Империя Мали была одним из крупнейших и наиболее влиятельных государств средневековой Африки. Всего существовало три великих средневековых государств Западной Африки - Гана, Мали и Сонгай.
Империя Мали образовалась в результате разнообразных форм торговли и взаимодействия исламской религии с уже существовавшими культурными традициями Западной Африки. В отличие от современной страны Мали, средневековая империя простиралась от Атлантического океана до реки Нигер. Сразу после более поздней империи Сонгай, она была одним из крупнейших государств в досовременной истории Африки.
Если империя Мали была настолько важна и развита в своё время, то как её наследие продолжает влиять на современный мир? Оказывается, несмотря на то, что само государство распалось, культура Мали не затерялась во времени. Во всех странах Западной Африки элементы малийской культуры сохранились и были адаптированы к меняющимся условиям жизни.
Многоконфессиональное государство
Территория Малийской империи охватывала западную часть Сахеля (тропический саванный регион в Африке, который является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге). В этом регионе на протяжении всей истории происходила замена религии. В случае Мали эта замена коснулась местных этнических традиций и ислама.
Фото: thecollector.com
Уже в восьмом веке североафриканские арабы принесли ислам в некоторые районы Сахеля. В некоторых государствах правители и дворянские семьи приняли ислам, но большая часть сельского населения не захотела изменять своей религии. Некоторые этнические группы также были более восприимчивы к проповедям северян, чем другие. Полное превращение Западной Африки в оплот исламской веры заняло более тысячи лет.
В Сахеле раннему исламу пришлось приспосабливаться к уже существовавшим местным системам верований. Мусульманские религиозные деятели могли начертать стихи из Корана на талисманах и амулетах, добавляя исламский слой краски поверх уже существующей структуры. Например, правящий в империи Мали клан Кейта начал основывать свою легитимность на предполагаемом прибытии в Западную Африку древнего основателя мусульманства. Несмотря на свои зачастую серьёзные различия, ислам и местные традиции в истории Мали опирались друг на друга.
Торговля золотом в экономике средневекового Мали
Экономика империи Мали была сосредоточена на особенно ценном ресурсе - золоте. Малийские императоры (мансы) контролировали несколько крупных месторождений золота в западном Сахеле. Благодаря этому золото доминировало в малийской части транссахарской торговой сети. Арабские и европейские государства в это время уже начали делать монеты из золота, часть которого, должно быть, поступала из Мали.
Фото: thecollector.com
Купцы с севера и востока приносили с собой религию, обращая в свою веру местных жителей. Это контрастировало с ситуацией к северу от Сахары, где мусульманские армии распространяли свою веру, завоевывая новые территории.
Торговля фактически была основным средством, способствовавшим распространению ислама в Западной Африке.
Однако малийская экономика не была лишена своей тёмной стороны. Рабство, издавна существовавшее по всему Сахелю, было реальностью жизни в империи. Работорговля была ещё одной ветвью транссахарской сети, поставляя невольников североафриканским рабовладельцам. Со временем в некоторых частях региона рабство превратилось в наследственный статус. В современном Мали, несмотря на отмену рабства, до сих пор существует дискриминация потомков рабовладельческих каст.
Ислам способствовал развитию науки
Как только ислам прочно обосновался в империи Мали, мусульманские учёные основали школы и центры высшего образования. Такие города, как Тимбукту, стали крупными центрами исламской учёности. В медресе (исламских школах) и библиотеках хранились тысячи рукописей, охватывающих широкий спектр тем, как религиозных, так и светских.
Фото: thecollector.com
Медресе (от арабского дараса - «учить») - мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). Выполняет функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. В медресе поступают после окончания мактаба или домашней коранической школы.
В средние века это был единственный высший общеобразовательный институт в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также служащих государственного аппарата. Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира. Малийские правители даже обеспечивали финансирование этих учреждений. Самые известные медресе в Тимбукту - Санкоре, Сиди Яхья и Джингеребер.
Поддержка исламской науки продолжалась и после упадка Мали. Империя Сонгай при династии Аския была, пожалуй, самым плодовитым источником финансирования производства рукописей. Однако, несмотря на периодические возрождения, Тимбукту постепенно утратил своё центральное значение. К семнадцатому веку известность города уже давно угасла. Осталась лишь память о некогда неприлично богатом городе.
Богатство правителя Мали
Если человек знает только одну вещь об империи Мали, то, скорее всего, это имя её самого известного лидера:
Манса Муса. Этот малийский император прославился среди современных арабских и европейских писателей своим огромным богатством. Сирийский историк
Ибн Фадлаллах аль-Умари описал паломничество Мусы в Мекку в 1324-1326 годах. Он уделил особое внимание остановке Мансы Мусы в Каире, в Египте. Муса якобы раздал в Каире столько золота, что местная стоимость драгоценного металла рухнула на двенадцать лет!
Фото: thecollector.com
Правдива ли эта история? Вероятно, не совсем. Некоторые современные авторы называют Мансу Мусу самым богатым человеком в истории, но у исследователей нет возможности точно измерить его богатство. Однако вполне вероятно, что он был самым богатым правителем своего времени. Его легендарный хадж (паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей в определённое время) буквально нанёс его на карту Европы и исламского мира. Вполне возможно, что он был
Джоном Д. Рокфеллером XIV века.
Возможно, у Мали была не одна столица
Известно, что империя Мали была чрезвычайно богата при Мансе Мусе, но, к удивлению, нет никакой информации о местонахождении её столицы. Исторические источники называют разные места. Марокканский путешественник Ибн Баттута посетил малийскую столицу, но даже он не смог назвать точное местоположение. Если верить арабским летописцам, столица могла находиться в любой точке западного Сахеля.
Фото: thecollector.com
Некоторые города, такие как Тимбукту и Гао в Мали и Ниани в современной Гвинее, определённо стали особенно известными в средневековый период. Тем не менее, историки и археологи не могут прийти к единому мнению о том, где находился центр власти в империи Мали. Мог ли он меняться в зависимости от того, кто был правителем в тот или иной период времени? Или у археологов просто ещё не было возможности провести надлежащие полевые работы? Каков бы ни был ответ, столица империи остаётся неизвестной.
Малийская архитектура
Отчасти самое долговечное наследие империи Мали заключается в её архитектуре. Средневековые архитекторы Западной Африки строили в основном из глинобитных кирпичей из-за недостатка камня в регионе. Сохранившиеся до наших дней глинобитные строения отличаются наличием деревянных балок в экстерьере. Это позволяет каменщикам подниматься наверх, чтобы укрепить здания новым глинобитным кирпичом, что приходится делать регулярно.
Самые известные образцы сахельской архитектуры империи Мали - это исламские учреждения.
Главным из них является Великая мечеть Дженне, расположенная в южной части центральной части Мали. Нынешний вариант здания датируется 1907 годом, но, согласно записям, предыдущие версии сооружения существовали здесь на протяжении столетий. Три медресе Тимбукту также были построены в этом стиле.
Фото: thecollector.com
Исламские сахельские здания можно найти от Сенегала и Мали на севере до юга современной Ганы и Нигерии. Их материалы могут быть более хрупкими, чем камень или сталь, но они, очевидно, сохранили своё огромное культурное значение для того, чтобы продолжать жить в современном мире.
Сохранение истории империи Мали
До распространения ислама жители Сахеля не записывали свою историю. Вместо этого они передавали рассказы устно, из поколения в поколение. Эта устная традиция остаётся непоколебимой и распространённой в странах Западной Африки и сегодня. В её центре находится каста людей, известных как гриоты (jaliw на языках коренного народа манде).
Гриот - у народов Западной Африки представитель отдельной социальной касты профессиональных певцов, музыкантов и сказочников. Всё их занятие заключается в сохранении культурного наследия своего народа.
У гриотов нет ни одной функции в западноафриканском обществе. С раннего детства они обучаются в самых разных областях: музыке, устной поэзии, исполнительству и истории общины. Среди распространённых инструментов, на которых играют гриоты, - арфоподобная кора и балафон - это музыкальный инструмент типа ксилофона, разновидность маримбы с резонаторами в основном из высушенной тыквы.
Инструмент состоит из 15-22 прямоугольных дощечек, изготовленных из дерева Ши или других твёрдых пород. До обработки дощечки сушатся в натуральных условиях и на костре, при настройке их подпиливают до получения нужного звука. Под дощечками размещены резонаторы В них часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена, что приводит к более грязному и дребезжащему звуку. Части балафона соединяются между собой кожаными ремешками.
Гриоты наследуют свою должность от отца. В патриархальных сахельских обществах женщины-гриоты встречаются редко, хотя некоторые из них, например, британо-гамбийская женщина-музыкант Сона Джобарте, добились успеха.
Гриоты исторически были эндогамными; общественные табу не позволяли им жениться за пределами своего социального класса. Это в определённой степени сохраняется и в современном мире. В эпоху средневековья у каждого правителя был личный гриот, который составлял и запоминал королевскую генеалогию. В его обязанности входило давать советы своим лидерам. Современные гриоты известны в основном как музыканты и исполнители.
Фото: thecollector.com
Для западной аудитории самым известным вкладом гриотов стал «
Эпос о Сундиате». Эта огромная эпическая поэма повествует о легендарном основании империи Мали в тринадцатом веке. Это история борьбы добра против зла, дружбы, завоевания, общественного долга и победы над невзгодами. Версия
Джибриля Тамсира Ниана «Сундиата: эпос о старом Мали», первоначально опубликованная в 1960 году, является самой известной, но существует и бесчисленное множество других версий.
Как устная традиция, история Сундиаты менялась с течением времени в зависимости от исполнителя и аудитории. Один гриот может включить в неё мелкие детали или отсылки, связанные с его собственным опытом. Тем не менее, все гриоты сохраняют основные факты сказки о Сундиате на протяжении более семисот лет.