Русская студентка художественного факультета рано закончила свой жизненный путь, но её дневник продолжал вдохновлять будущих писателей.
В XIX веке молодые женщины, которые вели дневники, редко воспринимались всерьёз. Они часто не имели доступа к высшему образованию и перспективному трудоустройству, а их мысли и эмоции считались тривиальными и недостойными внимания. Исторически сложилось так, что дневникам их коллег-мужчин уделялось гораздо больше внимания. Но всего несколько строк, взятых из дневника русской студентки художественного училища Марии Башкирцевой (1858-1884), говорят о том, что по крайней мере некоторые молодые женщины того времени переживали гораздо более богатую внутреннюю жизнь, чем это представлялось окружающим: «В мире нет ничего, что могло бы сравниться с искусством... В работе забываешь обо всём; относишься к этим очертаниям, к этим оттенкам с уважением, с чувством - ты творец, ты чувствуешь себя почти великим».
Мария Башкирцева была многообещающим вундеркиндом. Будучи юной художницей, она воспользовалась возможностями, открывшимися перед ней в Париже, где обосновалась её богатая аристократическая семья, и поступила в престижную Академию Жюлиана. К сожалению, сохранилось лишь полдюжины её картин, поэтому репутация Марии на сегодняшний день основана не столько на творчестве, сколько на личном дневнике, в котором она скрупулёзно записывала свои юношеские амбиции, а затем ежедневные занятия в качестве студента-художника.
Фото: arskerylos.art
Исследователь Энид Циммерман отмечает, что дневник Башкирцевой "является примером дневника, написанного женщиной в подростковом и раннем взрослом возрасте, в стиле самопрезентации, сосредоточенной на раскрытии деталей своей сокровенной личной жизни". Циммерман подчёркивает, что этот дневник, как и многие другие, подобные ему, служит бесценным историческим документом, а также уникальным произведением нехудожественной литературы. Поскольку Башкирцева начала вести дневник в тринадцать лет и прекратила его писать в возрасте двадцати пяти лет, в год своей ранней смерти от туберкулёза.
Дневник служит своеобразным способом консервации наравне с искусством таксидермии и мумификации.
Он навсегда замораживает единственную в своём роде короткую жизнь. Более того, он предлагает читателям новое понимание особой дискриминационной борьбы, с которой сталкивались женщины в мире искусства в прошлом, демонстрируя, "что женщины, изучающие искусство, страдали от общественных ограничений и были не в лучшем положении в отношении своего художественного образования".
Дневник Башкирцевой был опубликован в 1887 году. Это событие в то время сопровождалось неодобрением критиков и коммерческим успехом. Её фирменный стиль письма, позволяющий читателям сопровождать её в своём путешествии, во время которого она испытывает интеллектуальное и художественное просветление, вдохновил будущих писательниц, которые также обращались к своим дневникам как к творческому выходу бурных чувств.
Французская писательница Анаис Нин, которая также была франко-кубино-американским эссеистом, прозаиком и автором коротких рассказов и романов эротического содержания, вела дневники на протяжении более 60 лет. В них писательница документировала свои сексуальные приключения в богемном мире Парижа двадцатого века. Анаис была поклонницей Башкирцевой.
Также поклонниками творчества Марии были английский автор дневников У. Н. П. Барбеллион, написавший «Журнал разочарованного человека», и новозеландская писательница Кэтрин Мэнсфилд, чьи дневники были средством самоутешения в короткой, часто одинокой жизни.
Но, пожалуй, самой большой поклонницей Башкирцевой была канадско-американская мемуаристка Мэри Маклейн, которая была настолько преданной ученицей, что журналист Г. Л. Менкен дал ей прозвище "the Butte Bashkirtseff ". Проза Маклэйн, которая была также известна как «Дикая женщина из Бьютта», лирична, остра и причудлива. Её дневники произвели фурор и были провозглашены началом новой эры женских голосов.
"Но в своей великой страсти - амбициях - Мария Башкирцева была удивительно последовательна", - размышляет Маклейн в своих мемуарах 1902 года. "И какие невероятные чувства горя и отчаяния, должно быть, охватили её, когда она узнала, что скоро умрёт, исчезнет из этого мира, а её работа останется незавершённой!".
Нужен особый талант, чтобы пройти сквозь десятилетия и вызвать сочувствие коллег-художников. Башкирцева, не смотря на свой возраст, несомненно обладала таким талантом.