Иоганн Генрих Фюсли, также известный как Генри Фузели, был швейцарским живописцем и рисовальщиком
романтизма XVIII века, оказавшим большое влияние на таких художников, как
Уильям Блейк.
Романтические произведения искусства, написанные Генрихом Фюсли, были очень популярны при жизни швейцарского художника в 18-19 веках, а также не утратили своей притягательности и после его смерти. Картина «Ночной кошмар» является одной из самых известных его работ с характерным сверхъестественным и мрачным сюжетом, которые он любил изображать.
Проведя большую часть своей жизни в Великобритании, Фюсли писал картины для знаменитой Шекспировской галереи Бойделла и создал свою собственную галерею Мильтона. В течение многих лет он был связан с Королевской Академией, занимая должность профессора живописи, а также выполняя обязанности хранителя картинной галереи.
Благодаря влиянию на таких известных художников, как Уильям Блейк, его творческая карьера стала блестящей. Для более подробного знакомства с жизнью и работой Генриха Фюсли предоставляется краткое описание его биографии, обзор стилей рисования и живописи, а также обзор четырёх его самых известных картин.
Жизнь Генриха Фюсли
Генрих Фюсли родился в Цюрихе в 1741 году в многодетной семье. Его отцом был Иоганн Каспар Фюссли, известный портретист и пейзажист. Он предназначал Генриха для духовной карьеры и отправил его в колледж Каролин (Caroline college) в Цюрихе, где сын получил прекрасное классическое образование.
Фото: thecollector.com
В 1761 году Генрих помог своему школьному товарищу и другу Иоганну Каспару Лафатеру разоблачить несправедливого чиновника магистрата. Вскоре Генрих вынужден был бежать из страны из-за того, что влиятельная семья чиновника хотела отомстить ему.
Интерес к классической филологии под влиянием швейцарского писателя Иоганна Якоба Брайтингера и наставника Гомера Иоганна Якоба Бодмера привела его к литературной карьере.
Во время своих путешествий он познакомился в Англии с английским художником сэром
Джошуа Рейнольдсом. Знаменитый художник заинтересовался рисунками Фюсли. Это вдохновило Генриха посвятить себя искусству, и в 1770 году он переехал в Италию, где восхищался классической скульптурой, работами
Микеланджело и искусством маньеристов.
Фюсли стал ассоциироваться со шведским скульптором Йоханом Тобиасом Сергелем и вошёл в большую группу молодых художников. Девять лет спустя он вернулся в Великобританию и получил заказ от английского мецената и издателя Олдермана Бойделла на создание картин для Шекспировской галереи.
В 1788 году он стал членом Королевской академии, а в 1799 году начал преподавать в качестве профессора живописи. Примерно в это время Фюсли женился на модели по имени София Роулинс, хотя он был влюблён в племянницу Лафатера, выбор которой в качестве жены не одобрял его отец. После четырёх лет преподавания он был назначен хранителем галереи и продолжал участвовать в работе Академии до самой своей смерти в 1825 году.
В том же году, когда он начал преподавать, 47 его картин были представлены на выставке, иллюстрирующей произведения знаменитого английского поэта Джона Мильтона. Однако выставка оказалась неудачной.
Несмотря на поражения, которые он потерпел в начале своей карьеры, огромное влияние Фюсли прослеживается в работах его учеников, таких как
Джон Констебл и Уильям Блейк, а также многих английских художников, чей стиль отражает творчество Фюсли.
Картины и эскизы
Во время учёбы в Риме Фюсли испытал влияние маньеристов. Это заметно по драме в его произведениях, созданной с помощью освещения в стиле кьяроскуро и тщательно подобранного ракурса. Вместо того чтобы организованно разложить палитру, как его современники, он располагал цвета в произвольном порядке. Такие работы были уникальными по сравнению с картинами его коллег по Академии.
Фото: thecollector.com
Основным средством в работе Фюсли были сухие порошкообразные пигменты в сочетании с маслом и скипидаром. Ещё одним элементом, который повлиял на его работу как художника и который выделял его среди других, была связь с немецкой литературной группой под названием «Буря и натиск». Будучи её членом, Фюсли осуждал рационализм и переносил своё влечение к переживаниям чувств вместо объективности на свои произведения.
Фюсли был сторонником погружения в мир снов, сексуальности и сверхъестественного.
Достигая этих состояний через свои интерпретации и восприятие поэтических и литературных произведений, он считается прародителем
сюрреализма. Его работы часто создавались в преувеличенном и идеальном масштабе, чтобы подчеркнуть эти сверхъестественные компоненты.
Фюсли часто изображал беспомощных женщин, над которыми властвуют демоны. Это привело к возникновению в литературе жанра готического ужаса. Интимные отношения с женой Софией также повлияли на многие его работы. Существует даже эротическая коллекция, изображающая его жену, которая часто позировала ему при создании этих картин.
Фюсли создал более 200 картин и 800 эскизов, многие из которых никогда не выставлялись им самим. В свои рисунки он по-прежнему включал преувеличенно непропорциональные человеческие фигуры. Одним из методов, который он использовал для достижения этой цели, было рисование случайных точек и их соединение для создания конечностей.
Он почти никогда не рисовал тела с моделей, предпочитая использовать в качестве эталонов античные предметы и работы Микеланджело. Фюсли никогда не создавал пейзажей и написал только два портрета.
Персиваль освобождает Белисану от волшебных пут Урма (1783)
Вместо того чтобы основывать исторические картины на хорошо известных историях, встречающихся в литературе, мифологии или религиозных текстах, Фюсли иногда предпочитал изображать свои собственные истории. Целью исторических картин часто было возведение какого-либо момента на пьедестал для изучения морали или благородства. Это усиливало уже имеющиеся у зрителя знания о персонажах и их символических ролях.
Фото: thecollector.com
Для Фюсли смысл его картин, как правило, коренился в преувеличении и стимуляции, а не в уроках морали. В картине «Персиваль освобождает Белисану от волшебных пут Урма» он сам разработал персонажей и сюжет.
Белисана одета в белое и прижимается к Персивалю, центральной фигуре на картине. Персиваль держит над головой меч, готовясь нанести удар человеку в плаще, лежащему на полу. Этот человек прикован за руку к стене, а в углу стоит ещё один заключённый.
Фирменный стиль Фюсли, заключающийся в использовании контрастного освещения, заметен в этой работе. В сочетании с драматическими позами сцена имеет значительные театральные элементы. Как и в других ранних работах художника, для него было обычным делом рисовать рыцарских героев и легенды, которые были незнакомы публике или являлись его собственным изобретением.
Цель этих картин заключалась не в том, чтобы вызвать отклик у зрителей или рассказать популярную историю, а в том, чтобы вызвать чувства, не зависящие от устоявшихся ассоциаций или отсылок.
Царица эльфов Титания и ткач Основа с головой осла (1790)
Во время учёбы в Цюрихе Фюсли заинтересовался пьесами Шекспира благодаря учениям швейцарского учёного Якоба Бодмера. Пьеса
Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» всегда привлекал его, в частности, из-за акцента на сверхъестественных сферах.
Картина «Титания и Основа с ослиной головой» иллюстрирует один из самых фантастичных эпизодов пьесы, когда царица эльфов Титания оказавшись под воздействием волшебного сока в качестве наказания за свою гордыню, влюбляется в ткача Основу, имеющего ослиную морду вместо головы.
Фото: thecollector.com
На картине можно видеть почти буквальную иллюстрацию к тексту пьесы, когда Титания ластится к Основе, а подданные по её приказу всячески ублажает ткача. Основа с огромной ослиной головой, явно смущённый вниманием такого количества необычайных существ, находится в самом центре произведения. Эльфы уже украсили его голову драгоценным ожерельем из жемчуга и цветов, Титания нежно обнимает его и нашёптывает ласковые слова.
В соответствии со своим фирменным художественным стилем, Фюсли позволил себе творческие вольности, чтобы создать свою собственную версию знаменитой сцены. Множество женщин, изображённых вокруг Титании, - это феи, которые одеты в современные платья.
Горчичное Зерно, Душистый Горошек, Паутинка, Мотылёк и прочие персонажи, которые в списке действующих лиц пьесы, способствуют удовлетворению потребностей Основы, будь то почёсывание головы или доставка свежего мёда.
Молодая женщина и карликовое существо, которое она ведёт за поводок, интерпретируются как олицетворение чувств и эмоций над разумом. Источниками вдохновения для этой картины, по-видимому, послужили «Леда»
Леонардо да Винчи и иллюстрация
Боттичелли к «Парадизо»
Данте.
Явление Христа в Эммаусе (1792)
Помимо придумывания собственных историй и иллюстрирования литературных сцен, Фюсли черпал вдохновение и в библейских повествованиях. Евангелие от Святого Луки рассказывает о дне воскресения Иисуса и его прогулке из Иерусалима в Эммаус с двумя учениками. Эти два человека не узнают Иисуса, пока он не преломит хлеб за столом.
Фото: thecollector.com
Вечеря в Эммаусе была популярной сценой в истории искусства. Однако версия Фюсли стоит особняком. После того, как Иисус сказал: "Я есмь хлеб жизни" - он исчез. Этот акт исчезновения часто остаётся за кадром картин, однако Фюсли решил сосредоточиться именно на этом моменте.
Существует множество исполнений, иллюстрирующих трапезу Иисуса после того, как он узнал о своей истинной сущности. Эти произведения часто имеют радостное настроение и атмосферу праздника. Напротив, настроение картины «Явление Христа в Эммаусе» окутано мраком и меланхолией.
Фюсли был мастером преобразования традиционной, значимой истории и раскрытия той стороны, которая была скрыта в тени.
Христос - центральная фигура, а два его ученика в отчаянии сидят за столом по обе стороны от него. Светящийся нимб окружает голову Иисуса, когда он начинает своё восхождение на небо. Момент фокусируется на падении эмоций от восторга по поводу возвращения Иисуса на небо до жестокого разочарования и суровой реальности его внезапного ухода.
Дебютантка (1807)
Одержимость Фюсли женщинами и его фантазии об их господстве над ним проявлялись во всём его творчестве. Большинство женщин, которых он рисовал, отличались жестокостью и были сексуальными хищницами. Многие из них были одеты в замысловатые костюмы и роскошные головные уборы.
Фюсли хотел показать динамику власти, о которой он мечтал в своих отношениях. «Дебютантка» - это картина, написанная акварелью с графитом, которая показывает извращённое воображение Фюсли. Неизвестно, были ли персонажи этого произведения основаны на реальных женщинах, но предполагается, что они являются работницами секс-индустрии высокого класса или куртизанками. Некоторые считают, что вдохновением для этой работы послужила сцена из романа «Памела», написанного Сэмюэлем Ричардсоном в 1740 году.
Фото: thecollector.com
Женщина справа шьёт, привязанная верёвкой за шею. Сидящая слева - это, по мнению некоторых, глава борделя. Другие женщины за чайным столом, кажется, постарше, насмехаются над молодой женщиной, привязанной к стене.
Тяга к женской фигуре, экстравагантным причёскам и моде пронизывала работы Генриха Фюсли, как и произведения многих других художников-романтиков конца XVIII - начала XIX века в Великобритании.
Эта одержимость женщинами была одним из многих элементов его работ, которые вместе с интересом к сверхъестественному определили его уникальный стиль и стали источником вдохновения для многих последующих художников.