Два оленьих рога, томившиеся в музейном хранилище - это артефакты, которые представляют собой самые ранние из известных струнных инструментов, найденных в Юго-Восточной Азии. Ещё в 1990-х годах во Вьетнаме были раскопаны два оленьих рога. В то время они считались не более чем необычными, хотя и хорошо сохранившимися артефактами. Но после того как эти предметы пролежали в музейном хранилище несколько десятилетий, выяснилось, что они представляют собой нечто гораздо более редкое - не только древние кости животных, но и самые ранние из известных струнных инструментов, обнаруженных в Юго-Восточной Азии.
Рога длиной приблизительно 35 сантиметров, предположительно, принадлежат самбарскому оленю или индийскому замбару, обитающему на материковой части Юго-Восточной Азии. Они датируются возрастом, по меньшей мере, 2000 лет и относятся к культуре предшествующей «культуре Ec Eo», которая процветала между 2 веком до нашей эры и 12 веком нашей эры в дельте Меконга.
После раскопок на стоянке Го О Чуа вдоль реки Меконг рога были отправлены в музей Лонг Ан на юге Вьетнама, где они пролежали на складе до визита археологов из Австралийского национального университета. Группа, возглавляемая Фределизой Кампос, исследовала предметы в 2012 и 2016 годах и пришла к выводу, что это действительно однострунные музыкальные инструменты.
В исследовании, которое было недавно опубликовано в журнале Antiquity, учёные указывают на "идеально круглое отверстие" на конце одного рога, возможно, предназначенное для колышка, который можно было использовать для настройки струны, и полированный мостик для её поддержки. Другой рог, хотя и сломанный, также имел следы желобков, в которых когда-то могла быть закреплена натянутая струна.
Фото: news.artnet.com
Проведя дальнейшие этнографические исследования, команда теперь считает, что эти артефакты являются ранними хордофонами, классом струнных инструментов, включающим цитры и монохорды, которые играли жизненно важную роль в тысячелетней традиционной музыкальной практике страны. "Никакое другое объяснение их использования не имеет смысла", - заявляет Кампос.
На древних хордофонах играли сидя на полу и проводя смычком по натянутым струнам инструмента.
По мнению исследователей, для усиления музыкального эффекта мог также использоваться примитивный резонатор.
Находка тем более примечательна, что музыкальные традиции, в отличие от материальных ценностей, не так легко обнаружить при раскопках. Недавно обнаруженный хордофон, добавила Кампос, "заполняет пробел между самыми ранними известными музыкальными инструментами региона - литофонами или каменными ударными пластинами - и более современными инструментами".
В частности, исследователи подчёркивают сходство этих древних хордофонов с современным K'ny (вьетнамский однострунный смычковый инструмент). Как и хордофон, это однострунный инструмент, изготовленный из бамбука. На нём играют с помощью смычка, с пластиной, которая позволяет игрокам модулировать тон. Также он действует как резонатор и может воспроизводить широкий спектр звуков - гораздо больший, чем хроматическая гамма, которую меломаны часто слышат при игре на фортепиано.
"Поразительное сходство между изученными нами артефактами и некоторыми струнными инструментами, на которых играют до сих пор", - сообщает Кампос, - "позволяет предположить, что традиционная вьетнамская музыка берёт своё начало в доисторическом прошлом".