Хан ван Меегерен писал картины, которые даже самые авторитетные эксперты признавали ранее неизвестными полотнами Яна Вермеера. Продавая подделки голландского мастера XVII века, фальсификатор заработал настоящее состояние. В 1945 году правда, наконец, вышла наружу. Однако не знатоки искусства разоблачили мошенника. Он сам сообщил миру обо всём этом деле.
Весной 1945 года во время поисков произведений искусства, награбленных немцами во время Второй мировой войны, союзники обнаружили в соляной шахте Альтаусзее в Австрии доселе неизвестную картину Яна Вермеера "Христос и грешница". У экспертов не было ни малейших сомнений в подлинности полотна.
Оставалось загадкой, как работа голландского мастера оказалась в коллекции Германа Геринга. Была ли она разграблена, или, возможно, кто-то продал её коричневому сановнику? Наконец, было высказано мнение, что до войны полотно, должно быть, принадлежало какому-то частному голландскому коллекционеру, и поэтому никто не знал о его существовании.
Найти владельца было крайне важно. Каждая картина Вермеера находилась под охраной государственных памятников. Тот, кто контрабандой вывозил за границу произведение такого масштаба, был в конфликте с законом. Тот, кто подсунул её врагу, тем более был преступником.
Фото: intenttodeceive.org
В ходе активного расследования удалось установить, что посредником в приобретении произведений искусства для Геринга был немецкий банкир и совладелец антикварного магазина в Амстердаме Алоис Мидл. Этот человек, по общему признанию, скрылся, но оставленные им бухгалтерские книги позволили выйти на след других участников сделки. Среди них был торговец картинами Рейнстра ван Страйвесанде. Под давлением следователей он признался, что приобрёл полотно у Хана ван Меегерена.
Быстро было установлено, что несколько эксцентричный 56-летний художник и арт-дилер владел значительным состоянием, которое включало виллу на Лазурном берегу и несколько таунхаусов в Амстердаме. Когда в дверь Хан ван Меегерена постучали для допроса, тот заявил, что в 1930-х годах приобрёл картину у обедневшей итальянской патрицианской семьи, пожелавшей остаться неизвестной.
В 1943 году он якобы продал его уважаемому арт-дилеру, не подозревая, что оно окажется в частной коллекции Геринга. При этом он подчеркнул, что когда после выяснилось, кто приобрёл полотно, он подумывал о том, чтобы обратиться в суд. В итоге он отказался от этой идеи.
Ему было ясно сказано, что это вопрос национальных интересов Нидерландов; ведь немцы не платили в немецкой валюте, а взамен давали работы голландских мастеров, общая стоимость которых во много раз превышала цену картины Вермеера. Следователи, казалось, были удовлетворены этим ответом, и ван Меегерен надеялся, что всё это дело замяли. Однако через два дня он был арестован по подозрению в сотрудничестве с врагом. Ему даже угрожали пожизненным заключением.
После шести недель, проведённых за решеткой, подозреваемый решил изменить свои показания. Вместо красивых сказок он представил факты. Он заявил, что "Христос и грешница" - это вовсе не работа мастера XVII века, а подделка, которую он сам нарисовал в начале 1940-х годов.
Сначала никто не хотел ему верить. Считалось, что он просто пытается "отмазаться" от длительного тюремного заключения. Признание ван Меегерена казалось тем более невероятным, что у него была очень хорошая репутация среди коллекционеров произведений искусства. Ещё в 1938 году он продал "Вечерю в Эммаусе" (представлена ниже), ещё одну якобы неизвестную картину Вермеера, музею Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме. Разумеется, перед сделкой полотно было тщательно осмотрено, и эксперты признали его оригиналом.
Фото: vakin.livejournal.com
Тем временем арестованный утверждал, что это тоже подделка, как и дюжина других картин, которые он уже продал или всё ещё хранил в своей коллекции. Большинство из них он подписал именем Вермеера, а также "произведениями"
Герарда тер Борха,
Франса Хальса и
Питера де Хуха.
За несколько лет Хан ван Меегерен должен был заработать на своих незаконных сделках в общей сложности 5,5 миллионов гульденов (уже после вычета брокерских комиссионных). В то время это было эквивалентно 2,3 миллиона долларов. С учётом инфляции это составляет почти 39 миллионов долларов США в 2023 году!
Чтобы доказать свою вину, Хан ван Меегерен согласился создать ещё одного сфабрикованного "Вермеера". Под надзором полиции он изобразил Иисуса среди учеников. Он использовал специальные красители и техники, которые, как он утверждал, применял в более ранних подделках.
Подделка - хотя и не столь удачная, как предыдущие, - доказала, что ван Меегерен действительно одурачивал весь мир искусства в течение последних нескольких лет.
Поэтому его быстро назвали величайшим фальсификатором 20-го века, а обвинение в сотрудничестве было снято. Судебный процесс первоначально должен был начаться в мае 1946 года, но его пришлось несколько раз откладывать из-за ожидания экспертных заключений по поддельным работам. Из-за задержек мошенник был выпущен под залог и ожидал суда дома.
Фото: dzen.ru
Наконец, только 29 октября 1947 года он предстал перед окружным судом Принсенграхт в Амстердаме. Он был обвинён по статьям 326 и 326b Уголовного кодекса - "получение денег обманным путем" и "изготовление поддельных подписей с мошенническим умыслом". Процесс вызвал большой интерес со стороны прессы и простых граждан, которые стекались на слушания.
После анализа доказательств и заслушивания показаний многочисленных свидетелей 12 ноября 1947 года суд вынес обвинительный приговор. Ван Меегерен должен был отбыть всего один год. Однако он так и не вернулся за решётку. 26 ноября (в день, когда истёк срок подачи апелляции) фальшивомонетчик упал в обморок в собственном доме и был доставлен в больницу. Сначала казалось, что его состояние улучшается, но 29 декабря у него случился обширный сердечный приступ, в результате которого он скончался.