София Синицкая - российская писательница, в портфеле которой всего 3 книги. Несмотря на это она с каждой книгой завоевала минимум одну премию.
Ее последняя книга "Хроники Горбатого" (2022) тоже стала финалистом премии "Национальный бестселлер".
Для начала хочу уточнить один момент. Я слушала аудиокнигу и мне очень понравился чтец. Он хорошо прочитал, но сама книга мне не понравилась. Еще понравился момент с картиной и Гитлером. Ему подарили картину, на которой были изображены русская и еврейка, а Гитлер подумал, что картина символизирует Финляндию (русская девушка) и Германию (еврейская девушка). По сюжету картины русская девушка была ниже и смотрела снизу вверх на свою еврейскую подругу. Гитлер посчитал, что маленькая Финляндия смотрит на большую и сильную Германию. Потом начал разглагольствовать и размышлять на тему величия Германии. Я этот момент слушать не стала, на мой взгляд слишком неприятные и мерзкие взгляды у Гитлера. В целом, могу сказать, что такого стёба над ним я ещё не видела. Это довольно смешно, что Гитлер в еврейке (нацию, которую он ненавидел) увидел стать и величие своей обожаемой Германии.
На этом положительные стороны книги для меня закончились.
Свой рассказ о том, что мне не понравилось хочу начать с краткого пересказа книги.
Примерно в 15-16 вв. был такой человек - Горбатый, который занимался насаживанием религии в Карельских землях. Людей при этом не спрашивали надо им это? хотят ли? Как говорится: пришел, увидел, покрестил. Народ, который крестили в другую веру, очень переживал по этому поводу, а некоторые прятались и избегали насильного крещения. Эта ситуация напомнила мне книгу "Молчание" Сюсаку Эндо. Там был один герой, которого тоже несколько раз обращали в христианство и он каждый раз "принимал" его, а потом шел молиться своим богам. Может быть вера это что-то большее, чем обряд крещения? Собственно, за этими карельскими людьми не очень смотрели как они новую религию соблюдают. Что мешало им поступить также, как японский герой?
Вот прошло несколько столетий и перед нами потомки того Горбатого, а на дворе Вторая мировая. Потомки тоже с горбом ходят. Один из этих потомков ярый поклонник Гитлера. Работает надзирателем в лагере для еврейских детей. Периодически делает вылазки в местные школы с проверками. Этот ярый поклонник очень любит разговаривать сам с собой. Родственники сдали его в психушку, но ему это мало чем помогло. Он отождествлял Финляндию (Суоми) с человеком, с девушкой. Она приходила к нему перед сном и они разговаривали. Она говорила, что красная баба Русся никому не верит и ни с кем не дружит и вообще захватила земли Суоми и Суоми от этого страдает. Суоми подбивала ярого поклонника сходить и забрать похищенные земли обратно. Еще Суоми говорила, что Германия молодец и с ней надо дружить. Такие речи были постоянно и у меня возникло впечатление, что "красную бабу Русся" выставляют, как всегда, в плохом свете. Я бы это еще поняла, если бы автор не была ребенком этой самой "красной бабы Русся".
В конце концов ярый поклонник Гитлера узнал, что на картине изображены русская и еврейка, окончательно тронулся умом и помер в доме своего детства. Единственное, что домом владеют уже другие люди.
Представьте ситуацию.
Сидите вы дома. Никого не трогаете. Тут приходит к вам очень странный человек, сует деньги и говорит, что хочет умереть у вас дома.
Чтобы вы сделали? Хозяйка дома побежала в милицию.
В целом, книга оставила негативное впечатление. Я не поняла автора, ее замысел, героев. В своем интервью, посвященном книге, она говорила что очень любит карельскую землю и хотела показать связь времен и вообще жизнь, но получилось однобоко, на мой взгляд. То, что во второй части повествование велось от лица нациста явно демонстрирует "жизнь со всех сторон".
Пока писала отзыв нашла у книги одно занимательное явление. Автор в середину книги вставила небольшую пьесу. Думаю, что это нужно взять на вооружение всем писателям, которые писали-писали и им надоело, но дописать надо. Можно вставить пьесу. Особо не надо напрягаться. Мир создавать не надо, буквально пару слов и воображение читателя все додумает само, а дальше пишешь:
герой 1: бла-бла-бла
герой 2: бла-бла-бла
периодически вставляя ремарки. Все дело сделано.
Выехал на пьесе в момент, когда можешь вернуться к роману и бросаешь пьесу. Гениально!
Подводя итог, хочу отметить, что это не первая книга с очень громкой наградой, которая мне не понравилась настолько, что хочется плеваться. Склоняюсь к тому, что еще парочка таких книг и наличие премии будет для меня явной антирекламой.