На территории современного Перу между 12 и 16 веками образовала обширную империю одна из крупнейших доколумбовых цивилизаций - инки.
Историки всегда задавались вопросом, прибыли ли инки из далёких стран в результате миграции или они являлись коренным населением Анд. Чтобы ответить на этот вопрос, одни учёные направили свои исследования на изучение лингвистики и морфологии, а другие ориентировались на мифы о их происхождении.
Происхождение инков
В ходе исследования археологов сразу обнаружились различия между черепами коренных перуанцев и черепами инков, которые отличались более развитым лицевым углом. Возникло мнение, что инки принадлежали к чужеродному этносу, несмотря на распространённый в Перу обычай деформации черепа, который давал впечатляющие результаты.
В результате анализа языка инков выяснилось, что они говорили на тайном наречии, которое оставалось непонятным коренному народу Перу, но быстро утерянном после завоевания Латинской Америки испанцами.
Свой язык инки считали остатком того наречия, на котором они говорили на родине. Они называли её долиной Тампу, где, согласно их мифам, находилось священное место зарождения династии и где родился первобытный герой Манко Капака. Говорить другим на их тайном языке было строго запрещено.
Используя лингвистические знания, учёным удалость определить, что инки были выходцами из местности, расположенной недалеко от озера Титикака, где говорили на исчезнувшем языке пукина. Покинув этот регион, они поселились в местности под названием Куско, где смешали свой язык с местными языками аймара и кечуа. Но их тайным языком остался архаичный пукина, со временем забытый и сохранившийся только внутри элиты.
Легенда об основании империи
На мысе Святой Елены поселились пришедшие с севера люди во главе с их королём Тумбе. Во время своего правления он организовал несколько экспедиций на юг, расширил и укрепил своё королевство и завещал его двум своим сыновьям, Отое и Квитумбе. После смерти отца братья поссорились, и Квитумбе вместе со своими подданными ушёл к месту, где сегодня расположен город Тумбес, но оставил свою беременную жену Ллиру в королевстве отца, обещав вернуться за ней.
Отоя, предаваясь нечестивой и порочной жизни, остался на земле, основанной отцом, но был наказал за свои грехи вторжением расы гигантов, которые заключили Отою в тюрьму, где он и умер. На помощь бедному порабощенному народу пришёл молодой летающий бог, огненными струями поразивший сверху гигантов.
Фото: disgustingmen.com
Тем временем Куитумбе заселил плодородный остров Пуна и основал там свое королевство. Однако, он так увлекся, что забыл свою жену. Ллира же родила сына, назвав его Гуаянай, что означает «ласточка», и десять лет ждала мужа, пока до нее не дошла весть об успехах Квитумбе. Тогда женщина поняла, что муж бросил её и не собирается возвращаться. Боль переросла в горькую обиду на неверного супруга, в результате чего Ллира возненавидела даже их сына. Это могло бы плохо кончиться для мальчика, но в последний момент его похитил орел и унес от обезумевшей матери.
Хищная птица бросила Гуаяная на плавучий остров, где мальчик вырос, научившись выживать в невзгодах природы. После нескольких лет одиночества юноша рискнул достичь суши, где его схватили туземцы и собрались принести его в жертву. Дочь вождя, Сигара, влюбилась в Гуаяная и освободила его. Её возлюбленный убил четырех воинов, и они вместе сбежали обратно на плавучий остров с верными людьми принцессы.
Квитумбе к тому времени умер, а его преемник Тома оказался жестоким правителем. От него сбежал даже собственный сын с несколькими товарищами, достиг моря и на самодельном плоту попытался пуститься в плавание. Молодых людей штормом выбросило на остров Гуаяная, где они вместе организовали небольшую общину. У Гуаяная и Сигары родился сын Атау, который после смерти отца стал вождем разросшейся к тому времени общины из восьмидесяти человек. Маленький остров больше не мог содержать такое количество людей.
Тогда Атау послал своих детей во главе с сыном Манко на материк, чтобы найти подходящую землю для переселения племени. Манко все любили и за ним охотно последовало множество людей. Он собрал три группы, которые на каноэ отправились каждая в своём направлении. Две группы погибли, но каноэ Манко, преодолев все невзгоды, достигло берега, и исследователи поднялись в Анды, достигли озера Титикака и укрылись в пещере неподалеку. Изучив предания местных жителей, мудрый вождь Манко узнал, что оракулы предсказали скорое рождение сына Солнца.
Чтобы не подвергать своих людей опасности, Манко решил воспользоваться легендой и и послал своего человека сказать туземцам, что они прибыли сюда, чтобы почтить рождение молодого бога. К его словам отнеслись с недоверием, но оставили пришельцев в покое. Тогда Манко переоделся в сияющие одежды и вышел из пещеры к изумленным туземцам, принявшим его за божество. Весть о том, что бог Солнца, Инти, послал на Землю своего сына, разнеслась по всей округе. Так начался эпос инков, а Манко основал империю и стал править людьми. Он взял себе имя Манко Капак, женился на одной из своих сестёр, которую звали Мама Оклло, и положил начало династии инков.
Манко Капак и Мама Оклло построили храм в его честь бога Солнца и основали будущую столицу государства инков вокруг этого священного здания.
История Куско
Итак, в долине Куско инки окончательно поселились в начале 13 века. Правда, им пришлось делить территорию с коренными жителями, но они усердно работали, занимаясь сельскохозяйственным трудом, который перемежался редкими стычками из-за контроля над пахотными землями. От коренных перуанцев их отличало то, что они построили свой храм в Куско, ставший точкой отсчёта их культуры.
Фото: disgustingmen.com
Во всей округе большой популярностью пользовались жрецы инков, но их правители имели власть только среди своего народа. Преемником Манко Капака стал Синчи Рока, а его сменил Ллоке Юпанки, что означает «памятный левша». Посредством браков с другими племенами инки заключали выгодные союзы.
С четвёртым правителем инков, которого звали Майта Капак, связан миф, положивший начало образованию империи. Титул «Капак», который носил и Манко, означает «абсолютный правитель». Тот факт, что его взял и Майта с согласия своего народа, показывает, что с этого момента инки стали считать себя настоящей нацией.
Согласно мифу, Майта столкнулся с племенем алькабизов, утверждавшим, что они находятся в родстве с инками по линии брата Манко, также рождённого от бога Солнца. Это не встретило поддержки священников, не желавших вмешиваться в распри королевской власти, а распространять своё влияние на народ только посредством религиозных ритуалов. Выход нашёл преемник Майты, пятый правитель инков Капак Юпанки, объединив в союз все племена и сохранив за собой лидерство. Следующим шагом и стало создание империи.