Погребённые под вулканическими обломками на протяжении почти 2000 лет, прекрасно сохранившиеся настенные росписи были обнаружены археологами в древнеримском городе.
На этой неделе в Помпеях команда археологов обнаружила новую пару фресок, потрясающе ярких на фоне тёмных стен. Елена Троянская,
бог Аполлон и другие узнаваемые фигуры из мифологии изображены на фресках, которые, по словам археологов, являются одними из лучших фресок, найденных до сих пор в Помпеях, раскопки которых продолжаются уже почти два века.
Помпеи - древнеримский город, погребённый под слоями пепла и пемзы после извержения Везувия в 79 году до н. э, его руины входят в число самых важных и известных археологических открытий в мире.
Роберте Приско, главному реставратору, пришлось провести несколько дней, пытаясь предотвратить обрушение арки. «Это огромная ответственность», - говорит она. «Мы прониклись страстью и глубокой любовь к тому, что делаем, потому что то, что мы находим и защищаем, предназначено также для поколений, которые придут после нас».
В результате раскопок конца XIX века в одном из углов археологи обнаружили прачечную. Благодаря последним работам по соседству были найдены оптовая пекарня, а также парадная резиденция с тёмной комнатой. Группа археологов выяснила, что эти три помещения скорее всего связаны между собой не только физически - через водопровод и особые проходы, но и с точки зрения их принадлежности.
Фото: thecollector.com
Благодаря многочисленным надписям с инициалами «АРВ» удалось идентифицировать личность хозяина дома. Буквы встречаются на стенах и даже на жерновах пекарни. «Мы знаем, кто такой «АРВ»: это Аулус Рустиус Верус», - объясняет археолог парка доктор Софи Хей. «Мы знаем его по другой политической пропаганде в Помпеях. Он был очень богатым политиком. Мы думаем, что именно ему принадлежит шикарный дом за пекарней и прачечной».
Нетронутые фрески изображают греческую мифологию
В ходе активных раскопок в Помпеях был обнаружен большой банкетный зал с белым мозаичным полом и возвышающимися чёрными стенами с двумя красочными фресковыми росписями. Тёмный цвет, преобладающий в большом просторном зале, прозванном «Чёрной комнатой», скорее всего, был выбран для того, чтобы избежать видимых пятен дыма от ламп. «В мерцающем свете картины почти ожили бы», - говорит директор парка доктор Габриэль Цухтригель.
Удивительным образом сохранившиеся в первозданном виде после двух тысячелетий, две фрески оживляют греческую мифологию в ярких красках на внушительных стенах. На первой фреске греческий бог Аполлон пытается соблазнить Кассандру, пророчицу, одарённую способностью предвидения.
Фото: thecollector.com
Отвергнув сексуальные домогательства бога, Кассандра была проклята на то, чтобы никто не верил в её предсказания, хотя они всегда оказывались точными. Продолжая миф, на второй фреске изображён Парис, принц
Трои, встречающий легендарно прекрасную Елену - роковое знакомство, о котором Кассандра тщетно предупреждает, что оно положит начало Троянской войне.
Последние фрески Помпеи
«Чёрная комната» является частью большого дома, в котором раскопки продолжаются уже год. Дом относится к жилому и коммерческому кварталу, вероятно, принадлежащему одному богатому человеку, в районе Помпеи, известном как «Регион 9». Судя по всему, во время извержения Везувия в доме велись ремонтные работы, о чём свидетельствуют найденные внутри строительные инструменты и стопки плитки.
Скорее всего, перед извержением вулкана «Чёрная комната» была заново отделана, поэтому недавно обнаруженные фрески - одни из последних произведений искусства, когда-либо созданных в древнеримском городе.
Археологи осторожно извлекают артефакты из дома для изучения и сохранения на месте. На фрески, которые нельзя снять со стен, наносится гипсовый клей, чтобы они надёжно держались на месте. Каменная кладка также укрепляется с помощью строительных лесов, а над объектом устанавливается временная кровля.
Во время извержения Везувия во всех домах велись ремонтные работы. В спешке убегающие рабочие оставили аккуратно сложенную черепицу; горшки были наполнены известковым раствором и ждали своего часа, а также остались совки и кирки, а деревянные ручки давно сгнили.
Фото: thecollector.com
В пекарне были обнаружены единственные скелеты, найденные при раскопках. Двое взрослых и ребёнок были раздавлены падающими камнями. Есть предположение, что это могли быть рабы, которые оказались в ловушке и не смогли спастись от извержения. Но это лишь догадки.
«Когда мы ведём раскопки, нам интересно, что именно перед нашими глазами», - объясняет один из ведущих археологов доктор Дженнаро Иовино. «Как на театральной сцене, у вас есть декорации, участники представления и виновник, которым является Везувий. Археолог должен уметь заполнять пробелы - рассказывать историю о пропавших актёрах, семьях и детях, людях, которых больше нет».
Продолжающиеся раскопки Помпеи
Помпеи возникли примерно в VII веке до нашей эры на территории нынешней итальянской области Кампания, недалеко от Неаполя, у подножия вулкана Везувий. Когда-то шумный древнеримский город, Помпеи был погребён под многометровым слоем пепла и обломков после извержения вулкана в начале тысячелетия. Разрушительно быстрое погребение скрыло и сохранило руины Помпеи на века, сделав их богатым источником информации о людях и культуре древнеримского мира.
Фото: bbc.com
Помпеи были заново открыты лишь в конце XVI века, а раскопки официально начались только в середине XVIII века, что ознаменовало появление современной археологической науки. Спустя более 150 лет треть древнеримского города всё ещё не открыта. Нынешние археологические раскопки в Помпеях, в результате которых были обнаружены фрески «Чёрной комнаты», считаются самыми крупными за последнее поколение.