политико-религиозных ядер, состоящих из пирамид, храмов и правительственных зданий. Городские районы населяли не только правители, но и ремесленники и духовенство.
Культура Чиму
В Перу, в долине Моче, зародилось королевство Чимор со столицей Чан-Чан, жителями которой был народ чиму. В столице объединились в один комплекс десять цитаделей, посвящённых всем правителям династии. Жители украшали стены своих зданий глиняными рельефами с растительными и мифологическими мотивами.
Чимор произошёл от остатков цивилизации моче, поэтому искусство чиму, особенно керамика, напоминало искусство моче. Кроме изысканного мастерства обработки
золота, серебра и меди, чиму знамениты своей монохромной керамикой. Их произведения искусства часто изображали сидящего или стоящего на кубовидной бутылке человека в доспехах и украшениях. Особенностью керамики была черная мерцающая отделка, созданная путем обжига в закрытой печи при очень высокой температуре, что предотвращало реакцию кислорода с изделием.
Формы керамики народа чиму были весьма разнообразны, но самое широкое распространение получили шаровидные емкости с изображением животных и людей, а также вазы-свистульки, состоящие из двух сообщающихся благодаря трубке сосудов. Они также изготавливали золотые погребальные маски, надевающиеся прямо на лицо умершего, а также украшения из цветных перьев, которые использовали для церемоний. У чиму была развито текстильное производство, о чем свидетельствуют хлопчатобумажные одежды, найденные в гробницах, а также вуали из дамасских тканей и парчи.
Города цивилизации чиму имели двойное назначение: одни использовались в качестве военных и стратегических центров и характеризовались укреплениями, а другие выполняли роль церемониальных поселений, состоящих как из домов и больших кварталов, так и из складов, кладбищ и пирамид, отделённых друг от друга стенами высотой до двенадцати метров или садами.
Система акведуков, связывающая города с близлежащими реками, снабжала водой жилые кварталы и сельскохозяйственные террасы. Основными видами деятельности народа чиму были ремёсла и металлургия, а также рыболовство на прочных тростниковых лодках.
Кроме сельскохозяйственных террас, сооруженных в городах, жители могли заниматься земледелием только в оазисах, так как их территория, простиравшаяся примерно на 1300 километров, была почти полностью пустынная. Им удавалось выращивать в основном картофель,
хлопок и папайю.
Религия чиму основывалась на культе Луны и божеств, управляющих атмосферными явлениями. Море было важным богом-защитником мореплавателей. Во время церемоний божествам предлагалось множество фруктов и принесение в жертву людей и животных.
Археологи обнаружили останки 140 детей, ставших частью массового жертвоприношения, а также 200 лам, убитых во время религиозных церемоний, направленных на милосердие после великого наводнения и на плодородие земли. Для определения времени и составления календаря чиму использовали созвездие Плеяд. Испанские конкистадоры украли и переплавили многие ценные предметы из гробниц правителей Чиму, а столица Чан-Чан была завоевана инками.
Цивилизация Чанкай
С 1000 по 1470 год вдоль центрального побережья современного Перу в некоторых долинах, таких как Лурин, Римак и Чильон, развивалась доколумбовая цивилизация Чанкай, возникшая после падения культуры Уари. Народ Чанкай образовал небольшое региональное государство, построив централизованную политическую структуру. В пустынном районе с несколькими плодородными территориями, омываемыми реками, чанкайская культура развила сельское хозяйство и имела интенсивные торговые отношения с соседними регионами.
Экономику поддерживало и рыболовство, развиваясь параллельно с сельским хозяйством. Инженеры строили оросительные каналы и сооружали искусственные водоемы, торгуя с другими культурами как по суше через джунгли и перуанское нагорье, так и по морю. Жители поселений в занимались кустарным производством текстиля и керамики. Керамика изготавливалась в основном для некрополей в виде кувшинов с широкими горлышками и продолговатых ваз в форме животных и птиц, статуэток с изображениями женщин и мужчин с поднятыми руками. Поверхность керамики была не гладкая, а шероховатая, расписанная черным цветом на светлом фоне.
Текстильное производство Чанкай находилось на высоком уровне благодаря передовым технологиям. Шерсть ламы перерабатывали с перьями и хлопком, изготавливая сумки, одежду и погребальные маски. Основными мотивами были рыбы, птицы и геометрические узоры, натуральные цвета ткачи брали из природы. Большое значение имели цветные перья, пришитые к тканям, благодаря которым в одежде создавалось множество комбинаций. В сухом климате ткани сохранялись очень хорошо.
В сочетании с изысканностью тканей естественностью форм и простотой характеризовались деревянные скульптуры с морскими мотивами. Из дерева народ Чанкай изготавливал также инструменты для текстильной работы, рыболовной и сельскохозяйственной деятельности, предметы для обозначения социального статуса и религиозный инвентарь. На мумии самых важных людей надевались деревянные маски в виде некоторых божеств или особо почитаемых предков.
Для гробниц в земле выкапывали прямоугольные ямы и вместе с умершими клали туда подношения в зависимости от их статуса. Для простых людей подношения были виде орудий труда, тканей и сельскохозяйственных приспособлений, а ямы были неглубокие. При захоронении важных особ их могилы глубиной около трех метров укрепляли глиной и деревянными шестами, а подношения состояли из золота, серебра и керамики. Некоторые районы цивилизации Чанкай в 15 веке были завоеваны чиму, а инки оккупировали их территории около 1450 года. Культура Чанкайя пришла в упадок, уступив место Империи инков, расширившей её территории.