Чтобы объединить всё завоёванное инками население в империю, они непременно должны были участвовать в военных действиях. Для облегчения задачи завоеваний была придумана особая система, заключающаяся в депортации определённых социальных групп, зачастую принудительная. Переселенцы на языке кечуа назывались «митмаки».
Завоевание новых территорий
Эти принудительные перемещения касались, в основном, этнических групп, проявивших особую враждебность к империи. В этом случае переселяли целые племена в надежде, что, оказавшись вдали от своих регионов, они потеряют всякое стремление к восстанию. Иногда, наоборот, среди мятежных племён расселяли общины, доказавшие империи свою лояльность, чтобы своим примером они оказывали помощь государству в умиротворении бунтовщиков и осуществляли надзор за ними.
Переселения происходили также с учётом климатических особенностей и привычек народов. Население, приспособленное жить на прибрежных территориях, переселялось на другие земли вблизи моря, а жителей горных деревень перемещали в другие районы Анд. Перемещённому населению разрешалось сохранять свои обычаи и им не навязывали самобытность новой для них местности. Они могли привезти с собой священные реликвии и сохранить свою религию, но ни при каких обстоятельствах им не разрешалось вернуться в страны своего происхождения под страхом смертной казни.
Жена императора инков
Неслучайно в мифе о происхождении инков главную роль играет женщина - Мама Уако, обладающая множественными чертами воинственной натуры. Её роль магически-религиозная, благодаря которой и с помощью хитрости она побеждает врагов. Женщинам инков был присущ характер воинственности, взятый из древних мифов, и типичен для их общества и для народа Куско.
Другая особенность женщин инков, отличающая их от других народов, заключалась в активном участии в осуществлении жреческой власти. И опять один из главных мифов подтверждает это: первобытный герой Манко разделил власть над Куско со своей сестрой-женой Мамой Окло, отдав ей нижнюю часть города, в которой был расположен только что основанный храм Солнца. С тех пор там проживали как государи, так и жрецы. Другое женское начало - Мама Квилла, богиня Луны и сестра-невеста Инти, бога Солнца, являлась важным ориентиром религии инков.
Роль женщины Анд была священна, что подтверждалось в суверенитете, самом важном проявлении социальной иерархии.
Рядом с монархом,
Капаком Инкой, всегда находилась королева,
Койя, в глазах подданных являющаяся аналогом государя. Официальный брак правящей четы был обязательным условием и совершался в момент коронации. Как небо не могло существовать без
Солнца и
Луны, так для инков империя не могла представить себе правителя без супруги. Со времён
Тупака Юпанки государь женился на одной из своих сестер по отцовской линии. Жениться на сестре могли только правители, для всех остальных подобный инцест был запрещён.
Обязанности Койи, королевы, были очень сложными. Во время многочисленных военных походов государя она фактически брала на себя правление империей. Даже когда муж находился во дворце, он постоянно советовался с супругой, а она активно помогала ему в управлении.
Койя посещала различные религиозные мероприятия, пользуясь уважением даже самых благородных подданных. Девушки из самых знатных семей входили в её свиту, а передвигалась она только на носилках. Королева не только наслаждалась величием мужа, но и сама жила в таком же великолепии. После смерти правителя вся семья Койи помогала ей защищать право её сына на престол, участвуя вместе с ней в политической борьбе.
Положение других женщин империи
Знатные женщины ниже по рангу членов королевской семьи назывались Палла, и многие из них выбирались верховным Инкой в качестве второстепенных жён. В этом случае они пользовались почти таким же уважением, как Койя, особенно если им удавалось родить правителю наследников. Дочерей государя звали Нюста, принцессы выдавались замуж за самых знатных особ. Одна из них выбиралась в жёны тому, кому суждено было унаследовать трон, то есть выйти замуж за брата и стать впоследствии Койей.
Так как инки уважали традиции завоеванных народов, они уважали и их женщин, самых знатных из них называя «курака». Но иметь несколько жён разрешалось лишь правителям, простые семьи были строго моногамны. Замужние женщины всю жизнь помогали своим мужьям ухаживать за животными и обрабатывать поля, не забывая и свои обязанности воспитания детей и изготовления одежды.
Существовала и ещё одна категория женщин, называемых «девами Солнца». Они удалялись в отдельные общины, которые не были монастырями в обычном понимании этого слова, так как там царила достаточно сложная иерархия. Одни из них занимались исключительно поклонением божествам и служению храмам, причем их количество было ограничено. Самые привлекательные специально обучались, чтобы стать наложницами верховного Инки или самых достойных дворян. Остальные занимались пошивом одежды для королевского двора и изготовлением особого ликёра для подношений божествам на основе кукурузы, который назывался
чича.
В эти общины отбирали женщин из разных округов, и они должны были оставаться там на протяжении нескольких лет, а затем с почестями возвращались домой, и им было разрешено выйти замуж. Только истинные девы Солнца, которые полностью посвящали себя служению божествам, оставались там на всю жизнь. Все они должны были быть целомудренными, а любое нарушение правил каралось смертью. Эти монастыри посещали и благородные женщины Куско, но с целью образования. Научившись
этикету, они соблюдали его дома, освобождённые от чёрной работы.
Правосудие в зависимости от социального класса
В зависимости от того, к какому классу принадлежали виновные, к элите или простому народу, инки применяли разные наказания за совершённые преступления. Простолюдины подвергались телесным наказаниям, а дворянам старались нанести как можно больший удар по их гордости и достоинству.
В зависимости от преступления для дворянского сословия предусматривались публичный выговор, стрижка волос, конфискация имущества, изгнание из касты, увольнение с должности, тюремное заключение или казнь через обезглавливание.
Простолюдинов пороли, отправляли на принудительные работы, а за тяжкие преступления казнили. За предательство после казни с человека сдирали кожу и делали из неё барабаны, а из черепов - кружки, чтобы люди всегда помнили о их позоре. Если дева Солнца не соблюдала целомудрие, её хоронили заживо, а её возлюбленного вешали. За прелюбодеяние простых людей забивали камнями. За особо тяжкие преступления против святости божеств или суверенитета инков наказывали всю семью преступника, так как в семейных общинах должна была царить солидарная ответственность.
Судьи должны были вершить правосудие очень быстро. Если в течение пяти дней они не могли вынести приговора, их подвергали тем же наказаниям, что и преступников. Военнопленных бросали в закрытую тёмную яму с ядовитыми змеями или дикими животными, и если они выживали в течение двух дней, их отпускали.