Сиу - коренная североамериканская нация, населявшая регион Великих равнин, примерно на территории современных штатов Колорадо, Монтана, Небраска, Северная Дакота, Южная Дакота и Вайоминг. Они являются одним из многих народов, называемых индейцами равнин, которые жили в регионе примерно за 13000 лет до прихода европейцев в XVII веке.
Сиу родом из долины реки Миссисипи, а также из района Великих озёр, но войны с народами ирокезов и оджибве вынудили их переселиться на запад. Название "сиу" происходит от французской интерпретации упоминания оджибве.
Настоящее название народа - Окети саковин (Люди Семи огней Совета) или Окети Саковин Ояте (Народ нации Семи огней Совета), отсылающее к семи первоначальным племенам сиу, которые приносили угли из своих индивидуальных очагов для разжигания коллективного огня на заседаниях совета. Эти племена:
- Мдевакантон
- Сиссетон (также как Систонван)
- Тетон (также как тетонван)
- Вахпекуте
- Вахпетон (также как Вахпетонван)
- Янктон (также как Иханктаун)
- Янктонай (также Иханктована)
Племена стали называться дакота или лакота (и ранее накота, хотя сейчас это оспаривается), что означает "союзник" или "друг". Эти семеро связаны с другими племенными народами языком (сиуанский) и культурой. Первоначально охотники-собиратели, сиу перешли к производящему образу жизни 700/900 гг. н.э. после завоза кукурузы из Мезоамерики, но продолжали охотиться и поддерживать полукочевую социальную модель, поскольку они следовали за дичью, в основном за буйволами.
Их традиционная социокультурная модель изменилась в конце XVII - начале XVIII века с появлением европейского огнестрельного оружия и их мастерством обращения с лошадью (завезенной в Северную Америку в XVI веке испанцами), что сделало их одной из наций, отнесенных современными учёными к "конной культуре" Северной Америки.
Как и для всех других коренных американцев, контакты с европейцами негативно повлияли на культуру сиу с самого начала, но в большей степени в XIX веке, когда американская экспансионистская политика потребовала больше земель их предков.
Сопротивление возглавляли великие лидеры сиу, в том числе Красное Облако (ок. 1822-1909), Сидящий Бык (ок. 1837-1890) и Бешеный Конь (ок. 1840-1877), в то время как другие, такие как Чёрный Лось (ок. 1863-1950), поддерживали их. Величайшей победой сиу была битва при Литтл-Бигхорне в июне 1876 года, а величайшим поражением стала резня в Вундед-Ни в 1890 году, которая положила конец сопротивлению сиу и привела к их переселению в резервации.
Название, язык и нация
Народ, позже известный как "сиу", сначала населял регион долины Миссисипи, пока агрессия ирокезов и конфликты с оджибве не вынудили их переселиться на запад, в район современных Миннесоты и Висконсина.
По словам Альберта Уайт Хэта, старейшины и учителя языка, слово "сиу" происходит от французских торговцев мехом на запад в районе озёр Северного Висконсина и Миннесоты. Когда жители Дакоты сказали торговцам мехом, что они не могут продвигаться дальше на запад, торговцы пошли к оджибве и спросили: "Кто эти люди?" Старейшина оджибве повёл руками, как змея, и сказал: "натовессивак". Переводчик ответил: "Змеиный народ".
Однако на самом деле старейшина оджибве имел в виду "народ змееподобной реки" (Миссисипи). Во французском языке для обозначения множественного числа часто добавляется "-oux", и вскоре дакота были известны как "Nadouessioux" или "маленькие змеи". Со временем этот термин был сокращен с "надуэсси" до "сиу".
Учёный Адель Нозедар пишет: "впервые они были записаны как "сиу", когда французский переводчик Жан Николе упомянул это слово в 1640 году". До этого времени они были известны под именами, которыми сами себя называли, Окети Саковин и Дакота/Лакота. Первоначальные семь племён связаны с другими языковыми семьясм сиу, в том числе:
- Арикара
- Ворона
- Хидатса
- Айова
- Канзас
- Мандан
- Миссури
- Омаха
- Осейдж
- Oто
- Понка
- Куапо
Эти разные племена заключили пакты о дружбе и союзе и присоединились к первоначальной семёрке. Этот народ известен как дакота на восточном диалекте и лакота на западном диалекте. До недавнего времени накота упоминалось как название на среднем диалекте, но это было оспорено и вышло из употребления в некоторых кругах.
Фото: worldhistory.org. Карта коренных народов Америки в США
Сиу распространились дальше на запад и юг от региона Миннесота / Висконсин ещё до того, как французские переселенцы из современной Канады начали вторгаться на их земли в XVII веке.
Религия, ритуалы и Танец Солнца
Повседневная жизнь сиу основана на их религиозных верованиях, согласно которым Великий Дух (Вакан Танка) создал всё сущее, наполняет всё сущее и является объединяющей силой
Вселенной, которая поддерживает всё сущее.
Центральное место в их духовных верованиях занимают чанунпа (церемониальная трубка / священная трубка) и пачка табака лела вакан ("очень священная"), подаренная им Женщиной-телёнком Белого буйвола, сверхъестественной фигурой, которая пришла показать их родство с Вакан Танкой и то, как почитать и поддерживать эту связь.
Вместе с трубкой и табаком она научила их семи священным обрядам, которые они должны соблюдать, и тому, как чанунпа должна использоваться в этих церемониях и в другое время. Святая женщина продемонстрировала, как преподносить трубку Земле, небу и священным указаниям, прежде чем объяснить, что круглая каменная чаша трубки с вырезанным на ней изображением телёнка буйвола символизирует Землю и всех четвероногих животных, которые по ней ходят.
Его деревянный стержень, поднимающийся из центра чаши, символизировал всё, что растёт, и представлял прямую связь между Землёй и небом. Двенадцать перьев подорлика, свисающих с трубки, символизируют всех обитателей воздуха. "Всякий раз, когда ты куришь эту трубку, - сказала женщина, - все эти вещи присоединяются к тебе, всё во вселенной; все они посылают свои голоса Вакан Танке, Великому Духу. Всякий раз, когда вы молитесь с помощью этой трубки, вы молитесь за всё сущее".
Фото: worldhistory.org. Церемониальная трубка Дакоты
Семь священных ритуалов, с которыми используется трубка, следующие:
- Сохранение души (также обозначается как Сохранение и освобождение души)
- Обряд очищения
- Взывающий о видении
- Танец Солнца
- Создание родственников
- Совершеннолетие девочки
- Метание мяча
В разных источниках они представлены в разном порядке. Приведенный выше порядок взят от учёного Ларри Дж. Циммермана (в согласии с большинством других), который объясняет их:
- Первый обряд "сохранения и освобождения души" используется для "удержания" души умершего человека в течение ряда лет, пока она не будет должным образом освобождена, обеспечивая надлежащее возвращение в мир духов.
- Второй ритуал - это "парилка", обряд очищения.
- Третий, "взывающий о видении", излагает ритуальную схему поиска видения у лакота.
- Четвёртая - это общественная церемония, известная как Танец Солнца (празднуется, чтобы пробудить землю и возблагодарить солнце).
- Пятая - "создание родственников", ритуальное соединение двух друзей священными узами.
- Шестая - церемония полового созревания девочки.
- Заключительный ритуал называется "бросание мяча", игра, представляющая Вакан Танка и обретение мудрости.
Церемонии племени лакота предписывали Женщине-телёнку Белого буйвола почитать Великого Духа. Каждый ритуал так же важен, как и другие, но Танец Солнца вовлекает всё сообщество и считается необходимым для обновления земли, здорового урожая, процветания на охоте и в войне, единства племени и поддержания прочной связи с Великим Духом.
Ритуал проводился (и проводится) в начале лета, обычно в июне, и в нём участвовало всё общество. Танец был инициирован мужчиной или женщиной, которым либо было сказано в видении, что они должны взять на себя инициативу, либо они просили Великого Духа о какой-то услуге, благодарили за полученный дар или за общее благополучие общины. Каким бы ни был мотивирующий фактор, благо многих было в центре внимания. Например, благодаря Великого Духа за здоровое рождение своего ребенка, человек также должен благодарить за здоровое рождение всех детей в сообществе.
Хотя танец объявил один человек, в ритуале была роль у каждого члена общины. Дети помогали подготовить площадку для танца, расчистив её, женщины строили сооружение, а мужчины установили центральный шест, убивали животных, которые станут подношениями, а те, кому предстояло танцевать, готовились духовно. Было построено временное жилище с шестом в центре, символизирующим связь между Землёй и небом, и оно было увенчано головой буйвола, убитого опытным охотником одним выстрелом.
Буйвол считался священным животным и источником жизни, поэтому почитался в центре ритуала.
Кожаные ремешки, прикреплённые к верхушке шеста, позже продевались либо через плечи, либо через грудные мышцы тех, кто добровольно пошёл на жертвоприношение либо в надежде получить видение, либо на благо общины, либо как способ выразить свою благодарность.
Фото: worldhistory.org. Самоистязание в религиозной церемонии индейцев
Эти люди танцевали вокруг шеста, свободно раскачиваясь на ремнях, до которых они не могли дотронуться руками, пока не срывались и не падали на землю, после чего их относили на ложа из шалфея, чтобы они отдохнули и, надеялись получить видения. Люди постились и молились, а во время танцев, которые часто могли длиться дни или до двух недель, некоторые люди отказывались пить или пили умеренно.
В центре внимания танца были, по сути, благодарность, связь и возрождение – будь то пробуждение себя, земли, духов или сообщества, – но в этом, как и во всём остальном, благо многих понималось как более важное, чем отдельный человек, поэтому, даже если кто-то участвовал в надежде на видение, это видение считалось приносящим пользу всем, а не только получателю.
Повседневная жизнь, правительство и гендерные роли
Повседневная жизнь сиу отражала это понимание, поскольку каждый должен был сыграть свою роль в обеспечении общего блага сообщества. Мужчины охотились, защищали деревню, вели войны и участвовали в ритуалах братств, которые готовили их как воинов, охотников, хранителей, лидеров и дипломатов, распознавая их природные склонности или навыки и развивая их.
Женщины шили одежду, растили детей (пока мальчики не становились достаточно взрослыми, чтобы их могли обучать отцы или дяди), строили типи (вигвам) или дом, растили и сносили типи при разбивке лагеря, владели большей частью, а иногда и всеми предметами в доме (поскольку это были её владения), сажали и собирали урожай и заключали торговые соглашения.
Дети играли в игры, но после определённого возраста от них также ожидалось, что они будут вносить свой вклад, помогая собирать дрова для костра, заготавливать шкуры или носить воду.
Женщины могли развестись с мужьями, которые оказались плохими кормильцами, или по любой другой причине, просто собрав его вещи из своего вигвама и бросив их на землю. Тогда мужчина оставался бы бездомным, если бы родственники не сжалились над ним. У мужчины могло быть больше одной жены, если он мог в равной степени обеспечивать каждую женщину и проявлял к ней одинаковый уровень уважения.
Женщины также могли участвовать в управлении государством, что характеризовалось общим собранием народов раз в год летом, когда в каждую деревню приносили угли для разжигания центрального костра, поднимались проблемы, обсуждались и принимались решения.
У каждой отдельной деревни или общины была своя версия этого общинного собрания вождей, которые были выбраны племенем на основе их личных достоинств. Только те, кто олицетворял ценности сообщества, такие как верность, честь, мужество и мудрость, были избраны лидерами и могли оставаться таковыми только до тех пор, пока они продолжали демонстрировать эти качества.
Хотя гендерные роли были чётко определены для мужчин и женщин, также признавался третий пол, который не был ни тем, ни другим. В современную эпоху эти люди известны как Двудушные.
Двудушный человек - это мужчина или женщина, которые идентифицируют себя с противоположным полом.
Человека с мужским телом могло посетить видение незадолго до или во время полового созревания, раскрывающее фактический пол этого человека, и тогда он был бы известен как винкте – сокращение от термина лакота winyanktehca ("тот, кто хочет быть женщиной"). Эти люди высоко ценились сообществом, выполняли задачи и брали на себя роль, связанную с женщинами.
Как и у всех остальных, Двуединый Дух понимался (и понимается) как обладающий чем-то ценным, что может внести свой вклад в благо сообщества, и поэтому не было никакого осуждения в отношении того, кого сегодня назвали бы "трансом" или "геем". Винкте ценился так же высоко, как и любой другой член сообщества, иногда даже выше, особенно если он проявлял большую мудрость, художественные способности или великодушие духа.
Война, Конница и американская экспансия
Однако сиу, как и любой другой из коренных народов Америки, не всегда были миролюбивыми, принимающими и прощающими и часто воевали или совершали набеги на своих соседей. Войны велись пешими, пока сиу не освоили лошадь, о которой они уже были хорошо осведомлены примерно к 1700 году. Лошадь произвела революцию в путешествиях, охоте и ведении войн у сиу. Фактически это стало причиной войн – или, по крайней мере, набегов – на другие племена, поскольку чем больше у человека лошадей, тем больше его богатство и престиж.
Военные отряды также организовывались для защиты своих охотничьих угодий, мести за предполагаемое оскорбление или за честь в бою. Сиу регулярно снимали скальпы со своих врагов в битве, а затем устраивали Танец скальпов, который чествовал тех, кто был убит, а также тех из племени сиу, кто пал в битве. Скорбящим было предложено рассказать историю того, кого они потеряли во время этого ритуала, чтобы его помнили и чтили.
Фото: worldhistory.org. Военный танец индейцев сиу
Когда европейские иммигранты / американцы начали продвигаться дальше на запад, конный воин сиу был одним из самых страшных, и тогда войны велись либо оборонительно – для защиты своей земли и общины, либо наступательно – для изгнания англо–поселенцев, которые захватили землю и ресурсы без разрешения.
Так называемые войны сиу (или войны равнинных индейцев) велись между 1854 и 1890 годами – от битвы при Граттане (массовое убийство 30 американских солдат и их гражданского переводчика) до резни в Вундед-Ни, в ходе которой было убито более 250 мужчин, женщин и детей племени сиу.
Заключение
Резня в Вундед-Ни сломила сопротивление сиу политике геноцида, проводимой правительством Соединённых Штатов, и люди были переселены в резервации – участки земли не по их собственному выбору – несмотря на многочисленные договоры, подписанные представителями Соединенных Штатов, обещающие им мир на землях их предков.
Циммерман пишет: "В основе каждой местной культуры лежит неизменное почтение к региону, в котором живет народ. Местность там священна, является источником самобытности и силы…Эта топографическая схема повторяется во всех регионах - и это одна из причин, почему принудительное переселение было настолько разрушительным с культурной точки зрения".
Сегодня сиу живут в резервациях, занимающих всего 7800 квадратных километров огромной территории, которую они когда-то называли домом, в современных штатах Миннесота, Монтана, Небраска, Северная Дакота и Южная Дакота, а также в резервациях в Канаде.
Хотя сиу было обещано, что они смогут мирно жить в этих резервациях, предлагаемые проекты трубопроводов через их земли, которые угрожают окружающей среде и их здоровью, такие как спорный трубопровод Keystone XL, следуют той же парадигме – установленной правительством США в XVIII - XIX веках нарушения обещаний в интересах получения прибыли.
Фото: worldhistory.org. Восемь индейцев сиу перед Типи в резервации Пайн-Ридж
Самый известный пример позора правительства США – в отношении только сиу, не говоря уже о многих других народах – это когда им была обещана священная территория Блэк-Хиллз по договору Форт-Ларами 1868 года, а затем правительство США нарушило этот договор, как только в холмах в 1874 году было найдено
золото.
В 1980 году Верховный суд США постановил, что Блэк-Хиллз были приобретены Соединёнными Штатами незаконно, и согласился на выплату возмещения в размере более 100 миллионов долларов, которые были переведены на счет. Эти 100 миллионов долларов сейчас выросли с процентами до более чем миллиарда долларов, но сиу отказываются их принимать, потому что земля никогда не выставлялась на продажу. Сиу не нужны деньги; они только хотят справедливости и возвращения своей земли.