Культуры, которые характеризовались началом урбанизации, проявили себя также и в создании крупных церемониальных центров, эволюции религиозной архитектуры и искусств и развитии специализированных ремёсел и металлургии.
В Перу и Мезоамерике эта стадия развития была достигнута в период с 500 до 1200 года. Ранние
майя и
тольтеки являются примерами этого типа культуры в Центральной Америке, а в Южной Америке в этот период происходил расцвет культуры Моче и
цивилизации Наска.
Цивилизация Моче
Культура получила своё название по имени реки Рио Моче, которая протекает вблизи одного из главных памятников, оставленных этой цивилизацией - Уака дель Соль. На северном побережье Перу, узкой и длинной полосе пустынной земли, между 1 и 7 веками, в доинкскую эпоху зародился древний диалект мучик, на котором говорил народ Моче.
В Перу сохранились остатки их кладбищ, укреплений, дворцов и храмов, свидетельствующие о высоком уровне развития, которого цивилизация достигла в области организации, техники и искусства. Их столицей был город Моче в современной провинции Трухильо, в регионе Ла-Либертад.
Для развития цивилизации Моче создали условия плодородие долин и ширина перуанского побережья, где этой культуре удалось создать уникальные экологические характеристики.
Учёные относят возникновение Моче к 100 году до нашей эры и приписывают ей продолжительность развития около 7 столетий. Таким образом, упадок цивилизации пришёлся примерно на 700 год.
Фото: volshebnayakofeinya.blogspot.com
В раннем периоде моче представляла собой культуру, состоящую из нескольких независимых населяющих долину общин. Когда они достигли политического единства, то начали распространение на юг, в долину Чикама. Здесь моче достигли расцвета и максимального уровня культуры, главной особенностью которой являлась их керамика. Её цвета в основном были красный, оранжевый и иногда чёрный.
Большинство находок представляют собой статуэтки, бутылки и чашки, а также небольшие амфоры с ручками. На них изображались сцены из реальной жизни: рыбалки, охоты и боевых действий. Иногда моче изображали на своих произведениях искусства демонических существ, различные стороны религиозной жизни и жертвоприношения заключенных.
На костях некоторых жертв были обнаружены остатки затвердевшей плоти, что позволило учёным сделать вывод о практиковавшемся
каннибализме. При более тщательном анализе надрезов вокруг суставов выдвигались гипотезы, что в некоторые из этих ритуалов входило снятие плоти с тела жертвы.
Однако основополагающую роль во всех ритуалах играла кровь, что подтверждается применением антикоагулянтов и психоактивных веществ. На керамике часто изображалось принесение в жертву крови, собранной в чашу, и танцы с антропоморфными существами и скелетами. Примерно 1% от общего числа керамики моче демонстрирует эротические сюжеты, причем некоторые из них весьма сложны.
В гробницах важных особ моче хоронили и принесённых в жертву во время церемонии людей, в основном слуг и стражников, чтобы они охраняли своего господина в загробном мире. Тело покойного помещали в тростниковый саркофаг, а принесенных в жертву слуг размещали вокруг внутри гробницы. Иногда тела расчленяли, и в саркофаг складывали только голову и руки умершего.
Фото: volshebnayakofeinya.blogspot.com
Считается, что упадок начался из-за вытеснения народа моче культурой уари. В то же время непоправимый ущерб сельскому хозяйству и территории нанёс климатический феномен, называемый Эль-Ниньо, вызывающий каждые несколько лет сильное нагревание вод Тихого океана.
Цивилизация Наска
Эта культура тоже возникла в доинкскую эпоху, в первом веке до нашей эры, зародившись в провинции Наска в Перу. Их столицей был город Кауачи, построенный на берегу реки Аджа. Самым впечатляющим искусством этой цивилизации также стала её полихромная керамика, изображающая сцены с фигурами людей, животных и растений. Народ Наска тоже практиковал человеческие жертвоприношения, поскольку на многих из керамических изделий были изображены изуродованные люди.
В росписи использовалось до 6-7 цветов и 190 оттенков. Наиболее типичными формами были бутылки, шарообразные горшки, вазы различной формы и чашки. Основной характеристикой их искусства был так называемый «страх перед пустотой», то есть наски не оставляли в живописи незавершённого места. Эти произведения изображали цветы,
птиц, фрукты, животных, насекомых, мифологических существ, а также геометрические фигуры: круги, ромбы, спирали и т. д.
Немаловажной особенностью культуры Наска стало более 13000 линий, нарисованных в пустыне и собранных в свыше 800 рисунков, изображающих животных (например, паук длиной 45 метров, ящерица длиной 180 метров, а также кондор, колибри, попугай, кит и другие животные). Встречаются также прямые линии длиной в несколько километров, проведенные с точностью, которая поражает знанием геометрии даже сегодня. Многие ученые выдвигают тезис, что это были ритуальные тропы.
Поселения Наска, возникшие вокруг плодородных земель, не были объединены в государство, поэтому цивилизация не имела единого правительства. Самое важное и крупное поселение находилось в столице Кауачи, построенной в виде глинобитных пирамид, площадей и платформ, на которых собирались жители разных групп, чтобы отмечать церемониальные праздники. Престижное место в социальной пирамиде занимали воины, отличавшиеся своей невероятной храбростью.
Наска имели торговую систему, удовлетворявшую все потребности населения. Они обменивали свои продукты, такие как шерсть и
картофель, у других общин на хлопок и рыбу. Их экономика была основана на сельском хозяйстве, но в засушливых землях это было непростой проблемой.
Фото: dzen.ru
В недрах пустыни есть подземные воды, но они находятся на глубине 4 метров, для орошения земли их нельзя было использовать. Вода в реках была полноводной только 40 дней в году, а в течение более 10 месяцев население испытывало острую нехватку воды. Тем не менее этот трудолюбивый народ выращивал хлопок, перец чили, арахис, тыкву, фасоль и кукурузу.
Из-за засухи возникла необходимость в строительстве колодцев, каналов и акведуков для орошения полей. Акведуки инженеры-гидротехники Наска провели от источников на холмах, окружающих города. Самым знаменитым является акведук Кантайо, но они построили более 40 акведуков, а также ряд сооружений для их очистки и обслуживания.
Метод строительства акведуков заключался в рытье колодцев на расстоянии 20-50 метров друг от друга до их встречи с водоносным источником и соединении этих колодцев с подземными каналами. Эта система транспортировала воду в цистерны и резервуары, из которых орошались поля.
Социальная организация Наска имела централизованную власть, в основном состоящую из священников, которые руководили общественными работами и сложными церемониальными мероприятиями. У них службе находилось большое количество керамистов, астрологов, ткачей, музыкантов и солдат, которые жили в небольших городах.
Основу общества составляли рыбаки и земледельцы, занимающие почти все долины, чтобы развивать сельское хозяйство на наиболее плодородных землях. Элита жила в особых зданиях-пирамидах, которые были построены из кирпича, покрытого слоем штукатурки, закрывающей трещины. Дома простых людей строились из стволов рожкового дерева.
Некоторые обычаи цивилизации Наска сильно отличались от других культур. Работу они часто сопровождали банкетами, иногда в церемониальных емкостях и с музыкальным сопровождением барабанов. Отдельные культы состояли из подношений пучков растений, волос и голов. Однажды одно из божеств оказалось недовольно храмом, построенным в его честь, поэтому наски разрушили его, деревянные части сожгли, а каменные тщательно закопали, после чего построили новый храм.
Фото: dzen.ru
В военных церемониях и религиозных ритуалах человеческие жертвоприношения были обычным делом. Головы новорожденных детей наски деформировали, вытягивая череп, чтобы он походил на голову божества. Головы мёртвых людей они украшали для ритуалов подношения богам. Для этого из черепа удалялся мозг и зашивался рот. Затем во лбу делалось отверстие, через которое продевалась верёвка, чтобы голову можно было подвесить.
Эти головы наски использовали, чтобы умилостивить богов, отвечающих за плодородие земель. Головы брали у побеждённых воинов из других племён. Иногда их носили в качестве трофеев воины-победители, предоставляя сначала жрецу удалить с них кровь.
Искусством, которое наски культивировали с большим интересом и талантом, чем другие доколумбовые народы, была музыка, в основном они использовали флейту.
Из текстильных изделий они создавали прекрасные мантии и полотна с теми же мотивами, что и в керамике, используя верблюжью шерсть и
хлопок. Из серебра и
золота наски изготавливали религиозные и ритуальные предметы, а также кольца для носа, серьги и маски.
Наски поклонялись не только божествам, но и воде, огню, земле, небу и морю, строя в их честь постройки, чтобы избежать голода и других наказаний. Упадок цивилизации начался около 600 года. Одними из возможных причин учёные выделяют стремительное продвижение пустыни к поселениям Наска и потерю власти религиозного центра Кауачи.