Мусор - это сокровище в древнеегипетском городе Оксиринх, где в курганах макулатуры были обнаружены многовековые папирусы, как светские, так и священные.
Когда исследователи изучают древние артефакты, то обычно представляют их как предметы, которыми люди дорожили. Но если действительно есть желание узнать сокровенные подробности повседневной жизни древних, то стоит посмотреть на выброшенные ими вещи.
Пожалуй, нет лучшего примера, чем Оксиринхские папирусы - удивительная коллекция текстов (насчитывающая не менее полумиллиона фрагментов), которые были обнаружены в древнеегипетских мусорных кучах в конце XIX века. Находки в Оксиринхе - от заказов на еду до священных писаний - рисуют картину древней жизни, которая способна удивить учёных.
Древний город Оксиринх
В Западной пустыне Египта, на берегу реки Бахр-Юсеф, расположен древний город Оксиринх. Когда-то город назывался Пер-Меджед, в честь священной нильской рыбы-слона, и был столицей 19-го верхнего египетского нома.
Когда
Александр Македонский завоевал Египет в 332 году до н. э., греческие граждане заселили город и переименовали его в Оксиринх-полис, «Город остроносой рыбы». Город оставался процветающей региональной столицей на протяжении всей эпохи Птолемеев и во время римского правления.
В городе был большой театр, общественные бани, гимнастический зал и храмы богов, таких как греко-египетское божество Серапис. Его окружали сельскохозяйственные угодья, орошаемые ежегодным разливом Нила. Когда в I веке н. э. в регионе утвердилось христианство, Оксиринх также стал известен своими многочисленными церквями и монастырями.
В византийский и арабский периоды город неуклонно стремился к упадку и, в конце концов, превратился в руины. Большая часть его построек была перестроена и превратилась в современную деревню Эль-Бахнаса. Однако дни славы Оксиринха остались не совсем позади. Во время британской оккупации Османского Египта в конце 1890-х годов два молодых археолога сделали открытие, которое поставило Оксиринх в центр внимания мировой общественности и закрепило за ним место одного из самых значимых мест в истории.
Раскопки: мечтая о папирусах
Бернард Пайн Гренфелл и Артур Сурридж Хант из Колледжа королевы в Оксфорде мечтали обнаружить великие греческие шедевры, утраченные во времени. При поддержке нового греко-римского отделения Фонда исследования Египта они отправились в Оксиринх.
Фото: thecollector.com
Гренфелл догадывался, что это перспективное место для поиска греческих рукописей. Поскольку это был видный столичный город, в нём должно было проживать много состоятельных людей, которые могли позволить себе содержать библиотеки литературных текстов. Не исключалось, что они могли найти и раннехристианскую литературу, учитывая количество церквей и монастырей, некогда существовавших на этом месте.
Когда Гренфелл и Хант прибыли на место зимой 1896 года, оно выглядело не так многообещающе, как они себе представляли. Уцелевшие постройки города плохо сохранились. Большинство домов и построек были снесены до фундамента, и вряд ли можно было найти что-то ценное. Они надеялись найти что-нибудь интересное на греко-римском кладбище к западу от города. Некоторые из самых выдающихся греческих литературных свитков были найдены похороненными вместе со своими владельцами в могилах. К сожалению, раскопки на кладбище не оправдали их ожиданий.
Тогда они решили покопаться в курганах за городом, куда древние жители города сбрасывали свой мусор. Находки в этих курганах, скорее всего, были менее ценными и находились в худшем состоянии, поскольку были целенаправленно выброшены. Однако вскоре исследователи обнаружили, что эти мусорные курганы были гораздо более впечатляющими, чем обычная свалка.
Раскопки: поток папирусов
Гренфелл и Хант поручили местным рабочим рыть траншеи сбоку от одного из невысоких мусорных курганов. Тогда-то и начался поток папирусов. В своём археологическом отчёте о раскопках Гренфелл написал, что «огромное количество папирусов вскоре превратилось в поток, с которым было трудно справиться».
Фото: thecollector.com
Два человека начали изготавливать металлические контейнеры, чтобы хранить вместе фрагменты папируса, найденные в одном и том же месте. В течение следующих десяти недель люди, изготовлявшие жестянки, с трудом поспевали за количеством папирусов, обнаруженных в курганах.
Сухой климат региона в сочетании с огромным количеством материала, сброшенного туда со временем, сохранил беспрецедентное количество древних папирусов.
За время работы с 1896 по 1907 год Гренфелл и Хант обнаружили около полумиллиона фрагментов папируса, от небольших обрывков до полноразмерных рулонов.
Большая часть коллекции написана на греческом, но присутствуют и другие языки, в том числе латынь, коптский и арабский. Это самая большая коллекция древних папирусов в современном мире.
Можно с уверенностью сказать, что Гренфелл и Хант осуществили свою мечту - раскопали великие
шедевры греческой литературы. Литературные папирусы, составляющие лишь десятую часть всей коллекции, включают в себя как известных греческих классиков, так и несколько давно забытых произведений.
В список древних поэтов, математиков, историков и драматургов входят такие известные имена, как Гомер, Платон и
Аристотель. В курганах Оксиринха было обнаружено несколько ранее неизвестных текстов, утраченных в Средние века, а также значительно расширенные версии известных и любимых всеми произведений. Человечество может поблагодарить Оксиринх за комедии Менандра, поэзию Сапфо и одну из древнейших сохранившихся диаграмм отца геометрии
Евклида.
Фото: thecollector.com
На месте раскопок было обнаружено огромное количество богословских текстов, включая фрагменты Септуагинты, Нового Завета и апокрифических текстов. Открытие этих текстов оказало огромное влияние на изучение Нового Завета и раннего христианства. Это одни из самых ранних христианских текстов, когда-либо обнаруженных, и они проливают свет на древние традиции писания.
Одной из первых значительных находок, сделанных Гренфеллом и Хантом в ходе раскопок, стал лист из книги, содержащей изречения
Иисуса, некоторые из которых никогда не встречались ранее. Здесь есть фрагменты четырёх канонических Евангелий Нового Завета, а также внеканонической литературы, такой как Евангелие от Фомы, Деяния Петра, Деяния Павла и Феклы и «Пастырь» Ерма. В изобилии представлены и другие христианские материалы, включая молитвы, амулеты и письма.
Нелитературные произведения
Большинство текстов, дошедших до наших времён из древности, представляют собой именно те впечатляющие произведения, которые Гренфелл и Хант надеялись найти в Оксиринхе. Популярная литература, священные писания и рассказы о влиятельных людях сохранились потому, что их часто копировали и распространяли или целенаправленно сохраняли. Однако одна из особенностей Оксиринхских папирусов заключается в том, что большая часть коллекции состоит из нелитературных документов, рассказывающих о повседневных делах обычных людей.
Фото: thecollector.com
Нелитературные предметы, обнаруженные в этом месте, обширны и разнообразны. В них собраны практически все виды документов, составленных в общественных и частных сферах на протяжении веков: расписки, регистрации, приказы, споры, завещания, личные письма, школьные упражнения, гороскопы и многое другое.
Гренфелл сообщил о некоторых курганах, где количество папирусов было настолько велико, что, скорее всего, это свидетельство того, что часть местных архивов была выброшена в массовом порядке. Эти документы позволили учёным получить уникально глубокое представление об этом древнем городе, начиная от структуры правительства и заканчивая повседневной жизнью обычных людей.
Правительственные документы, такие как эдикты, судебные приказы и налоговые отчёты, предоставляют учёным бесценную информацию о политической и экономической ситуации в регионе. Более частная переписка, например, письма и приглашения, позволяет взглянуть на социальную жизнь Оксиринха.
Фото: thecollector.com
Одно из таких приглашений II или III века н. э. гласит: «Аммониос приглашает вас отобедать на банкете владыки Сераписа в обеденном зале Серапейона 9 числа, начиная с 9 часов». Хотя эти нелитературные документы, безусловно, менее вычурны, чем литературные и богословские тексты Оксиринха, они не менее важны для изучения древнего мира.
Последствия: ценность мусора
Гренфелл и Хант опубликовали первые тексты из Оксиринхских папирусов в 1898 году. С тех пор люди продолжают находить, анализировать и публиковать фрагменты, найденные в курганах Оксиринха. Папирусы были распространены Фондом исследования Египта (ныне Общество), но большая часть коллекции хранится в Оксфордской библиотеке искусства, археологии и древнего мира.
Современная наука об Оксиринхских папирусах отражает серьёзные изменения в области классики и изучения Нового Завета. Многие учёные пересматривают сомнительные тенденции в своих областях, такие как предпочтение одних текстов другим на основании их значимости в современной культуре и религии. Что означает, что священные тексты и любимые классики были выброшены в одну кучу с заказами на пшеницу, платежами за кукурузу и регистрацией коз и овец?
Помещая важные произведения истории в контекст мусорной свалки, учёные могут рассматривать древние тексты на собственных условиях, с меньшим предубеждением к произведениям на основании современных веяний или святости.
Фото: thecollector.com
Например, Анне-Мари Люйендийк, исследователь Нового Завета и папиролог, интересуется тем, что она называет «смерть кодекса», или «повреждение, незаинтересованность и уничтожение христианских рукописей» в Оксиринхе. Эта невероятная коллекция папирусов продолжает открывать новые захватывающие направления исследований, демонстрируя как сокровища, которые можно найти в мусоре, так и обратную сторону современных сокровищ.