Считается, что древние кельты поклонялись человеческой голове, основываясь на древнегреческих и римских источниках, документирующих кельтскую практику охоты за головами и материальные свидетельства ритуального поклонения голове.
Проблема с так называемым кельтским «культом головы» заключается в предвзятости классических источников, документирующих опыт общения с соседями кельтами. Так были ли кельты варварами или же в их отношении к человеческой голове было нечто религиозное?
Кто такие кельты
Термин «кельтский» несколько неоднозначен, поэтому для начала будет полезно разобраться, кем были древние кельты. Принято считать, что кельты сформировались в центральной Европе в Гальштате (Австрия), который историки считают колыбелью кельтской цивилизации. Кельты не были единым народом. Скорее, это были различные народы, объединённые под общим термином «кельты» на основании языкового сходства и общих культурных традиций.
Среди различных групп кельтских народов были галлы, галаты, кельтиберы, бритты и др. Внутри этих групп существовали отдельные племенные сообщества. Например, ицены были бриттскими (бриттоническими) кельтами.
Помимо племенных и региональных обозначений, историки также группируют кельтские народы по этапам их миграции по европейскому континенту и на восток в Азию. Исторические группы кельтских народов были разграничены в соответствии с культурными «фазами», или развитием культурных практик и стилистических тенденций в культуре.
Гальштатская культура обычно прослеживается до 1200-450 гг. до н.э. Вторая фаза - культура Ла Тена, которая в широком смысле относится к кельтским народам в центральной и западной Европе и датируется 450 г. до н. э. - 50 г. н. э. Третий этап - романо-британская культура, обозначающая кельтские народы, жившие в Британии и Ирландии в 50-410 гг. до н.э. После этого раннесредневековое искусство Ирландии также часто называют «кельтским».
Фото: thecollector.com
Древние кельты контактировали со своими средиземноморскими соседями по крайней мере с VI века до н. э. и далее. Кельты, жившие в позднегальштаттский период, участвовали в активной торговле со средиземноморскими цивилизациями, в частности с греческой колонией Массалия и этрусками в центральной и северной Италии. В этот период кельты гальштатской культуры импортировали бронзовые и керамические вазы, кораллы и роскошные продукты питания, такие как вино. Возможно, они платили за них сырьём, таким как золото, железо и шкуры, или рабами.
«Культ головы» и его отношение к кельтам
Идея кельтского «культа головы» основана на большом количестве археологических данных, свидетельствующих о том, что кельты поклонялись человеческой голове. Хотя точно неизвестно, откуда взялась концепция «культа головы» применительно к кельтам, это понятие было популяризировано историками железного века для описания этого увлечения.
Кельты были не единственными в мире, кто проявлял документально подтверждённый интерес к человеческой голове. Однако интерес к ней пронизывает не только их материальную и визуальную культуру, но и греческие и римские тексты, повествующие о кельтской охоте за головами и практике их собирания.
Классические рассказы об этих практиках часто были чрезвычайно яркими. Например, древнегреческий историк Диодор Сицилийский в книге V своего труда «Историческая библиотека», написанной около 36 года до н. э., предлагает подробный рассказ, утверждая:
«Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн. Лучшую часть добычи они прибивают к стене своего дома, как бывает поступают с добычей охотники. Головы наиболее выдающихся из врагов они бальзамируют кедровым маслом и бережно хранят в сундуках, показывая затем гостям и похваляясь тем, что или кто-то из предков, или их отцы, или сами они не приняли предлагаемого за ту или иную голову выкупа».
Фото: thecollector.com
Диодор Сицилийский предполагает, что кельтские народы не только рассматривали человеческую голову как достойный военный трофей, но и то, что головы имели ценность для предков, когда попадали во владение кельтов. Подобные отрывки часто используются для намеренного представления кельтов, как варварского народа, чтобы оправдать греко-римские акты имперской экспансии. Но насколько правдивыми были эти рассказы?
Археологические свидетельства «культа головы»
Существует множество свидетельств, указывающих на значительное почитание кельтскими народами человеческой головы. Эти свидетельства происходят как из домашних поселений кельтов, так и из их святилищ. Они включают в себя настоящие, сохранившиеся человеческие черепа, которые бальзамировались; храмовые колонны с нишами для выставления голов; скульптурные головы в натуральную величину; а также сопровождение каждого из них костями людей и животных, что свидетельствует о ритуальной практике почитания.
В приведенной выше цитате из книги Диодора Сицилийского говорится о том, что кельты использовали кедровое масло для сохранения этих голов и либо хранили их в сундуках, либо регулярно выставляли на всеобщее обозрение, и что кельты относились к отрубленным, сохранённым головам как к чрезвычайно ценным вещам.
Одни из лучших сохранившихся примеров того, как кельты выставляли эти головы в поселениях-святилищах, происходят из оппидума Рокпертюз в Вело, Франция. Святилище - это поселение, которое использовалось почти исключительно в религиозных целях, и в нём жило не так много людей. Ниши, сохранившиеся в колоннах из Рокпертюза, очевидно, были предназначены для размещения черепов.
Рокепертуз был поселением, созданным для ритуальных практик, а колонны были частью храма, в котором поклонялись голове.
Археологи проанализировали черепа, которые были помещены в эти колонны, и обнаружили, что они принадлежали исключительно мужчинам в возрасте до 40 лет, что означает, что они, скорее всего, изначально принадлежали воинам, в частности, ценным врагам в расцвете сил.
Фото: thecollector.com
Примером ритуального подношения костей головам может служить почитание головы Мшецке Жехровице, известного как Кельтский герой из Богемии, которая была найдена в одноимённой деревне на территории современной Чехии. Некоторые фрагменты головы были обнаружены в древнем заграждении на территории поселения Мшецке Жехровице в 1943 году. Она была найдена вместе с 25 черепками керамики, фрагментом свёрнутой железной проволоки, точильным камнем и 43 костями животных.
Голова остаётся одним из самых известных произведений кельтского искусства на сегодняшний день и представляет собой детальное изображение человека, предположительно воина или друида. Как бы то ни было, археологи определили, что скульптура должна была изображать важного члена местной общины, поскольку она находилась в домашнем поселении и содержала предполагаемые элементы почитания.
Культ головы в кельтском искусстве
Археологи обнаружили множество других кельтских скульптур голов, подобных Герою из Богемии, на стоянках по всему европейскому континенту. Внешний вид этих голов варьируется, но обычно они делятся на две категории. На них изображён либо человек с волосами на лице, обычно только с усами, либо чисто выбритый человек.
Считается, что большинство этих голов изображают воинов. Большинство скульптурных голов с континента были датированы железным веком, хотя головы из Британии и Ирландии труднее точно датировать. Некоторые каменные головы с Британских островов, по-видимому, были изготовлены в XVII или XVIII веках, что некоторые историки используют в качестве доказательства, опровергающего идею о существовании у кельтов железного века «культа головы».
Фото: thecollector.com
Голова также появляется в качестве декоративного украшения на предметах. В то время как скульптуры головы часто были в натуральную величину и являлись предметом почитания, изображения головы в качестве орнамента и декора использовалось ремесленниками в различных формах.
Голова часто появляется в местах, где рука могла бы коснуться предмета: ручка на повозке, ручки на кувшинах, вёдрах и так далее. То, как рука сжимала эти предметы, возможно, имитировало то, как рука держала голову, когда брала её в качестве трофея на охоте за головами.
Что такого магического в человеческой голове
Если согласиться с тем, что существует достаточно доказательств того, что древние кельты охотились, собирали и почитали человеческие головы, остаётся вопрос: почему?
Кельты верили, что душа заключена в голове и что голова является одновременно центром жизни и эмоций, а также символом божественности и потусторонних сил.
Также предполагается, что, отрубая и сохраняя головы своих врагов, воины получали контроль над духами умерших, чьи головы, заряженные божественной силой, могли облегчить взаимодействие с божеством во время ритуального почитания. Эти верования связаны с утверждением
Юлия Цезаря о том, что
кельты верили, что душа не «исчезает» после смерти и, возможно, продолжает жить в бесплотной голове, прежде чем переместиться в другое место.
Фото: thecollector.com
Охота за головами, возможно, была действием, предназначенным для врагов на поле битвы, но сбор голов мог относиться к врагам или членам сообщества как часть погребальной практики. У кельтов голова ассоциировалась с властью, плодородием, возрастом, статусом и полом в ритуале. Хотя охота за головами, возможно, имела целью контроль, укрепление статуса и внушение страха, ритуалы, связанные со сбором голов, по-видимому, были частью более широкой кельтской ассоциации человеческого тела с природой и потусторонним божеством.
Одним из кельтских верований, связанных с отрубленной головой и миром природы, было представление о том, что колодезная вода, выпитая из черепа предка, обладает целебными свойствами. Ливий утверждал, что кельты использовали черепа в качестве священного сосуда на праздниках и что священники чаще использовали их в качестве чаш для питья. Однако идея использования черепов предков в лечебных целях, по-видимому, связана с ритуальной важностью воды для кельтов.
По кельтским верованиям, в природных водах обитают духи, требующие почитания, и есть археологические свидетельства, позволяющие предположить, что ритуальное захоронение подношений, таких как кости и металлические изделия, в водной среде было обычным явлением. Поэтому вера в целебные и преобразующие свойства воды привела к использованию черепов, наделённых божественной силой, в качестве сосудов для исцеления.
Был ли у кельтов «культ головы»
Короткий ответ: да, у кельтских народов железного века действительно был «культ головы». Существуют текстовые свидетельства, документирующие их практику охоты за головами, археологические свидетельства почитания головы кельтов, и они часто использовали образ человеческой головы в своём искусстве.
Фото: thecollector.com
Истина сложнее, чем предполагают текстовые свидетельства. Они обезглавливали своих врагов и крали эти головы в бою, но они также обезглавливали своих предков и членов общины в рамках ритуальной погребальной практики.
Хотя считалось, что смотрящий на украденную голову может направлять через неё божественную силу и сохранять контроль над умершим, считалось также, что голова может излечить своего владельца от недугов. Голова остаётся противоречивым символом в кельтской культуре, однако, она однозначно была важным символом для древних кельтов.