От трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида до комедий Аристофана - древнегреческий театр был частью культуры представлений в греческих городах-государствах. Представления, включавшие в себя военное мастерство, публичные выступления и театральные представления, были неотъемлемой частью жизни среднего афинского гражданина.
Театр, происходящий от греческого слова «theomai» (видеть), был не только важным времяпрепровождением в древнем мире, но и формой искусства, оказавшей большое влияние на современный театр.
Трагедия и комедия - жанры древнегреческого театра
Греческий театр в первую очередь делился на два разных жанра, которые дополняли друг друга: трагедию и комедию. Греческая трагедия, или «tragoedia», - это жанр, к которому относится большинство сохранившихся произведений греческого театра.
В центре этого жанра - человеческие страдания, обычно связанные с падением от процветания к отчаянию. Структура трагедий относительно постоянна среди популярных афинских драматургов: они начинаются с пролога (вступительной речи), который переходит в парод (появление персонажей). За пародом следует серия эпизодов (диалогов между персонажами), которая завершается эксодом (торжественным уходом актёров и хора). Во время диалогов хор исполняет ряд песен, комментирующих события пьесы.
Фото: thecollector.com
Актёрский состав греческих трагедий был сравнительно небольшим. Четыре актёра выступали в разных ролях, поэтому на сцене одновременно не могло находиться более четырёх человек (не считая хора, который состоял как минимум из 12 человек). Вместо грима или костюмов актёры надевали различные маски, которые представляли их роли.
«Улыбающиеся» маски, которые имели отверстия вокруг рта, чтобы актёр мог петь, сегодня стали популярными символами театра.
Из сохранившихся законченных трагедий все были написаны тремя драматургами: Эсхилом, Софоклом и Еврипидом. Среди популярных примеров, которые даже вошли в школьную программу, можно отметить – «Антигон», «Эдип Рекс» (или царь Эдип) и «Медея». Сходство почти всех сохранившихся трагедий в том, что в их центре - человеческие страдания в мифологическом контексте.
Фото: thecollector.com
Например, на изображении выше - терракотовая ваза, на которой, возможно, запечатлена сцена из «Семеро против Фив», трагедии Эсхила, основанной на семи мифологических воинах.
Комедия (от слова «komoidia») начала своё развитие примерно через столетие после трагедии, но это не отменяет того влияния, которое этот жанр оказал на античный театр. Афинская комедия имела много общих черт с современными спектаклями того же жанра, например, грубый юмор и политические или общественные комментарии. Из-за разнообразия комедий, созданных разными драматургами, этот жанр также делится на три эпохи: Старая комедия, Средняя комедия и Новая комедия.
Современное представление о Старой комедии полностью характеризуется пьесами Аристофана, написанными в V веке до н. э., поскольку произведения других драматургов этой эпохи не сохранились.
Старая комедия известна своими сатирическими рассказами об общественных деятелях и событиях, в которых часто критикуется социальная обстановка Афин V века. Три эпохи комедии быстро сменяют друг друга, так как переход к Средней комедии происходит в конце жизни Аристофана.
Как и «Старая комедия», «Средняя комедия» сосредоточена на социальных комментариях, но критика драматургов стала более общей и общественной, а не личной. Наконец, третий этап комедии - это Новая комедия, получившая широкое распространение в IV-III веках до нашей эры. Новая комедия пародирует повседневную жизнь и бытовые события, а не общественные структуры и политиков, становясь, по сути, юмором для среднего человека.
Драматургия
Хотя в Афинах создавали свои произведения сотни и даже тысячи драматургов, до наших дней дошли лишь немногие из них. Самые известные трагедии и комедии, которые до сих пор читают и исполняют, почти все принадлежат перу одних и тех же четырёх авторов: Эсхил, Софокл и Еврипид создавали трагедии, а Аристофан - комедии. Несмотря на небольшой объём сохранившихся произведений, эти драматурги оказали значительное влияние на античный и современный мир.
Произведения Эсхила
Выдающийся древнегреческий драматург, по общему признанию, «отец трагедии» Эсхил жил и творил в период становления афинской рабовладельческой демократии. Эсхил, первый из трёх трагиков, чьи произведения сохранились до наших дней, родился около 525 - 524 года до н. э. в Элефсисе (городе, где проходили Элевсинские мистерии).
Фото: thecollector.com
Как и многие греки, Эсхил служил в армии и участвовал в греко-персидских войнах. Возможно, его военный опыт послужил вдохновением для создания произведения «Персы» - трагедии, посвящённой последствиям битвы при Саламине.
Из трёх трагиков Эсхил считается самым традиционным, как современными учёными, так и такими деятелями античного мира, как
Аристотель. Его сохранившиеся произведения являются основой для многих исследований о структуре трагедии, и он популяризировал некоторые элементы жанра (например, добавление ещё одного актёра для увеличения художественной свободы).
О смерти Эсхила существует легенда, согласно которой он знал от оракула, что погибнет от удара с неба. Чтобы избежать случайного падения на голову какого-либо предмета в городе, он отправлялся в поле и там обдумывал и писал свои произведения. Но убежать от судьбы ему не удалось. Как-то орёл, держа в когтях черепаху, искал скалу, о которую можно было бы разбить панцирь своей жертвы. Поскольку Эсхил был лысый, то орёл ошибочно принял его голову за блестящий камень и выпустил из своих когтей черепаху прямо на поэта.
За свою жизнь Эсхил создал около 70 трагедий и 20 сатирических драм. Среди известных произведений Эсхила - трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды») и «Прометей прикованный».
Произведения Софокла
Софокл, родившийся примерно во второй половине жизни Эсхила в 497 - 496 году до н. э. в Колонусе, был самым популярным из трагических драматургов в Афинах. Во время городских Дионисий Софокл побеждал или занимал высокие места в большинстве конкурсов, в которых участвовал, опережая Эсхила и Еврипида.
Фото: thecollector.com
Он пережил Греко-персидские войны и Пелопоннесскую войну и принимал активное участие в афинской политике. Софоклу часто приписывают значительные изменения в структуре трагических пьес, например, добавление третьего актёра (что становится стандартом в эпоху Еврипида).
Софокл был не только драматургом, он занимал государственные должности: казначея государственной казны и затем стратега, участвовал вместе с Периклом в походе против Самоса, отделившегося от Афин. Софокл был другом Перикла. Считают, что падение этого известного политического деятеля нашло отражение в трагедии «Эдип-царь» или «Эдип Рекс», которая была поставлена примерно в 429 г., после чумы, охватившей Афины.
В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени вопросы: отношение к религии, божественные, неписаные законы и законы писаные, свободная воля человека и воля богов, интересы личности, государства, проблема чести и благородства.
По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь: «Аякс», «Электра», «Антигона», «Эдип Рекс», «Эдип в Колоне», «Трахисские женщины» и «Филоктет».
Произведения Еврипида
Последний трагик с дошедшими до нас произведениями - Еврипид, самый молодой из трёх. Он родился в Афинах в 484 году до н. э., и большинство сохранившихся трагических пьес принадлежат ему. Несмотря на популярность его произведений у современных читателей, при жизни Еврипид не был так хорошо принят.
Фото: thecollector.com
Известно, что он учился у выдающихся философов
Протагора и
Анаксагора, дружил с
Архелаем,
Продиком и
Сократом, имел значительную библиотеку.
Он выиграл лишь несколько конкурсов в городских Дионисиях, а его пьесы вызывали споры, поскольку представляли идеи нового поколения, отличавшиеся от Эсхила и Софокла (по крайней мере, Аристотель утверждал это). Еврипид пережил последствия Греко-персидских войн, Пелопоннесских войн и внутренних потрясений в Афинах, поэтому его произведения были сформированы временем, в котором он жил.
Творчество Еврипида, который сформировался в годы кризиса афинской демократии, разложения полисной морали, усиления индивидуализма, отличается резко критическим отношением к мифологии, этическим нормам и другим традициям. Это вызывало возмущение современников и, вполне понятно, что вокруг него сложилась неблагоприятная атмосфера, вследствие чего поэт в конце жизни покинул Афины.
Еврипиду принадлежит множество популярных пьес, которые до сих пор ставятся и обсуждаются, в том числе «Медея», «Электра», «Вакханки», «Ипполит» и «Алкеста».
Произведения Аристофана
Аристофан, родившийся в Афинах в 446 году до н. э., - один из немногих греческих комедиографов, чьи произведения сохранились до наших дней. Хотя комедия не пользовалась таким же вниманием в культуре, как трагедия, Аристофан был очень известным драматургом в V веке, хотя и не всегда с положительной стороны. Его пьесы были основаны на критике видных деятелей афинского общества, которые часто присутствовали на представлениях, а это значит, что при жизни он мог нажить себе несколько врагов.
Фото: thecollector.com
Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, захватившей городские низы, и к индивидуалистической философии софистов, справедливо усматривая в том и в другом симптомы кризиса афинской демократии.
Произведения Аристофана используются в качестве основы при обсуждении жанровых элементов Старой комедии, но некоторые из его поздних работ также классифицируются как Средняя комедия, что делает его одним из самых влиятельных античных комических писателей, которые по-прежнему анализируются современными учёными.
У Аристофана одиннадцать сохранившихся произведений, среди которых «Облака», «Птицы», «Лягушки», «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорий».
Фестивали древнегреческого театра
Городские Дионисии - это общеафинский фестиваль, который проводился каждый год в марте в честь
бога Диониса. Фестиваль начинался с шествия к театру Диониса на южном склоне Акрополя, и участники шествия несли статую Диониса.
Фото: thecollector.com
Основу фестиваля составляли драматические представления в честь бога, связанного с театром и весельем, и это событие было одним из крупнейших собраний в Афинах после Панафинеи (фестиваля в честь Афины). Сведений о первых городских Дионисиях нет, но известно, что до начала V века до н. э., когда в списке награждений стали появляться комедии, на фестивале исполнялись только трагедии.
Городские Дионисии, как мероприятие, проводившееся в масштабах всего полиса, требовали многомесячной подготовки и большого финансирования. Обычно видные афинские политики спонсировали фестиваль или конкретных драматургов, иногда предоставляя им особое место на празднике, но также улучшая их репутацию в городе.
Политики, спонсировавшие драматургов, платили актёрам и гонорары за постановку, но драматургу иногда приходилось подстраивать своё произведение под спонсора.
Например, «Персы» Эсхила спонсировались Периклом, политиком, который предпочитал пропагандировать победу при Саламине другим сражениям в греко-персидских войнах, что, возможно, повлияло на решение Эсхила построить трагедию вокруг битвы при Саламине.
Помимо подготовки, которую требовали спонсоры и драматурги, актёры и члены хора ежегодно тренировались перед выступлениями. Актёрское мастерство не было в Афинах занятием на полный рабочий день, но актёрам платили за выступления в городской Дионисии.
В противоположность актёрам, хор состоял исключительно из рядовых граждан. Обычно хор состоял из 10-12 человек, но в зависимости от пьесы это число могло быть гораздо больше. Они отвечали за пение и танцы в перерывах между диалогами, и эта роль была неоплачиваемой.
Большинство афинских граждан мужского пола хотя бы раз в жизни, а зачастую и несколько раз, входили в состав хора. Как и на большинстве мероприятий
в Древней Греции, женщинам не разрешалось выступать или даже присутствовать на городских Дионисиях.
Фото: thecollector.com
Хотя городские Дионисии были самым крупным драматическим праздником, в течение года проводились и другие небольшие афинские фестивали. Самым заметным из них были Ленеи, ежегодный афинский драматический фестиваль, который проходил в январе. Ленеи также чествовали Диониса, но были менее масштабными и включали меньше представлений, чем городская Дионисия.
Первоначально Ленеи были фестивалем, на котором исполнялись только произведения комических драматургов, и именно здесь была представлена большая часть работ Аристофана. Однако в конце V века до н. э. на них были представлены трагические спектакли. Женщины чаще играли роли в Ленеях, чем в городских Дионисиях, но об их присутствии и участии до сих пор многое неизвестно.