Пиктские камни - загадочные артефакты группы племён, которая когда-то вселяла страх в сердца жителей
Римской империи, а сегодня вызывает любопытство учёных. Населяя окутанные туманом земли нынешней северной и восточной Шотландии, пикты были столь же загадочны для своих современников, как и для сегодняшних исследователей
Пикты, история которых была такая же скрытая, как и их отдалённые земли, практически не оставили после себя письменных свидетельств. Тем не менее, они оставили так называемые пиктские камни - озадачивающие и внушающие благоговение камни - находящиеся на этих когда-то священных землях. Но прежде чем погрузиться в изучение типов пиктских камней, нужно понять историю самих пиктов.
Кто стоял за созданием пиктских камней
Так кто же были люди, создавшие эти реликвии прошлого? Пикты были обществом железного века, существовавшим между 300 и 843 годами нашей эры. Однако историк Джеймс Э. Фрейзер в своей книге «От Каледонии до пиктландии: Шотландия до 795» (2009) предполагает, что пикты могли существовать уже в 79 г. н.э.,но под другим именем - каледонцы.
Фактически пикты были конфедерацией племён, которые обрели идентичность в борьбе с общим врагом, римлянами и, возможно, викингами.
Термин «пикт» был придуман в 297 г. н.э. римским писателем Евмениусом, который называл каледонцев «пиктами» или «раскрашенными». Как называли себя сами пикты, остаётся неизвестным.
Фото: thecollector.com
Римлянам было труднее победить пиктов, чем бриттов. От Флавиана I (79 - 88 гг. н. э.) до Северана (208 - 212 гг. н. э.) римляне неоднократно проводили кампании против этих северных «варваров», но каждый раз терпели неудачу. Не принимая поражения, римский император Адриан стремился отделить империю от её каледонско-пиктских соседей.
В 122 г. н.э. Адриан приказал построить приблизительно 115-километровую стену через северную Британию, от Ирландского моря на западе до Северного моря на востоке. Эта стена стала известна как
стена Адриана или вал Адриана. Остатки этой стены представляют собой постоянное напоминание о доблести пиктов в сравнении с римлянами.
Дружеское или кровавое вторжение викингов
Около 800 г. н.э. пикты подверглись вторжению
викингов в северной части Пиктландии. Было ли оно мирным или нет, до сих пор остаётся предметом споров учёных. Есть три гипотезы о взаимодействии викингов и пиктов на Оркнейских, Шетландских и Западных островах.
Первая точка зрения предполагает, что скандинавы мигрировали мирно и относительно в небольших масштабах. В конце концов, норвежцы начали доминировать на землях в политическом, лингвистическом и культурном отношении, что подтверждается современными географическими названиями Шотландии. Однако эта точка зрения основана на таких произведениях как, Сага об оркнейцах (Orkneyinga Saga) и История Норвегии (Historia Norwegiae), которые являются не самыми надёжными историческими отчётами.
Вторая точка зрения предполагает, что до эпохи викингов существовала давняя традиция мирного переселения, и не было необходимости проводить различие между пиктами и скандинавами. Однако обе предыдущие точки зрения устарели и не имеют надёжных доказательств. Вместо этого Джеймс Х. Барретт в книге «Земля, море и дом» (2018) предположил, что между скандинавскими, шотландскими и пиктскими группами действительно происходили постоянные войны.
Фото: thecollector.com
Существует достаточно археологических свидетельств, подтверждающих, что пикты встретили миграцию скандинавов не с распростёртыми объятиями, а скорее враждебно. В 839 году н.э. королевская семья пиктов была уничтожена викингами, что привело к конкуренции за трон.
Кеннет Макалпайн, король гэльского королевства Дал Риада, стал королём пиктов в 849 году нашей эры. Викинги вернулись в 867 году н.э. и завоевали английское королевство Нортумбрия, в результате чего пикты и гэлы были окружены. После многих лет нестабильности и напряжённости пиктский король Константин мак Синаеда наконец победил викингов в Страткарроне в 904 году нашей эры. Однако, несмотря на эту победу, пиктская культура уже была переплетена с гэльской и скандинавской.
Пиктские камни
Одним из наиболее устойчивых наследий пиктов являются их искусно вырезанные камни, разбросанные по высокогорью Шотландии. Хотя большая часть того, что исследователи знают о пиктах, происходит от этих пиктских камней, пикты также оставили после себя форты и могильники. Однако именно их камни сегодня очаровывают большинство людей.
Каково было назначение этих камней? Изображали ли они истории знати, племён, божеств и великих сражений? Служили ли они знаками власти? Первая попытка понять и классифицировать камни на основе их иконографии, уровня детализации и методов выполнения рисунков была предпринята в 1903 году. Пиктские камни были разделены на три класса: класс I, класс II и класс III.
Однако, как показано в Pictish Progress (2010), сборнике работ, связанных с исследованиями культуры пиктов, эта система имеет недостатки. Тем не менее, несмотря на сложность пиктской археологии, базовая система классификации по-прежнему ценна для определения художественной эволюции пиктских камней на протяжении времени.
Класс I
Традиционно считалось, что камни класса I или «камни-символы» возводились между 5 и 7 веками. Однако благодаря сотрудничеству между экспертами по датированию из Абердинского университета и Национального музея Шотландии датировка была отодвинута на 3-й и 4-й века.
Камни I класса украшены зооморфными изображениями, такими как изображения волков, кабанов, хищных птиц и даже водных животных. Самым известным из этих художественных изображений является пиктский зверь.
Фото: thecollector.com
Камни класса I также украшены более абстрактными символами, интерпретируемыми как колесницы, котлы, щиты, солнечные диски, зеркала и гуманоидные фигуры. Символы из огама - древнего ирландского алфавита - также появляются на камнях класса I. Все эти украшения вырезаны на необработанной поверхности камня, что соответствует древнейшему периоду пиктской скульптуры.
Функция пиктских камней класса I, особенно камней с гуманоидными фигурами, уже давно обсуждается в академическом сообществе. Тем не менее, вопрос о том, были ли камни пограничными знаками, памятниками умершим или символами прошлой системы верований, которая действовала как защитный механизм от христианизации Шотландии, остаётся без ответа. Хотя пикты вырезали свои символы на камнях, они не вырезали значения символов и не оставляли ничего, что помогло бы расшифровать эти работы.
Класс II
Со временем росла и сложность пиктских камней. В отличие от класса I, пиктские камни класса II или «тщательно отёсанные каменные плиты» часто представляют собой камни прямоугольной формы с замысловатой рельефной резьбой. На камнях класса II имеются христианские символы, кресты и пиктская иконография.
Камни класса II нередко имели крест в центре с одной или обеих сторон и были окружены пиктской иконографией. Кроме того, на более экстравагантных камнях класса II изображены агиографические и библейские истории. Однако, как видно на камне Hilton of Cadboll, камни класса II могут отображать события из жизни пиктской знати.
Фото: thecollector.com
Считается, что класс II был разработан примерно в 7-м и 9-м веках, когда Пиктландия подвергалась последовательной христианизации, вероятно, благодаря ирландским и римским миссионерам Ионы и Нортумбрии. Как подтверждает Уильям Камминс в своей книге «Пикты и их символы» (1999), хотя камни класса II имеют христианскую иконографию, это не означает, что все пикты приняли христианство. Следовательно, камни класса I возрождаются в определённых регионах Пиктландии.
Класс III
В отличие от Класса I или Класса II, пиктские камни Класса III не имели какой-либо дохристианской пиктской иконографии. Камни класса III, изготовленные в 8-м и 10-м веках, доминировали в пиктском ландшафте из-за того, что пикты подвергались обширной христианизации и колонизации гэлами из Дал Риада.
Система верований пиктов проигрывала битву христианству, как и различные языческие системы верований по всему миру. Камни класса III использовались в качестве надгробий, отдельно стоящих крестов и каменных святынь. В отличие от своих предшественников, камни класса III намного легче интерпретировать из-за отсутствия пиктской иконографии и их последовательного расположения.
В качестве ярких примеров можно привести одно из самых священных и исторических мест Шотландии, остров Айона и аббатство Айона. Основанное в 563 году н.э. святым Колумбой, аббатство Айона было местом христианского паломничества в древнем мире. Увеличивая свою популярность, аббатство Айона представило процессию «Улица мёртвых», путь, имитирующий путешествие паломников к Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Кроме того, вдоль дороги к аббатству были размещены камни класса III, которые служили учебными пособиями, проповедническими крестами и данью уважения библейским историям.
Фото: thecollector.com
Несмотря на отсутствие пиктских символов, камни класса III по-прежнему имеют очень сложный дизайн. В дополнение к христианским символам камни класса III содержат изображения, вероятно, обращённых пиктов, зооморфные узоры, духовные миры и реальный мир в резном рельефном стиле, аналогичном камням класса II.
Исчезновение или адаптация
Часто романтизированные как «потерянное племя» или народ, который, казалось бы, растворился в воздухе, пикты находятся на грани полёта воображения учёных и неточных теорий. Однако существует общепринятая гипотеза, предложенная Алексом Вульфом в его книге From Pictland to Alba 789-1070 (2007).
Скорее всего к 900 г. н.э. пикты не исчезли, а ассимилировались с жителями Дал Риада при первом короле Альбы Кеннете Макальпине I.
Хотя этот ответ менее мистический, он не умаляет сложности пиктской истории. Из-за слияния пиктов, Дал Риада и, в конечном итоге, англов пиктская идентичность исчезла, и родилось Королевство шотландцев. Королевство Шотландии является суверенным государством уже около 850 лет и продолжит бороться с угрозой колонизации со стороны своих соседей.