С ростом территорий инков росло и управление огромной империей. Пока государство представляло собой лишь несколько общин вокруг столицы Куско, для регулирования их жизни не нужно было более чем несколько чиновников. Но когда инки завоевали множество этнических групп, возникла необходимость в расширенных структурах, которые отвечали за контроль над регионами империи.
Административная система инков
Главной административной силой инков, регулировавшей отношения между периферийными регионами и центральной властью, были взаимность и перераспределение. На благо всего общества происходил обмен товарами, при котором племена, производившие избыток кукурузы и нуждавшиеся в шерсти для изготовления одежды, совершали взаимовыгодный обмен этой продукцией. Туземцы получали усовершенствованные методы выращивания сельскохозяйственных товаров и помощь в сборе урожая, а взамен предоставляли общинам рабочую силу и свою продукцию.
Подобная сложная экономика была обязательной и обобщенной. Местные вожди являлись посредниками с центром управления в столице империи Куско и одновременно надзирателями за своими подданными. Они заключали браки с членами королевского двора, а взамен предоставляли своих дочерей в наложницы благородным лордам инков.
Административная деятельность местных вождей заключалась в снабжении людьми для чрезвычайных работ империи, её армии, содержания дорог, а также решения различных задач на их территории. Но и над вождями завоёванных этнических групп осуществлялся постоянный контроль сверху в лице группы чиновников, следящих за их работой и в случае недееспособности увольнявших их без колебаний.
Общины империи были сгруппированы по десять тысяч, тысячу, а иногда и всего лишь сто семей, и королевские чиновники должны были их контролировать. Инки очень любили статистику, точность и определённый принцип во всём, поэтому они делили свой народ на возрастные категории: в зависимости от физической силы конкретные задачи поручались группам, состоящим из десяти мужчин и десяти женщин.
Фото: dzen.ru
За всей системой следила подчиняющаяся лично Верховному инке и внушающая страх всем остальным группа инспекторов - «Тукуирикук». Отчитывался о работе всей сложной бюрократической машины перед Верховным инкой Совет, в который входили представители каждого региона империи, верховный жрец и наследник престола.
Экономика на благо общества
Бюрократию обычно поражает главный порок - коррупция. Административная организация инков ни в малейшей степени не была затронута ею, поскольку была чрезвычайно эффективной и чётко сформулированной, хоть и очень сложной. Их фундаментальной характеристикой была солидарность, которая на языке кечуа имела три значения.
Вклад человека в свою семейную общину, айллу, назывался «айни», обязательство перед своими родными. «Минка» означало вклад нескольких айллу на пользу всему сообществу, например, прокладка дорог или строительство мостов. «Мита» означало форму коллективной работы на пользу всего государства. Это была своего рода дань, причём единственная, известная инкам.
У инков не было денег, собственность была в основном общественная, каждая семья имела очень мало личных вещей, только самое необходимое.
Вся государственная экономика опиралась на единственную вещь, которой обладали все - коллективную рабочую силу, предоставляемую по первому требованию и на благо всего общества. Жреческая власть, дети Солнца, элита и сам Верховный инка всегда располагали человеческими ресурсами для обработки их земель.
Но хоть владения и не были у всех одинаковые, общины ни в чем не нуждались, располагая достаточными землями для существования. При завоевании новых территорий центральная власть оставляла за государством приобретённые земли только в том случае, если они считались излишками. Остальные распределялись по общинам, а если земли оказывались засушливыми и непригодными для возделывания, у империи всегда находились технологии, чтобы помочь общинам сделать землю плодородной.
То же касалось и продуктов: если находились излишки для нужд элиты или духовенства, они использовались для различных общин или сохранялись на случай неурожайного года. Такое распределение не раз спасало от голода народ инков, и такая политика была главной причиной благополучия империи.
Но за все блага, которые государство предоставляло общинам, от них требовалось неукоснительное соблюдение законов. Не допускалось безбрачие, если девушка по какой-либо причине не находила себе мужа, она предлагалась в качестве второстепенных жён членам королевской семьи или знатным чиновникам.
Фото: disgustingmen.com
Таким образом, любой обычный человек, даже самый незнатный, всегда ощущал себя частью чего-то важного, гармоничного, превосходящего его индивидуальную личность и всегда вознаграждающего его за любые его усилия. В его представлении Государство было огромным организмом, отражающим в земной вселенной божественную структуру. Поэтому у него не вызывало зависти более благоприятное положение элиты, поскольку его обязанности, совершенно отличные от других, были необходимы как для его особого социального положения, так и для блага всего общества.
Армия и оружие инков
Если низшие классы были воодушевлены своей собственной ценностью для общества, то для представителей благородного класса самым важным занятием была военная деятельность. Во время многочисленных войн за завоевание территорий инки сражались так же, как и жили, - сомкнутыми сплочёнными рядами. После того, как империя сформировалась, их военные представляли собой, скорей, руководящие кадры над подчинёнными этническими группами. Снова в ряды они выстраивались только для того, чтобы противостоять противнику.
Армия инков тоже разделялась по этническим группам, во главе каждой из которых стоял свой лидер. Они, в свою очередь, координировались генеральным штабом, и только в исключительных случаях во главе армии становился сам Верховный инка. Каждое войско имело свой цвет и военные эмблемы, и когда вся армия собиралась вместе, это было очень живописное зрелище, но в то же время производящее впечатление на противника.
В армии соблюдалась такая строгая дисциплина, что любое злоупотребление властью по отношению к населению каралось смертью. В районе, где велись военные действия, вдоль дорог размещались склады с продовольствием, чтобы призванные в армию из окружающих племен люди ни в чем не нуждались. Главным правилом было абсолютное повиновение начальству. Самым большим позором была трусость, даже те, кто не выказывал в бою достаточной воинственности, были обречены на всеобщее презрение.
У инков существовали определённые традиции, по которым они выбирали себе оружие. Они предпочитали рукопашный бой и использовали в основном короткие клинки, что оказалось для них фатальным в борьбе с испанцами на лошадях и вооружённых длинными копьями. Индейцы из лесов Амазонки хорошо умели обращаться с луком.
Называемые читтанами топоры инков изготавливались из камня, меди или бронзы с деревянной ручкой. Рогатки, называемые уарака, позволяли с большой силой метать камни даже размером с кулак. У инков были специальные отряды воинов, которые умели обращаться с подобным оружием, забрасывая градом камней противника, расстраивая его ряды и дезориентируя.
Любимым оружием жителей Анд была макана - деревянная дубинка с каменной насадкой в виде звезды с заострёнными краями, хорошо разбивающая врагам черепа.
В некоторых случаях использовались также «бола», связанные по два или три большие камни, которые инки бросали под ноги врагам, заставляя их падать, что позволяло другим воинам легко напасть на потерявшего равновесие противника.
Доспехи инки изготавливали в основном из дерева. Головы они защищали сплетёнными из тростника и связанными лентами из хлопка шлемами. Для них важнее была раскраска головных уборов, чем защита головы. Каждое племя имело свой орнамент на шлемах, отчего вся армия в целом сохраняла свою неповторимую живописность.
Фото: disgustingmen.com
Маленькие квадратные щиты, также изготовленные из дерева, они украшали длинным лоскутом ткани, доходившим почти до земли, с геометрическим орнаментом, который имел цель умилостивить богов и обладал особым магическим значением для его владельца. Тела воины защищали хлопчатобумажными лентами, туго обматываясь ими, которые, как ни странно весьма эффективно смягчали порезы клинков и удары дубинок.
Древние перуанские тактики не знали организованного отступления, бои продолжались до полного поражения противника и были очень кровопролитными. Причиной была железная дисциплина, навязанная войскам. Сеть прекрасно проложенных дорог, соединяющих все районы империи, позволяла в короткие сроки снабдить армию воинами, оружием и провизией.
На месте любой битвы каждый воин с максимальной скоростью мог достичь склада, полного оружия и продовольствия, и продолжить сражаться без необходимости покидать поле боя. А так как люди из различных частей империи по первому требованию собирались в мощную армию, это позволяла инкам со значительным численным превосходством противостоять противнику.
Важно было ещё и то, что разрушения и опустошения населенных пунктов враждебных инкам народов наносили последним сильный психологический урон, инки же об этом не беспокоились, прекрасно зная, что империя возместит любые убытки пострадавшим поселениям.
Но инки старались не разрушать завоёванные территории, заранее считая их уже своими. Покорённым народам они сразу же оказывали мирный приём в империи, гарантируя уважение к их религии и местным обычаям. К вождям завоёванных племён немедленно направляли послов, которые во всех красках расписывали благополучие в регионах, уже подвластных инкам.
Только в случае сопротивления
инки применяли силу, но после того, как противник сдавался, пусть даже ценой огромных потерь, он снова обретал уважение империи. Лидеры повстанцев заменялись верными подданными, но население принимали в общество, иногда переселяя в другую местность.