Розальба Каррьера, пионер пастельного искусства XVIII века, радикально переосмыслила недооценённый вид искусства и стала одной из самых успешных женщин-художниц всех времён.
До того как Розальба Каррьера (1673-1757) открыла двери своей портретной мастерской, пастель в основном была отнесена к области подготовительных рисунков и набросков. Будучи начинающей художницей в Венеции XVIII века, Каррьера осознала технический и эстетический потенциал пастели для воплощения эпохи рококо, в которой её портреты сыграли ключевую роль в формировании вкуса. Она единолично возвела пастель в ранг самостоятельного средства изобразительного искусства, добившись при жизни беспрецедентного коммерческого успеха и международной славы.
Сегодня, спустя несколько столетий после выдающейся карьеры, Каррьера по-прежнему считается одной из самых успешных женщин-художников любой эпохи с увлекательной историей жизни, а её работы являются изысканными портретами в стиле рококо.
Розальба Джованна Каррьера родилась 12 января 1673 года в Венеции. Её отец был адвокатом, мать - кружевницей, и она была старшей из трёх дочерей. Хотя о первых двадцати годах жизни Каррьеры известно немного, судя по всему, она получила больше образования, чем большинство женщин того времени, а также профессиональное обучение.
Несмотря на скромное происхождение, Каррьера и её сёстры были хорошо образованы в области языков и литературы, а также обучены кружевоплетению и рукоделию. Получила ли Каррьера формальное образование в области портретной живописи, неизвестно. Предполагается, что, скорее всего, она была самоучкой, поскольку её семья не обладала значительными средствами или связями с венецианским художественным истеблишментом.
За исключением нескольких периодов международных путешествий, Розальба Каррьера провела свою жизнь в Венеции. Будучи космополитическим перекрёстком европейской культуры и путешествий, Венеция была идеальным местом для создания и продажи работ художницы - сначала миниатюр, а затем пастельных портретов, из-за которых её сейчас в первую очередь и вспоминают.
Почему Карриера начала рисовать миниатюры
Самые ранние из известных работ Розальбы Каррьеры - портретные миниатюры. Возникшие в традициях иллюминированных рукописей, миниатюры уже были популярны в Европе к тому времени, когда Каррьера начала писать их в начале двадцатых годов. Эти интимные произведения искусства карманного формата, пользующиеся большим спросом и легко переносимые, могли украшать предметы повседневного обихода и служить предметом частного наслаждения.
Фото: thecollector.com
На рубеже XVIII века бурно развивающееся движение рококо и его склонность к миниатюрному искусству и предметам только увеличили спрос на портретные миниатюры, особенно среди европейской аристократии. Между тем, упадок венецианской кружевной промышленности, вероятно, послужил катализатором перехода Каррьеры от занятия ремеслом своей матери к рисованию портретных миниатюр на крышках табакерок для местного туристического рынка.
Поскольку миниатюры считались женским искусством, Каррьера не испытывала особой конкуренции со знаменитыми художниками-мужчинами, которые пользовались большей привилегией и престижем на рынке искусства из-за гендерного неравенства.
Нежные, но детальные, размером всего в несколько сантиметров портретные миниатюры Каррьеры привлекали покупателей сувениров в Венеции, что позволило ей бросить вызов трудностям и зарабатывать на жизнь как женщине-художнику. Помимо овладения искусством портретной миниатюры, Каррьера внесла новаторский вклад, который изменил этот жанр.
Вместо того, чтобы использовать традиционную пергаментную поверхность в качестве основы для своих миниатюр, Каррьера впервые применила метод акварельной живописи на поверхности слоновой кости.
Работать со
слоновой костью сложнее, потому что она не впитывала влагу, но позволяла добиться эффекта свечения и желаемой матовости. Весть о нововведении Каррьеры быстро распространилась за пределы Венеции, и миниатюристы по всей Европе переняли этот метод и запомнили её имя.
К 25 годам Розальба Каррьера была избрана в престижную Академию Святого Луки в Риме, что повысило её профессиональную репутацию. Ещё до того, как она начала пользоваться своим фирменным средством - пастелью, портретные миниатюры прославили её на родине и за рубежом.
Переход пастели из разряда развлечения в профессию
На пике своего успеха в качестве портретной миниатюристки Розальба Каррьера начала экспериментировать с пастелью, которая стала её фирменным стилем.
По сравнению с масляной живописью, работа с пастелью требует меньше подготовки и времени на высыхание, а также меньше инструментов. В начале XVIII века пастель считалась более простой и женственной по сравнению с масляной живописью, которая в то время была уважаемым и доминирующим мужским видом искусства. Пастель предназначалась для случайных набросков и подготовительных эскизов, а не как основное средство для создания законченных произведений изобразительного искусства.
Фото: thecollector.com
Именно те качества, которые не позволяли воспринимать пастель всерьёз в качестве самостоятельного вида искусства, сделали её привлекательной для Розальбы Каррьеры. С пастелью у Каррьеры было меньше конкуренции на рынке, меньше стартовых затрат и возможность удовлетворить свою целевую аудиторию - аристократов-путешественников.
Пастель состоит из пигмента и наполнителя, соединённых в брусок, который достаточно твёрд, чтобы его можно было взять с руку, но достаточно мягок, чтобы рассыпаться по поверхности при нанесении.
Каррьера могла быстро изготовить высококачественный пастельный портрет на бумаге и отдать готовый продукт непосредственно покупателю после одного сеанса. Этот революционный подход к профессиональному портретированию позволил Карриере эффективно удовлетворять растущий спрос на ее работы среди меценатов, которые искали легко транспортируемые сувенирные произведения искусства на память о своём пребывании в Венеции.
Пастельные портреты эпохи рококо
Для Розальбы Каррьеры специализация на пастельных портретах давала преимущества не только в плане эффективности и востребованности. Каррьера верно распознала потенциал пастели для воплощения эстетики рококо, которая зародилась во Франции и охватила Европу XVIII века. В противовес напряжённому драматизму барокко, искусство рококо ценило мягкие цвета и формы, ослепительный свет, роскошные текстуры и акцент на элегантности, пышности и чувственности.
Свойства, присущие пастели, сделали её идеальным средством для создания портретов эпохи рококо, и Каррьера стала первой художницей, которая продемонстрировала это. Она овладела тонким и сложным искусством создания и смешивания пигментов, чтобы передать пленительные цвета, грациозные движения и безупречные детали.
Фото: thecollector.com
Кроме того, в отличие от лакированной масляной живописи, свет не проникает в пастель. Вместо этого свет отражается от крошечных отдельных частиц пастели, нанесённых на бумагу, создавая великолепный светящийся эффект, подобный зеркальным поверхностям, популярным в дизайне интерьеров эпохи Рококо.
Несомненно, используя внимание к деталям, которое она культивировала как кружевница и портретная миниатюристка, Каррьера использовала пастель для иллюзионистического воспроизведения квинтэссенциальных элементов моды рококо, от мерцающих атласов и замысловатых кружев до напудренных волос и розовых румян.
Пастельный портрет Каррьеры выглядит элегантным и декоративным и в то же время адекватно передаёт сложные физические и психологические особенности своего объекта. В отличие от многих художников своей эпохи, Карриера не слишком идеализировала своих натурщиков, предпочитая более натуралистичное сходство, оживающее на странице.
Вскоре пастельные портреты Розальбы Каррьеры стали доминировать на местных и международных художественных рынках. Её работы вдохновили художников и меценатов по всей Европе принять пастель не только как законное средство изобразительного искусства, но и как средство, определившее и сформировавшее эпоху рококо.
Венецианская студия Каррьеры и Гранд-тур
К 30 годам Розальба Каррьера была всемирно известным пастелистом и пользовалась необычной для женщины XVIII века самостоятельностью. До конца жизни она была главой собственного дома, оставаясь незамужней и бездетной. Успех позволил ей основать собственную студию в Венеции, где ей заказывали пастельные портреты преимущественно аристократов. Студия Каррьеры была настолько известна, что считалась обязательной остановкой во время Гранд-тура по Европе.
Гранд-тур, считавшийся обрядом посвящения для молодых аристократов, представлял собой длительное путешествие по центральной Европе с посещением важных художественных и культурных мест, включая Венецию.
Включение студии Розальбы Каррьеры в маршрут Гранд-тура свидетельствует о её непревзойдённом престиже и широкой культурной значимости. Благодаря постоянному потоку богатых туристов и других элитных покровителей, Каррьера была довольна тем, что никогда не покидала свою студию в Венеции. Однако в конце концов её убедили отправиться в серию международных путешествий, чтобы посетить королевские дворы Европы.
Каррьера и королевские дворы Европы
Естественно, что международная известность и влияние Розальбы Каррьеры привлекли внимание самых богатых и влиятельных покровителей Европы: членов королевских дворов Дрездена, Парижа, Модены и Вены. В 1713 году наследный принц Саксонии Фридрих Август II - впоследствии будущий король Польши Август III и глава саксонского двора Дрездена - посетил венецианскую студию Каррьеры в рамках своего собственного Гранд-тура.
Посетив студию Каррьеры, Август III собрал более 100 её пастелей. Позднее эта коллекция легла в основу обширного Пастельного кабинета в Дрездене, который стал первым собранием пастели, когда-либо открытым для публики. Несмотря на то, что в коллекцию входили и другие художники-пастелисты, она стала известна как Das Kabinett der Rosalba. Сегодня коллекция хранится в Дрезденской картинной галерее старых мастеров (Gemaldegalerie Alte Meister) и остаётся крупнейшим в мире собранием пастелей Розальбы Каррьеры.
В 1720 году Каррьера была приглашена в Париж, где провела увлекательный год, изучая художественные коллекции города, общаясь с французскими художниками эпохи рококо и создавая пастельные портреты парижской знати, в том числе короля Людовика XV в юном возрасте. В том же году Каррьера стала первой не-француженкой, принятой в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже.
Фото: thecollector.com
После возвращения в Италию Каррьера также работала на герцога Модены
Ринальдо дЭсте. Последнее международное путешествие Каррьеры состоялось в 1730 году, когда она приняла приглашение посетить двор
Габсбургов в Вене. Там она заручилась поддержкой и покровительством императора Священной
Римской империи Карла VI и императрицы
Вильгельмины Амалии, что ещё больше укрепило её статус самой успешной женщины-художницы своего времени.
Последние годы жизни и наследие Розальбы Каррьеры
Последнее десятилетие жизни Розальбы Каррьеры было отмечено ухудшением зрения, что в конечном итоге сказалось на её способности работать как художницы. В 1757 году она умерла в возрасте 84 лет и была похоронена в венецианской церкви Сан-Вио, оставив после себя огромное состояние и впечатляющее международное наследие.
В течение столетия после своего первого знакомства с пастелью Каррьера оставалась одним из ключевых авторитетов для европейских художников. Однако по мере того, как стиль рококо выходил из моды, имя Каррьеры становилось всё менее известным. Систематическое исключение женщин из традиционного канона истории искусства также способствовало её забвению в XIX веке, как и хрупкость и светочувствительность её работ, выполненных пастелью на бумаге, которые редко выставлялись, чтобы избежать повреждений.
К счастью, к 350-летию со дня рождения репутация Розальбы Каррьеры как одной из самых успешных и влиятельных женщин-художниц всех времён активно восстанавливается. Благодаря постоянной работе историков искусства, музеев и современных художников история XVIII века о том, как Каррьера превратила недооценённый художественный инструмент в несравненный коммерческий успех и историческое творческое влияние, продолжает звучать и вдохновлять и сегодня.