В 1492 году во время своего путешествия
Христофор Колумб, высадившись в Америке, считал, что достиг Индии, поэтому коренное население вновь открытого континента назвал «индейцами». На самом деле, коренные американцы были населением, жившим на равнинах возле рек и озёр и составляющим так называемые доколумбовые цивилизации.
Они были очень своеобразным народом: в практических целях эти народы никогда не использовали
колесо, в их архитектуре не существовало понятие свода или арки, все их мосты были подвесными, выполненные из растительных материалов, но все их города и деревни были настоящими архитектурными чудесами.
Культурный уровень андских цивилизаций был весьма высок в ремёслах и ювелирном деле, в обозначении времени и наблюдении звёзд, но они очень мало использовали металлы, даже для изготовления оружия.
Паленке
Уже в середине доклассического периода это место было заселено, но лишь через несколько столетий оно приобрело определённое значение. Начиная с 600-х годов были построены первые сооружения, известные сегодня. С 5 по 9 век это был жизненно важный и крупный центр
цивилизации майя - Баакульское царство, расположенное на западной окраине их территории. В его столице Паленке первым правителем, вероятно, был ольмек. Родом из Баакуля был самый известный король майя
Кинич Джанааб Пакаль, которого называли
Пакаль Великий, правивший с 615 по 683 год.
Не раз Паленке вступал в союз с другим великим городом майя, Тикалем, в попытке противостоять набегам воинственного государства Калакмул, называемого в те времена «Королевством Змея». Дважды Паленке потерпел поражение от врага, в 599 и в 611 годах.
Правители Баакуля имели очень древнее происхождение. Некоторые из них заявляли, что их история восходит к сотворению мира, а в мифологии майя оно датируется 3114 годом до нашей эры. Известный как «Покровитель богов», Пакаль Великий вернул Паленке после войны с Калакмулом новый уровень великолепия. В 624 году он женился на принцессе Октана и имел от неё двоих детей. Большинство храмов и зданий Паленке было построено во время его правления. Город стал процветать и затмил славу Тикаля, своего союзника.
Фото: ekskursiivmeksike.ru
В 711 году Паленке осадило королевство Тонина, один из преемников Пакаль Великого, Кинич Кан Джой Читам II, был взят в плен и убит в Тонине. На протяжении века королевство Тонина не сходило с тропы войны против Паленке, в течение всего 8 века Баакуль постоянно подвергался осаде. Последним правителем Паленке был Вак Кини Джанааб Пакаль, называемый Пакаль IV, после него следы династии были потеряны, хотя к началу 9 века Баакуль всё ещё занимал влиятельное и почетное положение в регионе. Но постепенно место опустело, а к 16 веку регион стал совершенно необитаем.
Чичен-Ица
На засушливом Юкатане доколумбовые майя поселились на месте, на котором обнаружили два глубоких и больших естественных водоёма, снабжающие их обильным количеством воды. Они приносили жертвы богу дождя Чааку, бросая в водоёмы священные керамические, нефритовые и золотые реликвии, а иногда и людей, чтобы не допустить пересыхания озёр.
В 5 веке здесь возник город Чичен-Ица, приобретя региональное господство около 600 года. Город стал крупной региональной столицей, доминировавшей экономически, культурно и политически в жизни северных низменностей майя. Возможно, возвышение Чичен-Ицы было связано с упадком Тикаля и других крупных южных центров майя.
Около 987 года король тольтеков Кецалькоатль с оружием в руках сделал Чичен-Ицу с помощью местных союзников своей столицей. Поэтому архитектура и искусство этого периода интересно сочетали в себе стили майя и тольтеков.
В отличие от других городов майя, Чичен-Ица не управлялась одной династией или одним человеком, а советом, в который входили члены наиболее важных семей.
Из регионов Центральной Америки город получал
золото, а из Центральной Мексики -
обсидиан, что доставлялось через морские пути, окружавшие Юкатан. Около 1000 года произошло восстание, переросшее в гражданскую войну. Сгорело много важных построек, Чичен-Ица начал приходить в упадок.
Город не был полностью заброшен, но население постепенно сокращалось, никакие крупные новые здания больше не строились. Священные водоёмы майя долго оставались местом паломничества. В 1531 году испанцы пытались завоевать Чичен-Ицу, но им это удалось лишь на несколько месяцев, после чего восставшие коренные майя вынудили их покинуть город.
Куско
Одним из элементов доколумбовой культуры явилось строительство монументальных религиозных объектов и храмов, о чём свидетельствуют главные археологические районы древних цивилизаций. Важнейшим городом на территории
империи инков был Куско, основание которого местные легенды приписывают полубожественному существу по имени Манко Капак и его супруге и сестре Маме Оклло. Позже она стала первым императором города. Учёные пришли к выводу, что во время миграции группа численностью около 500 человек поселилась в долине реки Уатанай, основав город Куско приблизительно 3000 лет назад.
Во всей Америке Куско является старейшим населённым городом. Во времена инков он был центром религиозного культа и главным культурным центром. В политический и духовный центр город превратил правитель Пачакутек, пришедший к власти в 1438 году, его же работой был и первоначальный проект Куско. Он и его сын Тупак Юпанки в течение пяти десятилетий занимались примирением и организацией различных племенных групп. В период их правления владения город простирались до современного Эквадора вдоль горного хребта протяженностью 4500 км.
Фото: needguide.ru
На древней карте Куско выглядит в форме пумы, очень важного животного народа Анд. Город расположен на высоте около 3000 метров в центре горного хребта. Для обеспечения Куско водой вдоль горной цепи была построена сеть плотин, акведуков и каналов. Этой же водой снабжалась и вся сельскохозяйственная деятельность региона, включающая в себя около шестидесяти видов посевных растений, а земля удобрялась поставлявшимся с побережья гуано.
Производство продукции в Куско делилось на три группы: первая отвечала за снабжение складов вдоль дорог на случай крайней необходимости, вторая снабжала духовенство, а продукцию третьей группы потребляли фермеры и рабочие.
Мачу-Пикчу
На полпути между тропическими лесами Амазонки и Андами расположено ущелье Пикчу, которое колонизовали горные племена из Священной долины региона Куско, чтобы расширить свои сельскохозяйственные границы. Народ на этой земле стал обрабатывать землю с 760 года до нашей эры, а с 900 года здесь произошёл настоящий демографический взрыв.
Этническая группа из Урубамбы, входившая в состав федерации Аярмака, стала соперником первых инков из Куско. Здесь возник город Мачу-Пикчу, названный в честь одноимённого скалистого хребта, когда инки покорили все этнические группы, расселившиеся в регионе.
Город был построен первым императором инков Пачакутеком примерно в 1440 году, когда он завоевал ущелье Пикчу. Он находился под естественной защитой окружающих его скал, а его местоположение тщательно хранилось в тайне. Даже заброшенное после испанского завоевания местонахождение Мачу-Пикчу в течение четырёх столетий оставалось неизвестным, став настоящей легендой. В ходе последующих археологических открытий было обнаружено, что в город являлся скорее своего рода летней резиденцией знати и императора инков.
В Мачу-Пикчу могло проживать не более 750 человек, а в сезон дождей, когда знать не приезжала туда, население было ещё меньше. Там оставались жить сельскохозяйственные рабочие из поселенцев разных частей империи. По королевскому обычаю инков, после смерти Пачакутека, всё его имущество и Мачу-Пикчу были переданы на получение доходов, которые должны были быть направлены на культ его мумии. Но личное имущество его преемников затмило престиж Мачу-Пикчу, и он утратил часть своего значения.
Теотиуакан
Предметом дискуссий до сих пор является происхождение основателей Теотиуакана, а первые годы его истории окутаны тайной. Сначала археологи считали, что город построила одна из древнейших мексиканских цивилизаций тольтеков. Другие учёные называют основателями Теотиуакана народ тотонаков. Есть свидетельства того, что часть жителей Теотиуакана происходили из разных регионов, среди которых присутствовали даже этнические группы майя. Архитектура и
культура Теотиуакана находились под влиянием ольмеков, считаеющихся «материнской цивилизацией» Центральной Америки.
Легенда гласит, что строительство города началось на том месте, где встретились боги, чтобы спланировать сотворение человека. Он был заложен около 300 года до нашей эры, а около 150 года до нашей эры была построена Пирамида Солнца.
В Теотиуакане не было построек военного назначения и укреплений, его влияние не осуществлялось через военные завоевания, а больше через религию и торговлю.
Большой вклад в культуру Центральной Америки внёс архитектурный стиль Теотиуакана. В
архитектуре майя и ацтеков основополагающим элементом стали ступенчатые пирамиды, которые зародились именно в Теотиукане. Город был домом для многочисленных ремесленников, ювелиров и гончаров, являясь важным промышленным центром.
Фото: tonkosti.ru
Окрестности Теотиуакана были богаты карьерами обсидиана, из него изготовлялись артефакты и велась интенсивная торговля с другими регионами Центральной Америки. Неизвестно, существовала ли письменность Теотиуакана и какой был их древний язык, но в надписях майя есть упоминания о городе и о том, что знать Теотиуакана совершала путешествия до сегодняшнего Гондураса, где они присоединялись к семьям местных правителей, заключая выгодные браки.
Теночтитлан
Самые первые свидетельства пребывания человека на земле, где сегодня находится город Мехико, восходят к 9500-7000 годам до нашей эры. Под влиянием
культуры ольмеков такие важные популяции как куикуилько здесь уступили место возвышению Теотиуакана в классический мезоамериканский период, а также Аскапоцалько, расположенный на другой стороне озера Тескоко. Примерно в 8 веке начался упадок Теотиуакана, некоторые его жители мигрировали, дав начало культурам мексиканцев и
тольтеков. Мексиканцы примерно в 14 веке поселились на острове Теночтитлан и основали там свою столицу.
В 1325 году Теночтитлан стал столицей
Империи ацтеков и за короткое время приобрел значение важнейшего города региона. Очень быстро его население составило более полмиллиона жителей, что сделало его одним из крупнейших городов мира. Теночтитланом в то время правил император
Тлатоани.
Согласно мексиканской мифологии, бог Уицилопочтли приказал основать город на этом месте, в центре озера Тескоко. С берегом его соединили четырьмя большими деревянными мостами, которые быстро разбирались в целях безопасности. Обеспечивая непрерывное снабжение, Теночтитлан пересекали большие каналы, а широкие проспекты соединяли самые важные части города.