Многие философы расходятся во мнениях относительно действительности того факта, что человек может находиться физически в двух местах одновременно. Они справедливо спорят о том, что билокации святых являются лишь несуществующими видениями. Однако, в 17 веке считалось, что обвиняемые в колдовстве являлись в видениях своим жертвам, даже если в то время они находились в другом месте.
Случай в латвийском пансионате
В 1845 году стало известно о способностях к билокации учительницы французского языка, Эмили Саже, работавшей в латвийской школе-интернате. Этой историей занялись трое учёных: американский политический деятель и спиритуалист Роберт Дейл Оуэн, французский астроном Николя Камиль Фламмарион и русский парапсихолог Александр Аксаков. У них было мало материала для изучения, лишь один прямой свидетель, Жюли де Гюльденштуббе. Без доказательства фактов эта история остаётся классической в анналах тем о двойниках, билокации и других паранормальных явлений.
Женская гимназия, где работала Эмили, называлась «Пансионат Нойвельке», и в 1845 году в ней учились 42 барышни, дочери знатных родов. Среди них была тринадцатилетняя мадемуазель Жюли, дочь барона де Гюльденштуббе, которая и рассказала эту историю. В том году в школе появилась новая учительница французского языка, 32-летняя француженка мадемуазель Эмили Саже. Она обладала стройной фигурой, каштановыми волосами и светло-голубыми глазами, была ростом чуть выше среднего, добродушной, но легко возбудимой.
Буквально через несколько недель обнаружилось, что многие студентки видели её в одно и то же время в разных местах. В классе Жюли было 13 девочек, и однажды на уроке все барышни вдруг увидели сразу двух мадемуазель Саже, писавших на доске одну рядом с другой. Двойники были совершенно одинаковы, использовали одни и те же жесты, только одна из них писала, держа в руке кусочек мела, а другая только имитировала движение без мела в руке.
Подобные явления повторялись на протяжении месяцев. Иногда двойник точно имитировал оригинал, а иногда нет. Однажды на первом этаже главного корпуса все 42 девушки занимались в большом зале вышивкой под наблюдением одной из учительниц. В окно они увидели мадемуазель Саже, собиравшую в саду её любимые цветы, а учительница, присматривающая за девочками, на минуту вышла из зала.
Неожиданно в кресле, где только что сидела наставница юных рукодельниц, появилась фигура мадемуазель Саже. Но когда удивлённые барышни выглянули в сад, она была и там, по-прежнему собирая цветы, но двигалась очень вяло и медленно, как ходил бы утомлённый или сонный человек. Девушки снова посмотрели на кресло: там сидела Эмили неподвижно и молча.
Студентки к этому уже настолько привыкли, что две самых смелых решили встать и прикоснуться к «привидению». Они утверждали, что ощутили на ощупь как будто ткань из тонкого муслина. Затем одна из двоих девушек подошла близко к креслу и прошла сквозь фигуру Эмили. Привидение не изменило позиции и никак не отреагировало на это. Наконец фигура постепенно исчезла, и только после этого настоящая мадемуазель Саже в саду возобновила свою деятельность по сбору цветов в обычном ритме.
Фото: dzen.ru
Эмили проработала в пансионате полтора года, и на протяжении всего времени продолжались странные явления её раздвоения. Девочки рассказывали об этих событиях родителям, и хоть им и не верили, но взрослые забеспокоились и стали забирать дочерей из школы. В конце концов, из 42 осталось только 12 девочек, поэтому руководство попросило Эмили уволиться. Этот разговор слышала Жюли де Гюльденштуббе, и она утверждала, что Эмили горько воскликнула: «Ах! Это уже девятнадцатый раз! Как это тяжело вынести!»
Оказалось, что она преподавала с 16 лет и до своего поступления в Нойвельке работала в восемнадцати различных школах. Покинув школу, Эмили уехала жить к одной родственнице, у которой было несколько маленьких детей в возрасте 3-4 лет. Мадемуазель Жюли де Гюльденштуббе, окончив школу, приехала навестить свою бывшую учительницу и узнала, что все дети часто «видели две тёти Эмили».
Астроном Камиль Фламмарион решил заняться поисками каких-либо сведений о рождении Эмили. Сначала он познакомился с Жюли, найдя её очаровательной, очень интересующейся спиритуализмом, которая подтвердила всё, что случилось в их школе. Затем учёный поехал в Дижон, родной город Эмили, и нашёл там запись в актах гражданского состояния, что некая Маргарита Саже 3 января 1813 года родила девочку от неизвестного отца и назвала её Октави. Никакой другой фамилии Саже во французских реестрах зарегистрировано не было.
Камиль Фламмарион предположил, что Эмили могла изменить имя из-за стольких неудач в поисках работы. Однако в 18 других школах, где она якобы работала, никто никаких показаний по поводу этого странного явления не предоставил.
Билокация в фольклоре разных стран
В парапсихологии известен аномальный опыт, характеризующийся восприятием живого существа без каких-либо материальных стимулов. Некоторая часть человеческого существа может переживать состояние, подобное смерти и при определённых обстоятельствах это может быть заметно для живых людей. Участниками такого призрачного опыта могут стать как люди, животные, так и неодушевленные предметы.
Двойники в мифологии часто изображаются как полупризрачное явление и обычно считаются предвестником неудачи, а некоторые традиции называют двойников злыми близнецами.
В финском фольклоре не только люди, но и все предметы и места имеют своего духа-хранителя, называемого этиайнен. Он представляет собой образ, идущий впереди человека и совершающий всё то, что потом делает этот человек. Например, если дома кого-то ждут, то могут услышать звук хлопнувшей двери или даже увидеть силуэт. Этиайнен является настолько призрачным явлением, что служит только для того, чтобы убедиться, что всё это показалось и никто ещё не пришёл. Он также может относиться просто к ощущению того, что что-то должно произойти. Увидеть такого призрака иногда означало наступление плохого года.
В отличие от гадания или
ясновидения, этиайнен не может быть вызван, поскольку является спонтанным. Скорей наоборот, будучи привидением, он вызывает тревогу и является нежеланным. Он не обязательно должен быть драматичным, хотя и может быть связан со смертельным случаем, зачастую его можно считать способом объяснения психологического предчувствия.
В скандинавском фольклоре предшественником духа является Вардёгер. В историях о нём рассказывается, что до того, как прибудет физически реальный человек, его близкие могут слышать его голос или шаги, видеть в определённом месте его силуэт и даже чувствовать запахи. Подтекст в подобных ситуациях обычно менее зловещий, чем видение двойника, тем не менее это является формой
билокации. Иногда вардёгер считается своего рода духом-хранителем, тогда он олицетворяет внутреннюю сущность человека и проявляется в виде животного, которое наиболее близко к его личности.