Искусство медицины для древних майя представляло собой сложную смесь науки, ритуалов, религии, тела и разума. Практику лечения могли проводить лишь избранные после долгой подготовки. Помимо следования религиозным ритуалам эти шаманы владели и определёнными навыками, а именно: они умели пломбировать зубы пиритом, изготавливать зубные протезы из
бирюзы и нефрита, лечить гематомы, вправлять сломанные кости и зашивать раны человеческими волосами.
Ритуалы и церемонии
Майя считали, что болезни насылаются за неправильное поведение сверхъестественными существами. Поэтому лечение сопровождалось ритуалами очищения. Они знали о воздействии многих лекарственных трав на организм человека, используя их в качестве отваров, курения, вдыхания, втирания в кожу и даже в виде клизм. Методами очищения являлись кровопускание, потоотделение и голодание.
Майя верили, что ритуалами и церемониальными подношениями можно умилостивить могущественных божеств. Боги создавали мир несколько раз, и каждый раз он погибал во время потопа. Извечная борьба добра и зла составляла вселенную. Добро несло изобилие, плодородие и дождь, а зло - войны, ураганы и засуху.
Посредниками между обитателями сверхъестественного царства и миром живых выступали умершие предки, а также шаманы. По мере развития цивилизации эту роль взял на себя правящий класс, оправдывая свое право на власть божественными предпосылками. Величайшим божественным царём майя был Аджав Кухул, причём этим именем они иногда называли и реальных земных правителей.
Вселенная майя делилась на небеса, где было 13 уровней, мир смертных, находящийся между раем и адом, и подземный мир с его девятью уровнями.
Четыре стороны света присутствовали на каждом уровне и обозначались разными цветами: запад был чёрным, юг жёлтым, восток красным и север белым. Сверхъестественные силы присутствовали как в повседневной жизни простых людей, так и в политической и коммерческой деятельности элиты.
Священники занимались записыванием в свои книги мифологических сказаний, исторических заметок, календарных циклов, астрономических наблюдений и сложных ритуальных иероглифов. Жрецы совершали человеческие жертвоприношения, ритуальные танцы с музыкой, изготавливали благовония, проводили кровопускания и устраивали пиры и публичные церемонии.
Верования и божества
Важным кровавым ритуалом для майя было принесение в жертву живого существа, поскольку для поддержания баланса космоса и для питания божеств был необходим мощный источник, которым являлась кровь. Человеческими жертвоприношениями завершались наиболее важные обряды майя, причём только военнопленные высокого социального ранга приносились в жертву, а поенным низшего происхождения была уготована участь рабов.
Иногда майя приносили в жертву самих себя, даже элита. Короли часто совершали обрезание каменными наконечниками, в этом случае чем больше крови проливалось, тем действительней и эффективней была жертва.
Человеческих жертвоприношений требовали такие церемонии как коронация нового правителя или начало крупных строительных проектов. Самым ценным подношением богам майя была голова вражеского правителя. На некоторых произведениях искусства майя изображали ритуал обезглавливания, совершавшийся иногда после длительных пыток.
Ацтеки совершали жертвоприношения с извлечением сердца, а майя переняли у них подобные церемонии, ставшие достаточно распространёнными. Этот ритуал они обычно проводили на вершине пирамиды или во дворе храма. В некоторых типах ритуала было предусмотрено снятие кожи с трупа, за исключением ног и рук. Затем жрец снимал ритуальную одежду и закутывался в кожу жертвы, исполняя в ней ритуальный танец, который символизировал возрождение жизни.
У майя было великое множество богов. Своего бога имели каждое конкретное событие, они отвечали за каждый хронологический период, даже каждый день и каждое число имели своих богов. Причина этого заключалась в том, что с видением мира майя, с астрономией и
календарём была неразрывно связана вся интерпретация их божеств.
Кроме того, в зависимости от движения небесных тел менялись характеристики и важность божества. В задачи священников и жрецов входило наблюдать за астрономическими явлениями и на основании этих наблюдений решать, какое подношение сделать тому или иному богу, когда и какую церемонию провести и какой обряд ему посвятить.
Богом Солнца являлся Ицамна, он же олицетворял космос и был богом-творцом. Одним из его аспектов был солнечный день - Кинич Ахау, с ним часто отождествляли себя короли майя. По подземному миру Солнце путешествовало в образе ночного ягуара, ещё одного аспекта Ицамны. На небесах уголки царства смертных поддерживали четыре Паватуна. Дождем, молнией и громом управляли четыре бога грозы Чаака. Каждый из богов управлял своей частью света, и если один Чаак брал в руки факел, в той части света происходила засуха, а если он брал топор - шёл дождь.
Другими важными божествами являлись бог кукурузы, богиня луны и герои-близнецы. Главная книга майя, своего рода Библия, называлась Пополь Вух и повествовала о сотворении мира и героях-близнецах, Хун-Ахпу и Шбаланке, которые считались мифическими предками правящей семьи. На Юкатане важным богом был пернатый змей Кукулькан, находящийся под сильным влиянием культа Кетцалькоатля.
Не похоже, чтобы
майя верили в загробную жизнь. Хоть в их мифологии и существовало подземное царство, но не сохранилось никаких текстовых источников, намекающих на присутствие там душ умерших. Они относились к смерти с тоской и тревогой, без перспективы потусторонней жизни. Семьи умерших в соответствии с их социальным статусом хоронили своих усопших под полом домов, богатые могли позволить себе кремацию и лишь элита была достойна пышного погребения.
Майя верили, что умершие выступали в роли предков-защитников, особенно мужского пола, которых почитали через домашнюю святыню. Члены королевских семей устраивали домашние святилища в пирамидах, их же они использовали в качестве гробниц.